В Таро ничего не бывает просто так, особенно в колоде Райдера — Уэйта с проработанным до мелочей символизмом. Наивно полагать, что пятна добавлены на одежду некоторых персонажей ради разнообразия, поэтому давайте разбираться.
Одежда всех персонажей Таро — средневековая, а значит, придется заглянуть в историю, чтобы понять, какое значение несли те или иные материи и какую роль они играли в жизни людей средневековой эпохи.
Французский историк-медиевист Мишель Пастуро подробно исследовал этот вопрос, изучив сотни литературных, художественных и документальных источников. Результатом его трудов стала книга «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей».
В книге он заключает, что «хорошими» считались однотонные ткани, в то время как пятна, крапинки, полоски и клетка фигурировали в одежде маргинальных персонажей. Двухцветные материи в мировоззрении средневековых людей воплощали собой идею беспорядка, путаницы, деструкции. Многие источники открыто характеризуют двухцветную одежду как нечто низкопробное, возмутительное, а то и просто дьявольское. Часто закон предписывал носить такую одежду "нежелательным" членам общества.
Еретики, шуты и жонглеры, палачи, проститутки, осужденные (всевозможные мошенники, фальшивомонетчики, клятвопреступники и просто разбойники), прокаженные и умственно отсталые, занятые черной работой (слуги) или позорным ремеслом, а также воин-предатель из романа о рыцарях Круглого стола, безумец из Книги Псалмов и сам Иуда Искариот – все они были изгоями и отверженными, все они нарушали или искажали существующий порядок вещей, и все они в той или иной мере связаны с дьяволом.
В Таро мы видим двухцветную, крапчатую одежду у вора на Семерке мечей, у драчуна на Пятерке жезлов, у нищих на Пятерке пентаклей. Двухцветно одеяло плачущей фигуры на Девятке мечей — словно олицетворение наброшенной на нее тени страха перед падением в позор. Крапинкой покрыта внутренняя часть левого рукава держателя дисков на Четверке пентаклей — намек на то, что деградация в непотребство Пятерки хотя еще и не очевидна внешне, но уже зародилась внутри.
Леопардовая пятнистость одеяния мужчины на Двойке кубков означает его дикость, примитивность, необузданность. Ему еще незнаком мир человеческих чувств, воображения и духовных прозрений. Двойка — лишь первый шаг в цепочке кубков после первого озарения Туза.
Он напоминает шумерского Энкиду — нецивилизованного, покрытого шерстью дикаря, что жил в степи с дикими животными, пока Гильгамеш не отправил к нему жрицу Шамхат, которой удалось его приручить. Она убедила его отказаться от жизни с животными и последовать с ней в город. Так же как и Энкиду, благодаря женщине в бело-голубых, символизирующих чистоту и возвышенность одеяниях, мужчина Двойки кубков только начинает свое путешествие по масти, чтобы открыть свою интуитивную сторону и познать свою душу, свои чувства и свой внутренний мир.
В средневековой культуре varius (пестрый, разнообразный) обозначает что-то нечистое, агрессивное, аморальное или лживое. Человек, которого характеризуют как varius (непостоянный, переменчивый), непременно покажет себя хитрецом, лгуном, жестоким человеком, он может страдать от кожных или психических заболеваний. Существительное varietas означает обман, злобу и проказу. Соответственно, крапчатая поверхность может ассоциироваться с кожными высыпаниями, с золотухой и бубонной чумой. В обществе, постоянно страдавшем от эпидемий кожных заболеваний, где их принято было бояться, – вспомним об участи так называемых «прокаженных», – крапчатые поверхности оказываются связанными с разложением, с существованием за пределами социума, близости к смерти и аду. Недаром демоны и черти часто изображаются в пятнистых одеяниях.
Связь пятнистых тканей с кожными заболеваниями оставляет для раздумий вопрос, не больна ли девочка с Шестерки кубков, и не потому ли она в летний солнечный день носит варежки. Тогда цветы дурмана, подаренные ей мальчиком в знак сочувствия и симпатии, оказывают болеутоляющее воздействие, помогая забыть на время о своей болезни, печали и покинутости.
Недоумение вызывает и благодетель с Шестерки пентаклей. Раз он так богат и уважаем, почему на нем рубашка в полоску, если полосатые и двухцветные ткани означали маргиналов? Ответ снова в книге.
Помимо стандартного набора «жонглеры-проститутки-палачи», изображения сообщают и о других недостойных занятиях; среди их представителей – кузнецы (ведь известно, что все они колдуны), мясники (потому что они кровопийцы) и мельники (скряги и спекулянты!). Наконец, последняя категория маргиналов – мусульмане, иудеи и еретики.
Таким образом, изображенный человек может быть либо представителем одного из перечисленных вероисповеданий, либо тем самым скрягой, чья профессия — на которую намекают весы в его руках — пятнает его репутацию.
Полосатое платье одной из женщин аркана "Влюбленные" Марсельского Таро отражает ее порочную натуру и контрастирует с другой женской фигурой, символизирующей добродетель.
При этом историк предупреждает, что нельзя считать "пятнами" любую многоцветную поверхность — ткани, украшенные расположенными с равномерными интервалами геометрическими фигурами, эмблемами и геральдическими знаками символизируют величие и высокий — часто даже священный — статус. Как мы видим, персонажи Таро, одетые в такие ткани, соответствуют описанию Пастуро.
Амбивалентен только камзол Дурака — многоцветный, но не "пятнистый", испещренный хаотично расположенными фигурами, но они в то же время напоминают эмблемы и знаки, подобные тем, которые мы видим на фигурных картах. Может быть, когда-то Дурак был знатным человеком с высоким статусом, а теперь оборвал свои длинные рукава (принадлежность к высшему сословию) и оставил позади материальные блага ради свободы и духовных поисков.
✨ Уважаемые читатели! В следующих статьях я планирую продолжать исследование символики Таро. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал, чтобы следить за появлением новых материалов ✨