Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Бурное развитие турецкого флота и что это может нам сулить.

Начнём с денежек - в 2024 году в оборонный бюджет страны планируется выделить 40 миллиардов долларов по сравнению с 16 миллиардами долларов в 2023 году. Но деньги - это ещё не всё, главное, как их применить. Некоторые страны, закупавшие западные вооружения, сталкивались с тем, что отклоняясь от линии партии общепринятого, как сейчас принято говорить, тренда в политике поставщиков - рисковали лишиться послепродажной поддержки, поставки комплектующих, ЗИПа и боеприпасов, что обесценивает эти вооружения весьма значительно.

Вспомните-ка не взрывавшиеся аргентинские авиабомбы американского производства во время войны за Фолкленды.

Турция давно взяла курс на собственное производство вооружений, ярким примером чего является вступление в строй 19 января первого фрегата турецкой разработки и постройки. Как заявил генеральный директор компании-строителя STM Озгур Гулерюз во время церемонии 19 января, «Заданный уровень локализации для фрегата «Стамбул» составлял 75 процентов — этот показатель нам удалось увеличить до 80 процентов.

Фрегат "Стамбул" на фоне моста через Босфор
Фрегат "Стамбул" на фоне моста через Босфор

В оставшиеся 20% входят в первую очередь двигатели - новый фрегат Турции оснащен двумя дизельными двигателями немецкой компании MTU Friedrichshafen; газовая турбина General Electric LM2500.

Но мне кажется, что раздобыть в случае чего запчасти к такой технике не составит особого труда, дизель - он дизель и есть.

И опять же, это лишь первый корабль в серии, в дальнейшем локализация может ещё повысится. Что касается остального, то дело обстояло так: первоначально планировалось более широкое применение западных технологий, в том числе американских, однако из-за введённых американцами санкций, (оказывается, США вводят санкции и против союзников по НАТО) они были заменены на отечественные. И ведь нашлись же!

Включая систему вертикального пуска для турецких же противокорабельных ракет, радиолокационное оборудование и системы управления. Впрочем, вот на картинке в правой колонке они перечислены:

-2

До этого в составе турецкого флота были 4 фрегата немецкого производства и вот приближается пора их постепенной замены, только построено будет в два раза больше. Второй, третий и четвертый — TCG İzmir , İçel и İzmit — в настоящее время находятся на различных стадиях строительства на верфи Anadolu в Стамбуле, верфи Sedef в Стамбуле и верфи Sefine соответственно.

Строительство пятого, шестого и седьмого кораблей было одобрено во время заседания Исполнительного комитета оборонной промышленности Турции с участием президента Эрдогана в начале января этого года.

Хотя сроки поставки последних фрегатов остаются неясными, ожидается, что TCG İzmir , İçel и İzmit будут построены и приняты ВМС Турции в течение 36 месяцев с момента выбора компаний TAIS и STM для их строительства. Согласно этому графику, они поступят на вооружение ВМС Турции к началу 2026 года.

Считается, что для этого проекта использовались наработки строительства в Турции противолодочных корветов типа "Ада" , вот один из них во время визита в Новороссийск в 2019 году:

-3

Водоизмещение увеличено до 3100 тонн, ну и начинка фрегата конечно, более солидная, чем у корвета. Таких корветов турки построили 4 единицы, но интересно то, что ещё 4 будут поставлены в Пакистан и один достраивается для Украины.

Вот "Стамбул" на фоне целой эскадры:

-4

Такие проекты помимо развития отечественных технологий дают ощутимый толчок промышленному производству. Всего в строительстве фрегата участвовало около 220 турецких компаний, в том числе 80 субподрядчиков, работавших над поставкой более 150 систем.

Но 19 января в состав турецкого флота кроме "Стамбула" были приняты ещё трое. Во-первых, судно-заправщик «Дерья» водоизмещением 26 000 тонн сможет перевозить 10 000 тонн топлива, 750 тонн пресной воды и 270 кубических метров груза. Однако также сообщалось, что оно сможет выполнять и ряд других задач, в том числе как центр командования и управления для поддержки боевых операций

-5

Во-вторых, судно логистической поддержки TCG Ütğm. Ариф Экмекчи

-6

водоизмещением 8500 тонн. Это уже второе судно данного проекта.

И третий - беспилотник Marlin SİDA, водоизмещение 24 тонны, первый в этой серии

-7

Турки утверждают, что это «первое в мире беспилотное надводное судно с возможностями радиоэлектронной борьбы». Трудно сказать, насколько верно это утверждение, но ясно то, что РЭБ, безусловно, является изюминкой уникального корабля. USV может быть оснащен управляемыми противолодочными ракетами (ASUW) и торпедами для аналогичной цели (ASW). Сейчас он управляется так:

-8

Но в перспективе турецкие разработчики планируют оснащение его искусственным интеллектом.

Кстати, о беспилотниках. Ранее много говорилось о "Байрактарах", - где-то проявивших себя хорошо, а где-то не очень. Но вот на самом крупном военном корабле турецкой постройки, УДК "Анадолу", вступившем в строй в апреле 2023 года и обошедшемся Турции более, чем в миллиард долларов

-9

и который помимо всего прочего является "дрононосцем", мы видим на полётной палубе такой аппарат:

-10

Это Bayraktar Kizilelma («Красное яблоко»)

-11

Хотя первый прототип «Кизилельмы» и другие ранние версии, как ожидается, будут оснащены украинским турбовентиляторным двигателем Ивченко-Прогресс Аи-25ТЛТ без форсажа, в более поздних версиях его планируется заменить на форсажный двигатель Ивченко-Прогресс АИ-322Ф, который должен обеспечить сверхзвуковые характеристики.

Так что турки строят для Украины корабли не только ради денежек...

Этот дрон позиционируется как беспилотный разведчик и истребитель. Конечно, с таким шасси на авианесущий корабль ему никак не сесть, слишком хлипкое, однако при соответствующей доработке как дрона, так и палубного оборудования - почему нет?

Для тех, кто слишком загорюет над вышеизложенным, можно сообщить, что нечто подобное есть и у нас. Это реактивный дрон С-70 "Охотник"

-12

Пункт управления:

-13

Вот его совместный полёт с СУ-57:

Другое дело, как быстро он станет поступать на вооружение.

Сухопутной авиации, конечно. Насчёт того, что "Кузнецова" перешьют под его применение, меня терзают смутные сомнения.

А турки - ну что турки? Опыт СВО показал, что в столь ограниченных акваториях, как Чёрное море, при современных видах противокорабельного оружия надводным кораблям, кому бы они не принадлежали, придётся весьма кисло...

...........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: