И можно ли простить студии, которые прикладывают усилия, чтобы «исправиться»
Мы уже давно привыкли к тому, что интернет – место весьма токсичное, и ругательства в онлайн-дискуссиях звучат намного чаще, чем аргументы. Как говорится – невелика беда. Разумеется, касается это и взаимоотношений разработчиков игр и геймеров. Причем начинается это общение уже с момента старта игры. А дальше… а дальше все может пойти очень по-разному.
Иногда игроделов вместе с их проектом начинают смешивать с грязью задолго до выхода проекта. Иногда – на релизе. А, порой, поводы для хейта находятся и спустя довольно долгое время после того, как игра вышла.
Сами разработчики, как правило, «тяжело» воспринимают такой хейт. Говорят, что принимают его близко к сердцу и у них даже возникает стойкое желание все бросить. И начинают обвинять игроков в том, что они испортили все настроение геймдизайнерам, дестабилизировали работу в студии, и вообще – создали игре такую репутацию, с которой нечего и думать про успех.
Но действительно ли это так? Могут ли игроки «испортить игру», или же все ровно наоборот – игру хейтят за то, что она банально плохая, а разработчики не слышат аудиторию? Об этом сегодня и поговорим – на примерах из игровой индустрии.
1. Можно ли хейтить игру в раннем доступе?
Помню, когда опубликовал на этом канале не слишком лестный обзор демоверсии игры «Наследие корсаров» («возвращение» некогда популярной в СНГ игры), то словил хейт от некоторых людей за то, что я якобы придираюсь. Хотя большинство читателей тоже остались не в восторге от такого «перезапуска» любимой серии. И, когда «Наследие корсаров» вышло в ранний доступ в Steam, то хейт поймали уже разработчики этой игры – на момент выхода отзывы оказались «в основном отрицательными». Сейчас они уже «смешанные», но многие люди все-таки ругают новых «Корсаров» и называют их не очень добротно сделанным симулятором ходьбы.
И вот вопрос – как быть в такой ситуации? Ведь создатели «Наследия корсаров» изначально говорили, что будут делать игру постепенно, шаг за шагом. А то, что поначалу все это выглядит не слишком увлекательно – так все впереди, вы только подождите!
И вроде бы все так, но… люди-то оценивают то, что они видят прямо сейчас. И я в демке увидел крайне топорную боевку и не слишком увлекательный геймплей. А что там «допилят» потом – этого я могу уже не увидеть, поскольку просто потеряю интерес к игре.
Но главное – интерес к разработке игры могут потерять и сами создатели, если увидят, что проект «не взлетел». И кто-то скажет: отличная игра могла получиться, но хейтеры все испортили. Только вот как отличить хейтеров от обычных разочаровавшихся игроков?
2. Можно ли хейтить игру, которую ты еще не видел?
Однако «Наследие корсаров» хотя бы еще не закрыли – она вполне себе существует в раннем доступе. Сложнее ситуация обстояла с одним из самых (если не самым) громких провалов 2023 года – игрой The Day Before.
Долгое время проблема этой игры заключалась в том, что ее никто не видел. Нет, разработчики из российской (хотя де-юре сингапурской) студии Fntastic показывали какие-то ролики, но доверия они ни у кого не вызывали. Во-первых, выглядели постановочно, а, во-вторых, не показывали ничего оригинального – скорее, некую компиляцию, основанную на уже существующих шутерах от третьего лица в сеттинге зомби-апокалипсиса.
Неведение, в котором держали игроков, а также отсутствие реальных геймплейных видео сделали свое дело – геймеры начали ругать и разработчиков, и их проект.
Интересно получается. Игры как таковой еще нет, а хейт уже есть. Вывод: нельзя долгое время кормить аудиторию обещаниями, в определенный момент она просто перестанет тебе верить.
В случае с Fntastic получилось, что геймеры оказались правы – на этапе выхода в ранний доступ The Day Before ждал оглушительный провал. Ругали и геймплей и ужасное техническое состояние проекта. Фактически об игре как таковой речи не шло – в ранний доступ была выпущена какая-то недоделка.
И здесь возникает еще один вопрос – стали бы Fntastic делать из этой «пробы пера» что-то стоящее, если бы хейта не случилось? Если бы каким-то чудом игроки дали этому шанс? Хватило бы у них идей, потенциала и упорства для того, чтобы превратить это во что-то более-менее приличное? В случае с The Day Before мы этого уже никогда не узнаем, но…
3. Надо ли хейтить разработчика, который осознал свои ошибки?
В конце концов, есть пример студии Hello Games с ее No Man’s Sky. Которая тоже наобещала геймерам с три короба, а на старте проекта выяснилось, что в рекламе она использовала видео с контентом, которого в игре просто не было. Волна хейта могла бы потопить разработчиков, но нет – извинившись с десяток-другой раз они за несколько лет сделали No Man’s Sky не просто играбельной, но и популярной.
То есть здесь перед нами встает непростая дилемма. С одной стороны – вроде бы разработчик откровенно обманул аудиторию и выпустил не то, чего она ожидала. За такое не грех поставить на нем и его игре крест, и больше принципиально в это не играть. Но с другой – если студия предпринимает реальные усилия для того, чтобы превратить проект во что-то достойное – может, она заслуживает прощения?
Здесь можно припомнить и Cyberpunk 2077 от CD Project RED, который на старте не ругал только ленивый. И ведь было за что – игра явно вышла недоделанной, причем не только в техническом плане. По всей видимости, от ряда механик отказались незадолго до релиза, что сказалось на общем качестве.
НО. У геймеров не такая уж длинная память. Или доброе сердце – выбирайте, что больше нравится. За четыре года они подзабыли «грехи» польской студии. Да и Cyberpunk 2077 в итоге оказался достаточно хорошей игрой – пусть и не настолько хорошей, какой в теории мог бы быть: в какой-нибудь параллельной вселенной.
Так чаще всего и происходит – хейт игр не длится долго. Люди быстро забывают про него, а иногда и про сам объект ненависти. Если же разработчику и игре удается выстоять под натиском негодования игроков – есть все шансы «обелить» свою репутацию. По крайней мере для какой-то части аудитории, которая еще не ушла окончательно и бесповоротно.
С другой стороны – хейт очевидно является важным инструментом обратной связи и воздействия игроков на разработчиков и издателей. Да что там – в наше время едва ли не единственным. Немногие студии, особенно крупные, будут прислушиваться к «рекомендациям» сообщества. Нет, как правило, шевелиться они начинают лишь тогда, когда под угрозой оказывается не просто их репутация, но и их деньги.
Другой вопрос, что волны хейта далеко не всегда бывают оправданны и справедливы. Но такова природа людей – обычно им нет дела до трудностей, с которыми сталкиваются студии. Они просто хотят поиграть в хорошую игру. А проекты вроде The Day Before делают нас подозрительными, циничными и скорыми на обвинения в адрес разработчиков, которые не спешат подтвердить свои слова делом.
А закончить хочется бессмертной фразой, которую так часто доводится видеть в комментариях в игровых пабликах: «А ты сам-то хоть одну игру сделал?! Сперва сделай – а потом осуждай!».
Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg
В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer
А как вы считаете – есть ли смысл хейтить игры и разработчиков? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!