Почти четыреста лет назад среди уральских гор и лесов, в ста километрах восточнее Нижнего Тагила была основана деревня Мурзинка. Одному из старейших поселений Урала суждено было стать родиной российских самоцветов, украшающих лучшие минералогические музеи мира. Правда, теперь его окрестности напоминают поле военных действий, с вывороченными корнями деревьев и сплошь изрытой землей.
О перспективах добычи драгоценных и полудрагоценных камней вблизи Екатеринбурга стали догадываться по прошествии тридцати лет с момента постройки Мурзинского острога. Тогда Михайло Тумашев, занимающийся поиском камней и руды на местных территориях, отыскал над рекой Нейвой цветные минералы, о чем незамедлительно сообщил в столицу.
Вскоре после донесения вышел новый царский указ, позволяющий всем людям без исключения пробовать себя в роли рудознатцев на любых землях. Так началось знакомство с природными богатствами, которые таили в себе недра Мурзинки, и жизнь в деревне закипела. Здесь стали обнаруживать залежи чистейших топазов, аметистов, цветных турмалинов, горного хрусталя и корундов. В этом районе были сосредоточены с повышенной концентрацией все самые известные в мире самоцветы.
Первые два столетия работа по извлечению драгоценных камней велась относительно системно. Ей занимались как крестьяне, так и государственные объединения. В качестве разрешающих документов на поиски выдавались билеты, которые запрещалось перепродавать. За надлежащим ведением добычной деятельности следили надзиратели. При этом, комплексными исследованиями на тему природы залегания минералов и их наиболее рационального способа извлечения никто не занимался, делая лишь минералогические описания некоторых мест. Впоследствии уже к концу девятнадцатого века вновь найденные копи быстро истощались. Часто выработки выдавали ценные минералы лишь в течение нескольких месяцев. В добычной сфере начался период самовольной разработки хитниками.
Всего добыча самоцветов в уральском поселении продолжалась более трехсот лет. Одной из самых знаменательных находок за этот период стал прозрачный желто-зеленый берилл размером почти двадцать пять сантиметров в длину и весом 2.5 килограмма. В далеком 1828 году его оценили в 42 830 рублей. Если учесть, что жалование преподавателя общеобразовательных предметов в то время составляло порядка 50-70 рублей в год, то на эту сумму можно было содержать 856 специалистов. Также подобные деньги позволяли приобрести 21 тысячу сапог, 3.5 тысячи коров или 856 рабочих лошадей. В переводе на современные реалии стоимость найденного 196 лет назад берилла может составлять более 60 миллионов рублей. Интересно, что на глубине восьми метров, в яме, из которой его извлекли, не обнаружилось больше крупных образцов минерала. Сегодня выдающийся кристалл берилла хранится в Горном музее Петербурга.