Найти тему

Где в "Энканто" спрятались "Звёздные войны"?

Оглавление

Продолжаю про детали и смыслы, которые я разглядела в "Энканто" (начало здесь и здесь и здесь).

Луиза

Обсуждая этот фильм (или просматривая разборы), каждый раз изумляюсь, как никто не заметил самой очевидной вещи:

Луиза делает бесполезную работу.

Ослов не надо носить — они сами предназначены для того, чтобы таскать тяжести. Здания не нужно двигать с места на место. Реки не нужно поворачивать вспять.

Люди просят Луизу об этом просто потому, что могут. Играют с ней в игру "займи Луизу", "свали побольше на Луизу". Не выполняют простых обязанностей — не привязывают тех же ослов. Зачем, если Луиза сбегает, отыщет их и принесёт?

Луизе нарисовали гротескно-мультяшную мимику. Это отлично работает на образ сильного и не слишком умного добряка.
Луизе нарисовали гротескно-мультяшную мимику. Это отлично работает на образ сильного и не слишком умного добряка.

Думать "зачем?" — не для Луизы. Её попросили — она бежит и делает. Бросая предыдущее занятие. В прямом смысле. Её позвали — она отшвыривает бочки, которые тащила, и несётся исполнять новую хотелку. И говорить "нет" не для Луизы. Ей важно чувствовать себя нужной и занятой. Без этого она вообще не чувствует себя. И в реальности есть такие люди, которые зависят от труда и трудностей как от н*р к*т*ков. Им не важен результат — им нужен собственный героизм. Они же от него и "подпитываются" (поэтому Луиза в песне и веселеет после жалоб).

Если Исабела строит свою жизнь по образцу бабушки, то Луиза явно смотрит на мать. У Джульетты очень нужный дар (кормить и лечить), она занята каждую минуту — ради семьи и ради общины. Луиза пытается быть такой же ежеминутно нужной — и сама на себя нагружает обязанности. Её груз ожиданий — в первую очередь её собственных ожиданий.

Касита устроила для Луизы беговую дорожку.
Касита устроила для Луизы беговую дорожку.

И тренировка Луизе тоже не нужна — потому что только волшебство наполняет силой её мускулы. Но тренировка не только "бесполезная работа", она нужна для самого фильма. Она создаёт символ Луизы — руку с гантелью/фигуру со штангой. И показывает, что Касита подчиняется не только Альме и Мирабель (есть теории, что Касита слушается только бабушку и младшую внучку).

Думаю, подобная функция есть у сцены, где юная Альма без УЗИ на самом раннем сроке беременности знает, что у неё будет тройня. Но если бы этого момента не показали — зрители наверняка бы строили теории, что кто-то из детей не родной, а спасён из семьи, погибшей при нападении на деревню.

Всякие марафоны по тайм-менеджменту, или по упрощению дел, или по достижению целей начинаются с "проверьте, все ли ваши дела действительно нужны? Или что-то навязано другими или самими вами?"

В общем, если вы страдаете от того, что какие-то ослы ездят верхом на вас — проверьте, не сами ли вы их туда силком затащили.

Камило

Мой любимый момент, связанный с Камило — когда он в образе Бруно ловит падающую Мирабель на руки и ставит её на землю. Очень-очень бережно, не опуская рук, контролируя её до тех пор, пока не убедился, что она твердо стоит на ногах. Сестрёнку он явно любит. И ещё он — заботливый. Вроде это какой-то оксюморон — подросток-трикстер (который вроде только что пугал Миру) и трогательная забота. А ведь в "Гарри Поттере" легендарные Фред и Джордж Уизли — такие же. Заботливые трикстеры.

Животные Антонио и дар Мирабель

Мирабель приходит поддержать Антонио перед его Днём волшебных даров. Она достаёт подарок для него. И на коробке первым делом мы видим тукана. Следом на другой грани появляется яркий, даже светящийся, ягуар. А когда Антонио снимает завязки, оказывается, что там рядом всё время была капибара.

В таком же порядке они появляются и вживую. Первым тукан — он открывает дар Антонио. Потом ягуар — звезда этого зверинца и лучший друг Антонио. И капибара — постоянно оказывается, что она "всё время была тут рядом".

-5

И на юбке вышиты они же. Посередине тукан и ягуар, и где-то внизу "тихой сапой" примостилась капибара (голубая, возле цветка Исабелы). И вот в чём загвоздка. Все символы даров своей семьи Мирабель вышивала на юбке после получения ими даров. А символы дара Антонио — ДО. До того, как он получил дар, до того, как все эти звери появились в его жизни.

И тут появилась Версия. А что, если недополученный (но не совсем неполученный)) дар Мирабель — это умение видеть будущего? Такой же, как у Бруно? И вообще, очки, через которые она смотрит и видит — "брунового" зелёного цвета!

-6

В те времена, когда не существовало цветных оправ (они были просто металлическими или черепаховыми), ей нарисовали цветную оправу. "Неродного" для семьи Джульетты теплого цвета.

Цвет в этом фильме всегда важен. Привязка между цветом Бруно и цветом окуляров Мирабель точно есть. Только контекст фильма однозначен — дара у Миры нет. Значит, она не видела в будущем появление этих животных. Значит, она просто знала, каких животных её малыш Антонио любит больше всех, и вышила их на юбке. Этого объяснения достаточно. И порядок появления зверюшек на коробке — милая пасхалка от авторов фильма.

А зелёный цвет очков напоминает о том, что Мирабель увидела суть проблемы и её решение глазами Бруно.

Картинки по запросу "Лемуры Колумбия". Всё то пернатое и млекопитающее безумие в комнате Антонио — привет невероятному разнообразию фауны реальной Колумбии
Картинки по запросу "Лемуры Колумбия". Всё то пернатое и млекопитающее безумие в комнате Антонио — привет невероятному разнообразию фауны реальной Колумбии

Кстати, кроме Антонио, с животными взаимодействует ещё Агустин. Ягуар крутится вокруг Агустина и трётся о него, как влюблённый котик. Лемуры пристают к нему за завтраком. И за завтраком, и за ужином они вроде просто заметили и стащили блестяшки у него из карманов. Но собрать "пазл" из осколков лемуры уж точно сами не могли. Обычно считается, что это Антонио ими управлял. Но Антонио не знал о пророчестве и не видел его. Так что, возможно, здесь какое-то взаимодействие с самим Агустином. Тоже можно строить теории... Но будем считать, что тут просто единственный притянутый за уши момент фильма — но он нужен для сюжета.

И снова Мирабель

У Миры нет дара, но есть талант — она, как и Касита, творит вещи. На стене за машиной висят рисунки —эскиз юбки и капибара с крыльями (наверное, Мирабель собиралась шить такую игрушку).

Мозг автоматически отметил, что, судя по форме пластинки, у этой машины качающийся челнок современного типа, а не более ранний плавающий типа "пуля". И только потом увидел швейные нитки и ткань зелёного "брунового" цвета.
Мозг автоматически отметил, что, судя по форме пластинки, у этой машины качающийся челнок современного типа, а не более ранний плавающий типа "пуля". И только потом увидел швейные нитки и ткань зелёного "брунового" цвета.

А вот эту деталь я заметила при самом первом просмотре фильма (когда только за сюжетом и следишь) и пришла от неё в восторг. В детской комнате есть бордюр, который опоясывает всю комнату. На нём несколько раз написан алфавит.

И всё же она ближе к началу нового
И всё же она ближе к началу нового

Когда Мирабель увидела целиком картину с пророчеством, она стояла как раз в точке, где заканчивается и вновь начинается алфавит. На листе с пророчеством вокруг неё (из-за неё) появляются и/или исчезают трещины на стенах. В Мирабель — и окончание старой истории Каситы и начало новой истории. В этом кадре об этом сказано дважды.

И ещё про трещины. Слышала претензии, что сюжет стартанул только через полчаса после начала фильма, когда появились трещины на стенах, и Мирабель решила бороться с опасностью. И гневный вопрос: чего это Касита вдруг стала разрушаться именно в этот момент?

-10

Конечно, действие началось не в этот момент — фильм не про прочность стен, а про отношения. Так что начался он с самого начала.

А почему именно этот момент "поломки" — есть два логичных объяснения, магическое и психологическое.

Первое — Мирабель снова приняла участие в церемонии получения Дара. В прошлый раз это закончилось затуханием свечи. И в этот раз пламя ослабло из-за "бездарной" Мирабель у Двери. Пламя затухает — волшебная сила, хранящая Каситу, слабеет, стены трескаются.

Второе — Мирабель наконец сказала себе правду, призналась в слабости. По сути, повзрослела. По мере взросления человек начинает видеть семейные проблемы. Трещины уже были, только теперь она оказалась способна их увидеть.

Бруно и "Звёздные войны"?

Мне с самого начала показалось, что Бруно напоминает Кайло Рена — главзлодея из последней трилогии "Звёздных войн" Диснея. Я поначалу решила, что именно что показалось: "Ты ведь видишь не реальное сходство героев. Ты лишь в изображении на двери Бруно "узнаёшь" фан-арт Рена от одной российской художницы." (Возможно, когда-нибудь снова зайду в свой бывший аккаунт в Раньшеможнограме и найду тот фан-арт.) Но ведь действительно у этих двоих есть общие черты — вытянутое лицо, длинный нос, большие карие глаза, темные кудри.

Следующее "показалось" — "фирменный" реновский вопль "Предатель!!!" из VII Эпизода. А дальше завопила уже я, когда увидела этот мастерок: "Это же Звездный разрушитель!!!

И ведро на голове!!! Оно было просто ведром, но рядом со Звёздным разрушителем напомнило миллион шуток про Кайло Рена в шлеме, когда того обзывали мужиком с ведром на голове!

Четыре "показалось", ведущие в едином направлении — это явно уже не "показалось", не случайно совпало. Значит, тут действительно оммаж на Кайло Рена. Ирония в адрес персонажа, созданного метаиронией.

Есть ещё "обманка", косвенно связанная со злодейством. В классических диснеевских мультфильмах зелёный свет был неизменным признаком злодеев. В "Энканто" Бруно изо всех сил подсвечивали зелёным и дружно боялись его. А оказалось, что здесь зелёный свет — деталь от иной идеи. И считается, что он отсылает к колумбийским изумрудам. И что их как-то используют в ритуалах.

Половина изумрудов в мире — из Колумбии
Половина изумрудов в мире — из Колумбии

Ещё про ритуалы. Вот здесь: чтобы предсказать будущее, Бруно располагается в большой комнате, внутри которой лес, и зажигает листья...

-15

Что это напоминает? Урок прорицания в пятой книге Поттерианы (в фильм этот урок не включили), когда Дамблдор привёл на замену проштрафившейся Сивиллы Трелони кентавра Флоренца. Для предсказаний классную комнату превратили в лес и жгли в ней листья мальвы...

Предполагаю, что дым от листьев и в реальности "используется" для какой-нибудь ворожбы. Но в эту тему я точно лезть не хочу. Волшебство — важнейшее, необходимейшее условие Сказки, без которой она не будет Сказкой и не сможет дать нам свои уроки. А вот колдовство и оккультизм в реальной жизни — это принципиальное и категорическое "нет".

И ещё про "Гарри Поттера", на этот раз забавное. Вот это "Следуй за бабочкой!" никак не может не напоминать Ронов стон "Почему пауки?!.. Почему нельзя было следовать за бабочками?"

-16

Жёлтые бабочки (и многое другое в сюжете), конечно, взяты из "Ста лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. Но я обнаружила ещё одну книгу, на которой основано "Энканто" — не по сюжету, по смыслу. И она полностью объясняет финал фильма, который многие считают глупым и нелогичным.

Так что продолжение следует.

Ещё про "Энканто":