Продолжаю про детали и смыслы, которые я разглядела в "Энканто" (начало здесь и здесь и здесь).
Луиза
Обсуждая этот фильм (или просматривая разборы), каждый раз изумляюсь, как никто не заметил самой очевидной вещи:
Луиза делает бесполезную работу.
Ослов не надо носить — они сами предназначены для того, чтобы таскать тяжести. Здания не нужно двигать с места на место. Реки не нужно поворачивать вспять.
Люди просят Луизу об этом просто потому, что могут. Играют с ней в игру "займи Луизу", "свали побольше на Луизу". Не выполняют простых обязанностей — не привязывают тех же ослов. Зачем, если Луиза сбегает, отыщет их и принесёт?
Думать "зачем?" — не для Луизы. Её попросили — она бежит и делает. Бросая предыдущее занятие. В прямом смысле. Её позвали — она отшвыривает бочки, которые тащила, и несётся исполнять новую хотелку. И говорить "нет" не для Луизы. Ей важно чувствовать себя нужной и занятой. Без этого она вообще не чувствует себя. И в реальности есть такие люди, которые зависят от труда и трудностей как от н*р к*т*ков. Им не важен результат — им нужен собственный героизм. Они же от него и "подпитываются" (поэтому Луиза в песне и веселеет после жалоб).
Если Исабела строит свою жизнь по образцу бабушки, то Луиза явно смотрит на мать. У Джульетты очень нужный дар (кормить и лечить), она занята каждую минуту — ради семьи и ради общины. Луиза пытается быть такой же ежеминутно нужной — и сама на себя нагружает обязанности. Её груз ожиданий — в первую очередь её собственных ожиданий.
И тренировка Луизе тоже не нужна — потому что только волшебство наполняет силой её мускулы. Но тренировка не только "бесполезная работа", она нужна для самого фильма. Она создаёт символ Луизы — руку с гантелью/фигуру со штангой. И показывает, что Касита подчиняется не только Альме и Мирабель (есть теории, что Касита слушается только бабушку и младшую внучку).
Думаю, подобная функция есть у сцены, где юная Альма без УЗИ на самом раннем сроке беременности знает, что у неё будет тройня. Но если бы этого момента не показали — зрители наверняка бы строили теории, что кто-то из детей не родной, а спасён из семьи, погибшей при нападении на деревню.
Всякие марафоны по тайм-менеджменту, или по упрощению дел, или по достижению целей начинаются с "проверьте, все ли ваши дела действительно нужны? Или что-то навязано другими или самими вами?"
В общем, если вы страдаете от того, что какие-то ослы ездят верхом на вас — проверьте, не сами ли вы их туда силком затащили.
Камило
Мой любимый момент, связанный с Камило — когда он в образе Бруно ловит падающую Мирабель на руки и ставит её на землю. Очень-очень бережно, не опуская рук, контролируя её до тех пор, пока не убедился, что она твердо стоит на ногах. Сестрёнку он явно любит. И ещё он — заботливый. Вроде это какой-то оксюморон — подросток-трикстер (который вроде только что пугал Миру) и трогательная забота. А ведь в "Гарри Поттере" легендарные Фред и Джордж Уизли — такие же. Заботливые трикстеры.
Животные Антонио и дар Мирабель
Мирабель приходит поддержать Антонио перед его Днём волшебных даров. Она достаёт подарок для него. И на коробке первым делом мы видим тукана. Следом на другой грани появляется яркий, даже светящийся, ягуар. А когда Антонио снимает завязки, оказывается, что там рядом всё время была капибара.
В таком же порядке они появляются и вживую. Первым тукан — он открывает дар Антонио. Потом ягуар — звезда этого зверинца и лучший друг Антонио. И капибара — постоянно оказывается, что она "всё время была тут рядом".
И на юбке вышиты они же. Посередине тукан и ягуар, и где-то внизу "тихой сапой" примостилась капибара (голубая, возле цветка Исабелы). И вот в чём загвоздка. Все символы даров своей семьи Мирабель вышивала на юбке после получения ими даров. А символы дара Антонио — ДО. До того, как он получил дар, до того, как все эти звери появились в его жизни.
И тут появилась Версия. А что, если недополученный (но не совсем неполученный)) дар Мирабель — это умение видеть будущего? Такой же, как у Бруно? И вообще, очки, через которые она смотрит и видит — "брунового" зелёного цвета!
В те времена, когда не существовало цветных оправ (они были просто металлическими или черепаховыми), ей нарисовали цветную оправу. "Неродного" для семьи Джульетты теплого цвета.
Цвет в этом фильме всегда важен. Привязка между цветом Бруно и цветом окуляров Мирабель точно есть. Только контекст фильма однозначен — дара у Миры нет. Значит, она не видела в будущем появление этих животных. Значит, она просто знала, каких животных её малыш Антонио любит больше всех, и вышила их на юбке. Этого объяснения достаточно. И порядок появления зверюшек на коробке — милая пасхалка от авторов фильма.
А зелёный цвет очков напоминает о том, что Мирабель увидела суть проблемы и её решение глазами Бруно.
Кстати, кроме Антонио, с животными взаимодействует ещё Агустин. Ягуар крутится вокруг Агустина и трётся о него, как влюблённый котик. Лемуры пристают к нему за завтраком. И за завтраком, и за ужином они вроде просто заметили и стащили блестяшки у него из карманов. Но собрать "пазл" из осколков лемуры уж точно сами не могли. Обычно считается, что это Антонио ими управлял. Но Антонио не знал о пророчестве и не видел его. Так что, возможно, здесь какое-то взаимодействие с самим Агустином. Тоже можно строить теории... Но будем считать, что тут просто единственный притянутый за уши момент фильма — но он нужен для сюжета.
И снова Мирабель
У Миры нет дара, но есть талант — она, как и Касита, творит вещи. На стене за машиной висят рисунки —эскиз юбки и капибара с крыльями (наверное, Мирабель собиралась шить такую игрушку).
А вот эту деталь я заметила при самом первом просмотре фильма (когда только за сюжетом и следишь) и пришла от неё в восторг. В детской комнате есть бордюр, который опоясывает всю комнату. На нём несколько раз написан алфавит.
Когда Мирабель увидела целиком картину с пророчеством, она стояла как раз в точке, где заканчивается и вновь начинается алфавит. На листе с пророчеством вокруг неё (из-за неё) появляются и/или исчезают трещины на стенах. В Мирабель — и окончание старой истории Каситы и начало новой истории. В этом кадре об этом сказано дважды.
И ещё про трещины. Слышала претензии, что сюжет стартанул только через полчаса после начала фильма, когда появились трещины на стенах, и Мирабель решила бороться с опасностью. И гневный вопрос: чего это Касита вдруг стала разрушаться именно в этот момент?
Конечно, действие началось не в этот момент — фильм не про прочность стен, а про отношения. Так что начался он с самого начала.
А почему именно этот момент "поломки" — есть два логичных объяснения, магическое и психологическое.
Первое — Мирабель снова приняла участие в церемонии получения Дара. В прошлый раз это закончилось затуханием свечи. И в этот раз пламя ослабло из-за "бездарной" Мирабель у Двери. Пламя затухает — волшебная сила, хранящая Каситу, слабеет, стены трескаются.
Второе — Мирабель наконец сказала себе правду, призналась в слабости. По сути, повзрослела. По мере взросления человек начинает видеть семейные проблемы. Трещины уже были, только теперь она оказалась способна их увидеть.
Бруно и "Звёздные войны"?
Мне с самого начала показалось, что Бруно напоминает Кайло Рена — главзлодея из последней трилогии "Звёздных войн" Диснея. Я поначалу решила, что именно что показалось: "Ты ведь видишь не реальное сходство героев. Ты лишь в изображении на двери Бруно "узнаёшь" фан-арт Рена от одной российской художницы." (Возможно, когда-нибудь снова зайду в свой бывший аккаунт в Раньшеможнограме и найду тот фан-арт.) Но ведь действительно у этих двоих есть общие черты — вытянутое лицо, длинный нос, большие карие глаза, темные кудри.
Следующее "показалось" — "фирменный" реновский вопль "Предатель!!!" из VII Эпизода. А дальше завопила уже я, когда увидела этот мастерок: "Это же Звездный разрушитель!!!
И ведро на голове!!! Оно было просто ведром, но рядом со Звёздным разрушителем напомнило миллион шуток про Кайло Рена в шлеме, когда того обзывали мужиком с ведром на голове!
Четыре "показалось", ведущие в едином направлении — это явно уже не "показалось", не случайно совпало. Значит, тут действительно оммаж на Кайло Рена. Ирония в адрес персонажа, созданного метаиронией.
Есть ещё "обманка", косвенно связанная со злодейством. В классических диснеевских мультфильмах зелёный свет был неизменным признаком злодеев. В "Энканто" Бруно изо всех сил подсвечивали зелёным и дружно боялись его. А оказалось, что здесь зелёный свет — деталь от иной идеи. И считается, что он отсылает к колумбийским изумрудам. И что их как-то используют в ритуалах.
Ещё про ритуалы. Вот здесь: чтобы предсказать будущее, Бруно располагается в большой комнате, внутри которой лес, и зажигает листья...
Что это напоминает? Урок прорицания в пятой книге Поттерианы (в фильм этот урок не включили), когда Дамблдор привёл на замену проштрафившейся Сивиллы Трелони кентавра Флоренца. Для предсказаний классную комнату превратили в лес и жгли в ней листья мальвы...
Предполагаю, что дым от листьев и в реальности "используется" для какой-нибудь ворожбы. Но в эту тему я точно лезть не хочу. Волшебство — важнейшее, необходимейшее условие Сказки, без которой она не будет Сказкой и не сможет дать нам свои уроки. А вот колдовство и оккультизм в реальной жизни — это принципиальное и категорическое "нет".
И ещё про "Гарри Поттера", на этот раз забавное. Вот это "Следуй за бабочкой!" никак не может не напоминать Ронов стон "Почему пауки?!.. Почему нельзя было следовать за бабочками?"
Жёлтые бабочки (и многое другое в сюжете), конечно, взяты из "Ста лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. Но я обнаружила ещё одну книгу, на которой основано "Энканто" — не по сюжету, по смыслу. И она полностью объясняет финал фильма, который многие считают глупым и нелогичным.
Так что продолжение следует.
Ещё про "Энканто":