Считается, что 8 Марта 1910 года вошло в историю как Международный женский день благодаря активистке и борцу за права женщин Кларе Цеткин. Однако уже к концу XIX века женщины в Европе добились многого в правах, в том числе и в автомобильном движении.
Первой автогонщицей в мире считается баронесса Элен Бетти Луиза Каролина де Ротшильд, известная как Элен ван Зейлен ван Нейевелт ван де Хаар или же просто Элен ван Зейлен. На свою первую гонку по маршруту Париж—Амстердам—Париж она вышла в далеком 1898 году. И этому немало поспособствовал тот факт, что ее муж был президентом Автомобильного клуба Франции. Известность она получила не в автоспорте, где называла себя «Улиткой» (привет Джеймсу Мэю!), а в области литературы. Тем не менее, именно Элен ван Зейлен наряду с герцогиней Анной д’Юзес и Камиллой дю Гас являются пионерами женского автоспорта.
Мэри Март Дезенш, более известная как Камилла дю Гас, была незаурядной для конца XIX—начала XX века женщиной. Быстро овдовев и получив богатое наследство после смерти мужа, Камилла с головой ушла в экстрим, которым начала заниматься еще при живом муже. Она фехтовала, прыгала с парашютом, летала на воздушном шаре и в итоге села за руль гоночного автомобиля. Автоспортивным дебютом Камиллы стала гонка 1901 года по маршруту Париж—Берлин. Успехов она не снискала, но, тем не менее, вошла в историю автогонок.
Герцогиня Анна д’Юзес, урожденная Мари Адриенн Анн Виктюрньенн Клемантин де Рошшуар де Мортемар и правнучка той самой мадам Клико, очень любила спортивную охоту и автомобили. Она стала первой во Франции женщиной, получивший водительское удостоверение, а также основателем и первым президентом Автомобильного женского клуба Франции.
Первая официально зарегистрированная чисто женская гонка состоялась 11 июня 1897 года во Франции. 8 женщин из мира искусства, большинство из которых были театральными актрисами, на парижском ипподроме Лоншан соревновались на моторизированных трициклах. Победителем и обладателем главного приза, браслета, стала художник по костюмам Лиа Лемуан. В полной мере спортивным соревнованием это никак не назовешь, поскольку в нем принимали участие знаменитости, и проводилось оно в рамках «Актерских курсов». Тем не менее, в историю автомотоспорта оно вошло.
А вот первой женской автомобильной гонкой считается автопробег, стартовавший 12 января 1909 года из Нью-Йорка в Филадельфию. Это мероприятие спортивным тоже не назовешь, поскольку основной целью была популяризация автомобилей среди женщин. Разрешалось использовать автомобили с паровым двигателем, двигателем внутреннего сгорания и электромобили. Возглавила это мероприятие Элис Рэмзи, жена видного политика-республиканца, впоследствии конгрессмена Джона Рэмзи.
Этот автопробег получился не слишком значимым событием, поэтому производитель малолитражек Maxwell-Briscoe Motor Company решил проспонсировать трансконтинентальный автопробег от Нью-Йорка до Сан-Франциско с чисто женским экипажем. Целью этого мероприятия было показать американцам, что автомобиль — достаточно простое и безопасное даже для женщин транспортное средство.
22-летняя Элис Рэмзи на автомобиле Maxwell-Briscoe с двигателем мощностью 30 л.с. в сопровождении двух сестер мужа и своей подруги преодолели расстояние в 3800 миль (ок. 6100 км) в течение 59 дней. Причем управлять автомобилем из всех четверых могла только Элис, которая стала первой женщиной, включенной в американский Автомобильный зал славы.
В России первое упоминание об участии женщин в автомобильных соревнованиях тоже относится к началу XX века. 13 марта 1902 года в Санкт-Петербурге в Михайловском манеже прошли состязания по мастерству управления автомобилем. Победителем на автомобиле Gobron-Brillie был признан предприниматель Павел Бекель, впоследствии ставший инициатором создания Российского автомобильного общества. А вот второе место заняла Матильда Гильгендорф на своем паровом Dux Locomobile. Ей же достался приз зрительских симпатий за изящество.
Все это было на заре XX века, когда автомобили были лишь одним из увлечений «скучающих» аристократок и богемы. Первых же реальных успехов в автоспорте добилась чешская автогонщица Альжбета Поспишилова, более известная как Элишка Юнкова. Впервые она села за руль гоночного автомобиля в 1923 году. Опыт участия в автогонках у нее был и до этого, но только в качестве штурмана и бортмеханика мужа Винценца Юнека.
Свою первую национальную гонку по маршруту Лохотин–Тржемошна на автомобиле Bugatti T30 Элишка выиграла уже через год. На международный уровень она вышла в 1926 году, где практически сразу получила прозвище «Королева руля». Ее наивысшим достижением стала победа на Гран-При Германии в Нюрбургринге в классе 2-литровых двигателей. В истории автоспорта она по-прежнему остается единственной женщиной, одержавшей победу на этапах Гран-При.
Карьеру автогонщицы Юнкова, более известная тогда в Европе как Элизабет, завершила в 1928 году после гибели мужа во время одной из гонок. Штурманом в автомобиле тогда была Элишка. К счастью, она осталась жива. С автоспортом Элишка закончила, но любовь к автомобилям никуда не делась. Она активно сотрудничала с Автомобильным клубом Моравии и Силезии, а на Bugatti, подаренным самим Этторе Бугатти, отправилась в автопутешествие, где занималась популяризацией автомобилей. Элишка прожила долгую и насыщенную жизнь и умерла в Праге в 1994 году в возрасте 94 лет.
Читайте также:
29 января — День рождения автомобиля
8 февраля — День российской науки
Ford GT40 — уникальный автомобиль