Найти тему
ЗавГар

8 февраля — День российской науки

Сегодня мы отмечаем 300-летие российской науки. Праздник был учрежден первым президентом России Б.Н. Ельциным в честь основания Петербургской академии наук по воле императора Российской Империи Петра I в 1724 году. Достижения отечественной науки — это и изобретение радио, и освоение космоса, и многое другое. Однако нас больше всего интересуют достижения российской науки в области автомобилестроения.

Автомобиль Фрезе и Яковлева на Нижегородской ярмарке 1896-го года
Автомобиль Фрезе и Яковлева на Нижегородской ярмарке 1896-го года

Отечественное автомобилестроение берет свое начало еще в XIX веке. В 1896 году Петр Фрезе и Евгений Яковлев на Нижегородской ярмарке представили свой первый автомобиль на двигателе внутреннего сгорания. Однако он не слишком заинтересовал посетителей. К сожалению, до наших дней не дожил ни один экземпляр. Не сохранилось даже чертежей.

Электробус Ипполита Романова в Гатчине
Электробус Ипполита Романова в Гатчине

Как и электромобилей и электробусов Ипполита Романова, который незаслуженно мало известен у нас в стране. Уже в начале XX века его электрические омнибусы обслуживали постояльцев гостиниц. Его электробусы могли бы успешно использоваться в качестве общественного транспорта, однако из-за отсутствия финансирования, а также активного сопротивления извозчиков и владельцев конок этого так и не произошло.

Лимузин «Руссо-Балт С24/40»
Лимузин «Руссо-Балт С24/40»

Другому детищу российского автопрома, «Руссо-Балту», повезло гораздо больше. Автомобили этой марки выпускались на Русско-Балтийском вагонном заводе специально созданным для этого автомобильным отделом. Изначально это были автомобили т.н. представительского класса. На них ездили члены царской семьи, аристократы и самые богатые промышленники начала XX века. А после революций 1917 года — члены Временного правительства и Военно-революционного комитета. На базе «Руссо-Балта» производились и специальные версии. Например, с полугусеничной частью

Автомобиль «Руссо-Балт С24/40» на полугусеничном ходу «Кегресс»
Автомобиль «Руссо-Балт С24/40» на полугусеничном ходу «Кегресс»

В советское время перспективные отечественные разработки в области автомобилестроения продолжил созданный в 1920 году Научный автотракторный институт (НАТИ), более известный нам по позднесоветскому названию Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Среди перспективных разработок НАМИ было немало легковых, грузовых и автомобилей специального назначения. Часть разработок пошла в серийное производство, другие же остались в виде концептов или идей на будущее.

Концепт НАМИ-А50 «Белка» 1955 года, проигравший битву за серийное производство «горбатому» ЗАЗ-965
Концепт НАМИ-А50 «Белка» 1955 года, проигравший битву за серийное производство «горбатому» ЗАЗ-965

В новейшей истории России традиции разработки автомобилей представительского класса продолжил проект Aurus. Кстати, если вы вдруг не знали, то Aurus — это сокращение от латинского названия золота Aurum и Russia. Разработка проекта велась НАМИ с 2013 года.

Новейший отечественный автомобиль представительского класса Aurus Senat
Новейший отечественный автомобиль представительского класса Aurus Senat

Автомобиль изначально планировался в качестве транспортного средства для первых лиц государства. Уже через год был представлен первый прототип, а в 2020 году Aurus Senat пошел в серийное производство. В настоящее время линейка моделей расширена внедорожником Aurus Komendant. Оформление салона и высокотехнологичная комплектация Aurus удовлетворит самых требовательных клиентов. В наличии есть даже такая экзотическая для автомобилей опция, как розетка 220 Вольт. Приобрести седан Senat можно по цене от 41 млн руб., а внедорожник Komendant — от 35 млн руб.

Новейший отечественный автомобиль представительского класса Aurus Komendant
Новейший отечественный автомобиль представительского класса Aurus Komendant

Кстати, при ФГУП НАМИ в настоящее время действует Научно-образовательный центр, который ставит своей целью подготовку инженерных и научных кадров, а также тесное взаимодействие с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями. Как видим, традиции отечественного автомобилестроения, исследований и разработок в этой области успешно сохраняются.