Hawker Hurricane воздушный щит Британской короны.
Британия, как и Франция, одной из первых ввязалась во Вторую Мировую войну. И Королевские Воздушные Силы (RAF) схватились с люфтваффе не на жизнь, а на смерть.
Правда началась история Hawker Hurricane раньше. Чувствуя напряженность в воздухе Британское правительство, все таки готовилось к столкновению, тогда были варианты противников, но готовиться было необходимо. В 30ые годы XX была разработана концепция развития авиации и сформирован ряд технических заданий.
Для нового поколения истребителей была написана спецификация F.5/34. По ней RAF рассчитывали получить одноместный истребитель-моноплан, предназначенный для замены истребителей-бипланов Gloster Gauntlet, Gladiator, Hawker Fury и Demon (единственный их них на 2 члена экипажа).
Согласно спецификации одноместный истребитель должен был иметь тяжелое вооружение из шести или восьми пулеметов Browning с боезапасом в 300 патронов на ствол, чтобы непрерывно вести огонь 15 секунд (да, в 1930ые это было тяжелое вооружение, не надо улыбок), убирающиеся шасси, закрытую кабину, кислородное оборудование для пилота, максимальную скорость 275 миль/ч (442,475 км/ч) на высоте 15000 фт (4572 м) и 265 миль/ч (426,385 км/ч) на высоте 20000 фт (6096 м), практический потолок 33000 фт (10058,4 м) и продолжительность полета 90 минут. Есть точка зрения, что задание разрабатывали под конкретный, уже имеющийся прототип.
Многие главные конструкторы не только профессионалы своего дела, но и большие энтузиасты (Ильюшин, Белл, Реджинальд Д. Митчелл и многие многие другие). Не исключением был и главный конструктор фирмы "Hawker" сэр Сидней Кемм (правда рыцарем он станет только в 1953 году).
Уже в 1933 году он начал предварительные работы над проектом истребителя-моноплана, взявши за основу биплан "Фьюри". Свой проект Кемм представил в августе 1933 года в технический отдел Министерства авиации. Предлагаемая машина представляла собой низкоплан с прямым крылом и округлой оконцовкой. Поскольку Министерство авиации настаивало на использовании двигателя Роллс-Ройс "Госхоук", именно его Кемм и поставил на свою машину. Фюзеляж во многом был скопирован с "Фьюри". Его задняя часть вместе с хвостовым оперением практически осталась без изменений, лишь кабину пилота закрыли лобовым стеклом и сдвигающейся назад крышкой фонаря. Шасси самолета не убирались. Это все было в начале 30х.
Если кратко, то для своего времени Харрикейн был приличной машиной. Особенно после появления более мощного двигателя Роллс-Ройс PV XII. Любителям авиации он уже знаком, он стал сердцем и Спитфаера.
Но вернемся к работам господина Кемма. В мае 1934 года Хавкер уже готовили чертежи самолета под новый двигатель. Фактически, к концу проектных изысканий, через 9 месяцев, был создан макет в масштабе 1:10. И отличия от первоначального проекта 1933 года были заметные, особенно убирающиеся шасси).
Оставался нерешенным вопрос с вооружением, у конструкторов не было никакой информации кроме количества. Тогда решили сохранить места для установки в крыльях, на всякий случай, и фактически разместить пулеметы в фюзеляже, по бокам, и в основании крыльев. Что характерно, пилот мог в воздухе дотянуться до 2х и перезарядить, вот оно наследие бипланов и первой мировой войны)). В остальном макет так понравился военным, что под него и разработали тех. задание 5/34.
21 февраля 1935 года между правительством Великобритании и фирмой Hawker был заключен контракт № 357483/34 "на постройку скоростного моноплана К5083".
Что это за К5083? Это допиленная разработка Кемма из 1933 года. На прототипе хотели использовать новый Роллс-Ройс PV XII, 4 пулемета Викерс, складывающие шасси и многое другое.
Изменения не коснулись, ну или почти не коснулись, технологии производства. Корпус самолета был выполнен из металлического каркаса, обтянутого тканью. Первоначально крыло тоже строилось по такой технологии. Но его пришлось менять из-за желания военных увеличить огневую мощь и сменить расположение вооружения. Так крыло стало металлическим. Господин Кемм и из этой ситуации извлек пользу: его вариант расположения пулеметов был безнадежно устаревшим, он их все перенес в крылья. Это дало возможность упростить и удешевить конструкцию за счет отсутствия синхронизатора. С самого начала передняя часть самолета была металлическая. Это хорошо видно на фото.
Кемм был не одинок в таком решении, по похожей технологии строили и в СССР, Як -1 на пример.
К сожалению, вовремя прототип не закончили, сорвал сроки двигатель.
После испытаний Роллс-Ройса PV XII самолет поднялся в воздух под управлением пилота Георга Бульмана 6 ноября 1935 года.
При испытаниях машина показала скорость 506 км/ч на высоте 4940 м при 2960 оборотах в минуту. Высоту 4570 м он набирал за 5,7 мин, а 6096 м — за 8,4 минуты. Отмечу, что все показатели без вооружения, значит машина несколько легче. Ещё одной особенностью стало использование деревянного винта фиксированного шага.
Испытания для того и проводят, чтобы выявить недочёты. Так было и с К5083, их нашлось много в самых разных системах самолета, но все они были не критичные. С ними справились уже к началу лета 1936 года.
3 июня того же года был заключён контракт на поставку первых 600 Hawker Hurricane, это стало официальным названием самолета.
Серийные машины внешне практически не отличались от прототипа. Были правда некоторые отличия внутренние. Двигатель от кабины пилота отделялся усиленной противопожарной переборкой, была установлена бронеспинка, ну и радиостанция.
Вооружение составляли восемь пулеметов «Браунинг» винтовочного калибра 7.7 мм с боезапасом 334 патрона на ствол. Затворы пулеметов взводились посредством пневмосистемы. Устанавливался коллиматорный прицел, но на большинстве самолетов дополнительно на капоте была выносная мушка.
Конечно, самолет развивался, ему улучшили двигатель, заменили деревянный винт на металлический и продолжали работать над улучшением.
В 1938 году массовое производство было налажено. Первыми, разумеется, самолет получили RAF, но этим не ограничились. Машины поставляли в Югославию, Румынию, Канаду, Персию, Польшу, даже Финляндию, правда туда они не успели, война с Советским Союзом закончилась быстрее. Всего Hurricane выпустили 14 500 экземпляров.
Боевое крещение.
Как и многие самолеты RAF первые бои Hurricane были в небе Франции, в составе экспедиционного корпуса.
С начала апреля по конец мая 1940 - Британия потеряла 386 Hurricane. Это почти 30% от общих потерь RAF за этот период.
Во время битвы за Британию стало понятно, что Hurricane очень уступает немецкому Bf -109 в скорости, маневренности и огневой мощни. Нужно было что-то делать.
И Hawker старались. Они пробовали установить более мощный двигатель, меняли вооружение, пытались даже установить направляющие для трехдюймовых ракет, но все равно тягаться с Люфтваффе было тяжело.
Более менее истребители Hawker показали себя при сопровождении конвоев, однако, результаты были далеки от идеальных.
К 1942 британский «Спитфайр», а также истребители американского производства сменили «Харрикейны» на основных театрах военных действий. Но их продолжали активно использовать в Северной Африке, а затем, с конца 1942 года, и в Индокитае.
28 августа 1941 года первые «Харрикейны» прибыли в Мурманск. Так они вошли в историю как первый боевой самолет союзников, прибывший в СССР. Да, американцы отправили свои Р-40 раньше, но пока те морем шли в СССР, «Харрикейны» прилетели своим ходом, ну как прилетели - приплыли на авианосце. Всего за 1941-44 годы в СССР приняли 3082 самолета этого типа (в том числе военная авиация получила 2834 машины).
Для Советского Союза это было огромным подспорьем, нам тогда истребители нужны были как воздух. Но большой любви у советских летчиков Hurricane не нашел, он не повторил историю Аэрокобры. Причины были все те же: слабое вооружение, слабая маневренность и скорость.
Конечно, советские техники и инженеры пытались, как могли, улучшить характеристики британского самолёта.
Много изменений в вооружении было в полевых условиях фронтовых аэродромов ещё до начала официальной программы модернизации. Пулеметы «Браунинг» винтовочного калибра заменялись на 12,7 пулеметы УБК. Устанавливались направляющие для ракет РС-82, порой монтировались даже пушки ШВАК. Не редкостью было снаряжение «Харрикейнов» четырьмя или шестью РС-82. Улучшалось нашими механиками и бронирование. В полевых условиях заводская броня «Харрикейна» заменялась на бронированные сиденья, демонтированные с И-16.
Но увы, это не помогало, по мере насыщения истребительных полков новыми самолетами отставание англичанина становилось все более и более заметным.
«Харрикейн» — отвратительный самолет. Скорость низкая, сам тяжелый... На этом истребителе я сбил пять вражеских самолетов, но для этих побед мне потребовались специальные условия».
Так о нем отзывался герой Советского Союза Сергей Федорович Долгушин имевший 5 побед над нацистскими самолетами.
Вместо заключения.
Как показал боевой опыт, Hawker Hurricane к 1941 стал не самым выдающимся истребителем, с весьма посредственными характеристиками и вооружением. Но не стоит забывать, что он помог нашей Родине выстоять в первый год войны, когда господство противника в воздухе было абсолютным. Каждый сбитый с помощью британского истребителя вражеский самолет выигрывал время для нашей промышленности, которая в полную силу работала над выпуском новых самолетов, танков и всего, что могло понадобиться на фронте.
Вечная слава нашим асам, которые даже на такой сложной машине все равно шли в бой и побеждали.
______________________________________________________________________________________
Другие наши материалы про истребители Второй Мировой войны: