Одним из самых неприятных и иногда не обнаруживаемых командой лодки до самой её гибели, является повреждение топливных цистерн. За лодкой, идущей в подводном положении, по поверхности тянется след всплывающей солярки, постоянно выдающий, где она находится.
Во втором походе Шульца под командованием Рейнхарда Хардегера (6-й патруль U-123) лодка только что отправила на дно красивейший британский вспомогательный крейсер "Аурания"
как через несколько часов пришлось записать в вахтенном журнале:
21.10.41 17:07. "Срочное погружение! Самолёт на высоте примерно 3000 метров. Когда погрузились на 25 метров, две бомбы - одна над мостиком, другая над носовой частью лодки. Тяжелейшее сотрясение корпуса, течи не обнаружено"
Но это не значило, что нет внешних повреждений, потому что в 23.10. появилась запись: "Кажется, у нас есть нефтяной след, потому что при движении против волны на мостике чувствуется сильный запах топлива. Вероятно, из-за авиабомб протекает носовая топливная цистерна."
Через два часа лодка подверглась атаке со стороны лёгкого крейсера.
Запись: "Четыре захода по 7 зарядов каждый, глубинные бомбы были уложены очень удачно. Сильное сотрясение, треск шпангоутов и корпуса. Ситуация была ужасной, потому что я был уверен, что группы охотников за подводными лодками будут здесь днем на нашей шее, стараясь уморить меня истощением запасов электроэнергии и воздуха. В корпус попало около 10 тонн воды. Возможности откачки были исчерпаны (вырван запорный клапан , в лодку сбросилось давление). Лодку можно удержать только на высоких скоростях. После отказа электромоторов корма оказалась глубже носа примерно на 10 метров. Мысль о моем масляном следе тоже не обнадеживала. Я должен подняться, чтобы убежать в темноте."
Лодке удалось оторваться от преследования, однако после всплытия в условиях сильного волнения никак не удавалось определить место течи, чтобы попробовать заделать её..
"...с 10.00 я продолжил работу обоих дизелей , во-первых, чтобы опорожнить топливно-балластную цистерну №7, а во-вторых, чтобы быстрее вывести нас из зоны, опасной со стороны авиации."
24.10. "Нефтяной след не прекращается. Есть подозрение, что повреждён сварной шов между цистернами 6 и 7. Я сжигаю топливо, идя под двумя дизелями, чтобы не сбрасывать его в море и в то же время чтобы приблизиться к новому району моих операций. Тактическая операция была невозможна до ликвидации нефтяного следа."
После перекачки топлива в другие цистерны и израсходования его в №6,7 была произведена неоднократная промывка их в подводном положении. Масляный след исчез. Но больше никого потопить в этом патруле не удалось.
7-й патруль лодки начался с того, что при пробном погружении на второй день вот что случилось:
"...На глубине 50 метров сломался указатель уровня в регулирующей (?) цистерне правого борта. Из-за нерабочего запорного крана 7,5 кубометров топлива утекло в трюм центрального поста. Потом туда хлынула морская вода, так что мне пришлось всплыть. Кран был неправильно установлен и плохо держался. Нам удалось вручную откачать в портовую цистерну около 4 кубометров топлива. Часть остального уже была откачана в море при всплытии. Потери: 4 кубических метра топлива. После того, как были устранены другие повреждения, нанесенные лодке верфью, например главный насос, кожух перископа и некоторое другое оборудование, мы были готовы снова погружаться.
В этом походе больше ни поломок, ни повреждений от действий противника в механической части не было. Зато в стволе 20-мм автомата разорвался снаряд. Ствол был разорван и осколки попали в голову находившемуся рядом фотокорреспонденту, который отправился в поход запечатлеть подвиги "бородатых мальчиков" Дёница. Несмотря на тяжёлое ранение, он остался в живых. Вот этот корреспондент Тёле рядом с Хардегеном:
А поснимать в том походе было что. Лодка крутилась у восточного побережья США, наблюдая огни Нью-Йорка и других приморских городов и торпедируя беспечные суда на глубинах даже в 20 метров. Всего к рыбам отправили 9 судов в сумме на 50 700 тонн и одно повредили. Хардеген вернулся на базу кавалером Рыцарского креста, а Дёниц записал в вахтенном журнале:
"Очень хорошо продуманный и исполненный патруль – блестящий успех.
При первом появлении у берегов Северной Америки командир в полной мере воспользовался своей смелостью и упорством."
Во время 8-го патруля опять у берегов США было потоплено 8 (39 917 тонн) и повреждено 5 судов (24 310 тонн), среди них много танкеров. Вообще, Хардеген очень подробно и красочно описывал поражения танкеров, наверно следует сделать отдельную статью на эту тему. Всё это происходило по большей части на мелководье. За весь патруль была только одна по-настоящему опасная ситуация. (Кстати, сейчас проверил, оказывается такая статья у меня уже есть :))
11 апреля 1942 года лодку загнал под воду неопознанный одномоторный самолёт без огней. Уже на глубине 20 метров лодка достигла илистого дна. Начали потихоньку отползать на глубины хотя бы 30 метров, но тут появился быстро идущий эсминец. Из журнала:
"...Парень бежит прямо над нами, что звучит не мелодично, и сбрасывает 6 глубинных бомб. Лодку сильно раскачивает, люди падают. Практически все выходит из строя. Везде свистит и шумит. Подготовили дыхательные аппараты. Вот эсминец снова вернулся. Мы лежим сейчас на дне на глубине 22 метра. Выключил все, что еще работало. Мы можем слышать его своими ушами без всяких гидрофонов.
Несмотря на то, что эсминец снова прошел прямо над нами, мы тщетно ждем глубинных бомб. Должно быть, где-то у нас выходит воздух, а потом мы слышим пузыри снаружи. Позже выяснится, что все клапаны концевых цистерн открылись и воздух стал уходить оттуда. Люк боевой рубки тоже распахнулся, но снова закрылся. Эсминец непрерывно ходит над нами более часа, затем постепенно становится все более неточным и, наконец, уходит. У него нет гидролокатора!"
Неопытные американцы решили, что масса выходящего на поверхность воздуха говорит о гибели лодки и не пробомбили это место ещё раз для контроля.
Через несколько часов: "Одна половина аккумуляторов снова готова, вторую половину отремонтировали позже, починив автоматический выключатель . Горизонтальные рули и руль направления также были снова готовы. Оба винта стучат уже на самой малой скорости и очень шумят. Также вышел из строя один дизельный двигатель. Когда мы попытались продуть балласт, нам удалось продуть только седьмую, пятую и вторую цистерны. 8-ю продуть не удалось, воздух выходит вверх, равно как и из 1-ой.
Но в спокойном море лодка идёт хорошо на 5 и 7. Поскольку все гидроприводы расшатаны и их трудно двигать, мы не полностью готовы к срочному погружению. Кроме того, нам нужно много воздуха, чтобы всплыть и продуть цистерны. Плохая погода на обратном пути будет неприятной, поскольку 8 и 1 затоплены. Выпускные клапаны, должно быть, были неисправны, потому что через неделю они вдруг снова втянулись, и 1 стала герметичной."
После всего этого Хардеген сумел потопить ещё 3 судна и вернуться домой.
Последний раз Шульц выходил с ним в море для перегона лодки из Лориана в Штеттин (ныне польский Щёцин). На этом 20-дневном переходе ему пришлось немало потрудиться. Запись в вахтенном журнале в полночь на третий день:
"...В последние два дня дизели постоянно выходили из строя, так что большую часть времени мне приходилось идти на одном. Текущее ухудшение работы связано с тем, что верфь Лорьян не выполнила комплекс ремонтных работ, например, выпускных клапанов, с учетом, что всё равно становиться в ремонт на родине. Седла клапанов прогорели, откололись кусочки, которые теперь мигрируют как инородные тела в дизель. С 21.00 оба дизеля не работают, иду на электромоторах."
Следующая запись 04:00 -" правый дизель в строю. 16:00 - оба дизеля в строю".
Механики опять сработали успешно, замена сёдел клапанов - это обязательно демонтаж головок цилиндров с последующей установкой на место. Видимо, на левом дизеле повреждённых клапанов было больше.
Больше Шульц на U-123 в море не выходил. В следующий патруль он отправился 1 октября 1943 года на новой лодке U-849, которой командовал практически его однофамилец - Хайнц Отто Шульце
Несмотря на то, что он был опытным командиром, кавалером Рыцарского креста, это были чёрные дни для немецких подводников. На 55-е сутки патруля, не добившись никаких успехов, лодка в Гвинейском заливе была потоплена глубинными бомбами американского самолёта "Либерейтор". Все 63 человека команды погибли.
Так выглядел механик Хайнц-Вальтер Шульц за несколько месяцев до этого:
Начало статьи:
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: