При этом длина лодки составляла 76,5 м, а высота - 9,6.
Итак, U-123 добралась до побережья США, потопив по пути 3 судна, одно из которых было охотником за подводными лодками. Продолжаем чтение его боевого журнала.
30.03.42. Первая атака на мелководье.
04:34. Выпущена торпеда из аппарата №6. Заглубление 3 метра, дистанция 700-800 метров. Судя по пеленгу гидрофона, она не пошла по прямому курсу из-за неисправности гироскопа. Также возможно, что сильная волна, ударившая лодку, сбила ее с курса или она коснулась дна на глубине 30 метров после выстрела. На дистанции 6330 метров торпеда сдетонировала при ударе о дно. Недостаток нового детонатора на мелководье.
Догонять судно снова было безнадежно из-за плохой погоды. Мы промокли зря.
12:50.Срочное погружение из-за небольшого патрульного корабля, который внезапно появляется из тумана. Ушёл на глубину 25 метров.
Это просто рисунок лодки на таких глубинах:
03:58 Лодка уложена на дно на отметке А -10 метров.
31.03.42. 11:57. Выпущена торпеда из аппарата №5. Угол прицеливания 90°, скорость противника 11 узлов, заглубление 3 метра, дистанция 800 метров. гидрофон показал отклонение торпеды на угол 20-30 градусов. Вероятно опять отклонилась ударом о дно после пуска. Это был красивый грузопассажирский грузовой корабль, тяжело нагруженный. Повторный обгон в светлое время суток - это только пустая трата топлива и неперспективно из-за близости берега и предполагаемой воздушной и морской разведки.
14:07. Лодка уложена на дно на отметке А -20 метров.
02.04.42. 05:42. Прямо впереди тень, угол цели 0°. Когда он повернул на курс 210°, я нырнул для атаки из-под воды носовым аппаратом. Похоже, такой подход кто-то сглазил. Механическая часть ночного перископа вышла из строя: фиксированный угол. Аппарат связи вышел из строя. Система введена в строй. Затем механика снова отказала.
Развернул лодку для атаки кормовыми аппаратами. Теперь можно распознать танкер, который приближается медленнее, чем предполагалось. Выпущена торпеда из аппарата №6. Мне показалось, что скорость противника еще меньше, я целился в кормовую мачту. Но затем вышел из строя электроспусковой механизм, и торпеда через 3 секунды была запущена вручную.
Я сразу почувствовал, что она промахнется, и приказал приготовиться к артиллерийской атаке. Однако, хотя торпеда повернула на правильный угол, через 40 секунд акустик сообщил, что звук торпеды исчез, удара не было слышно. Это было точно на дистанции стрельбы. Поскольку акустик мог слышать торпеды в случае других промахов до конца их пробега, но в данном случае ничего не слышал через 40 секунд, я предположил, что танкер оборудован сетями. Вероятно, это сети, установленные сверху и снизу с помощью лонжеронов, что практически не вызовет снижения скорости. Скорее всего торпеда попала в сетку винтами.
07:21. Открыли огонь с дистанции 2500 метров. Несколько попаданий в носовую часть корабля и его танки, несколько попаданий в кормовые танки и машинное отделение. Танкер горел ярким пламенем.
Когда мы возвращаем пустые гильзы обратно в лодку, прямо за нами замечается тень с ярко освещенной носовой волной. Тень очень маленькая и на самом деле видна только из-за носовой волны.
07:55. Срочное погружение, за нашей кормой взрывается глубинная бомба, и в перископ я вижу в нескольких метрах рядом с собой охотник за подводными лодками, похожий на класс «Арго», который прошел над нами на большой скорости и теперь резко разворачивался. Конечно, он видел наш перископ в совершенно спокойном море. Явные новички, не смогли лучше навести глубинные бомбы на глубине 30 метров.
Поскольку он поворачивается к нам и я вижу людей, готовящих другие глубинные бомбы на корме, я убираю перископ и отхожу на глубину 20 метров. Нас снова обгоняют, но ничего не происходит. Втягивания перископа, по-видимому, достаточно, чтобы их командир принял это как доказательство уничтожения подводной лодки. Что ж, сам виноват! Похоже, что у него нет прослушивающего или обнаруживающего устройства, потому что он только кружит вокруг остановившегося танкера. Поскольку можно ожидать других патрульных кораблей, я двинулся дальше.
13:17. Лодку уложили на дно на А -10 метров.
Это был танкер "Либре", 7057 тонн. Один офицер и восемь человек погибли, - семеро утонули, прыгнув за борт, двое скончались от осколочных ранений. Танкер был отбуксирован к берегу и 19 июля снова введён в строй.
05.04.42. Пасхальное воскресенье. Лодка лежит на глубине 30 метров. Незадолго до погружения получил радиограмму: " Хардеген немедленно доложить об обстановке!" Мы поражены тем, что ни одно из трех наших радиосообщений не было получено ни на одной из частот. Поскольку условия приема днем очень плохие, нам придется подождать до вечера.
08.04.42. Поскольку я предполагаю, что корабли ночуют в гаванях или стоят на якоре на рейде, я решил заглянуть на рейд Джексонвилля возле плавучего маяка Сент-Джонс-Ривер. Берег хорошо виден. Пляжные курорты к югу от пирса ярко освещены.
Карта тех мест
04:50 Рядом с плавучим маяком тень под углом 0°. Наконец! Пароход, идущий на север. Все торпеды вытащили из аппаратов, замки рулей поставили на 20 минус 3, потому что вода здесь очень мелкая, 14 метров и сбои в работе гироскопов могли быть вызваны ударами торпед о дно после пуска.
07:52. Дистанция 500 метров, скорость противника 11,5 узлов. Через 22 секунды попал почти точно в машинное отделение. Танкер тут же осел на корму и рухнул на дно. Он не пользуется радио. Тип "Эссо Бальбоа" около 9500 брт.
08:07. Второй танкер видимо заметил нападение и продолжил движение как можно ближе к берегу. Что ж, мы можем стать еще ближе. Хорошо быть у побережья, потому что сейчас восходит луна, и у нас за спиной темный горизонт на фоне лесов. Теперь ему придется вернуться на курс 25° из-за глубины воды 11 метров.
Наверно, все на нём смотрят на обломки первого танкера и радуются, что они - это не он и никто не наблюдает за своим левым бортом. Они не могли знать, что мы видели их раньше и подкрадываемся к ним. Вероятно, они предполагают, что подводная лодка находится рядом с другим танкером.
08:44. Выстрелил из аппарата №2 электроторпедой, дистанция 800 метров. Через 60 секунд снова попал точно в машинное отделение. Кажется, теперь мы специализируемся на танкерах. На этот раз сильный взрыв с высоким пламенем и грибовидным облаком. Опять же, он не использует радио.
09:00. Мы произвели несколько выстрелов из палубной пушки в нос и мостик, чтобы пробить носовую часть корабля и заставить его пойти ко дну. Загорелся. Полная потеря! Теперь вернемся к первому танкеру.
09.33. Мы видим, что атака артиллерийским огнем была бы пустой тратой времени, потому что он полностью лежит на дне на глубине 13 метров. В корме были видны верхняя часть трубы и и несколько воздухозаборников, впереди мостик и носовая часть.
09.04.42. 05:35. Увидел тень, идущую на север, и обогнал ее. Быстроходный грузовой корабль. Измеренная скорость 12 узлов.
Выпущена торпеда из аппарата №1, дистанция 500 метров. Через 43 секунды попал под кормовую мачту. Темный шлейф взрыва, слабое огненное свечение. Банановоз ESPARTA (3365 брт).
09:00. На 30° заметил тень, идущую на север. Атака должна быть сделана быстро, потому что луна восходит.
10:00. Стрелял из аппарата №2, дистанция 400 метров. Поскольку дистанция стала слишком короткой, мне пришлось стрелять под острым углом. К сожалению, торпеда вышла из строя. С громким воем она выпрыгнула из воды прямо перед носом, а затем под крутым углом ушла в ил на дне. В этом и опасность этих мелководий, глубина 12 метров. В более глубокой воде это был бы безошибочный выстрел. Это было панамское судно. Нам не удалось установить его имя. Обогнать снова не удалось из-за лунного света. Жалость! Направился к более глубоким водам на юго-восток.
11.04.42 02:09. Слышно грузовое судно, идущее на север. Всплыл, когда перископное наблюдение показало, что оно находится достаточно далеко и уже темнеет. Следуем за ним. На берегу видна каждая деталь. Видны деревья, дома, маяк, радиостанция и т.д. Затем мы видим танкер, идущий на север ближе к побережью. Сначала мы подумали, что кораблей два, но вскоре заметили, что надстройка и мачты принадлежат одному кораблю. В сумерках побежал к нему. Мы были на приличном расстоянии впереди. Мы дождались полной темноты, а затем атаковали. Мы стреляли в 4 морских милях от ярко освещенного морского курорта Джексонвилл-Бич, примерно в 5 морских милях к югу от маяка на реке Сент-Джонс.
04:22. Выпущена торпеда, дистанция 2000 метров. Через 177 секунд - попадание под кормовую мачту. Вспыхнул как гигантский факел, вся площадь была освещена ярко, как днем. Редкое зрелище для всех купальщиков, которые, наверное, сейчас обедают. (? - вроде бы не время для обеда) Это был самый большой танкер, который мы когда-либо видели. Его длина должна была быть более 160 метров. Разломился прямо перед машинным отделением. Вероятно, он ударился о дно на мелководье. Теперь быстро заканчиваем работу. Артиллерия нанесла большое количество попаданий в машинное отделение, затопив его. Затем подожгли оставшиеся танки и мост. Он сильно горел, и нам нужно было спешить, чтобы выбраться из яркого огненного зарева.
Это был танкер Gulfamerica длиной 133 метра. Пять человек погибли в результате взрыва торпеды или артогня, а 14 человек утонули, прыгнув за борт. Тут есть такая тонкость. Хардеген не пишет об этом в журнале, но известно, что когда он всплыл, чтобы добить танкер, то понял, что при промахах снаряды могут попасть по домам на берегу. Поэтому обошёл танкер со стороны берега, при этом потеряв драгоценное время. Это было оценено жителями Джексонвилля в 1990 году, когда Хардеген посетил город, где был принят как почетный гость. Он говорил об этом случае, что «город был очень дружелюбен ко мне».
Не могу не заметить, что при подготовке этого текста просмотрел много описаний данного боя и о подобном гуманизме в большинстве из них не упоминается.
А тогда из-за потерянного времени на эти манёвры он был засечён самолётом.
08:25. Ни одно срочное погружение не было таким быстрым, как это. Когда я прыгал в люк боевой рубки, он был почти над нами, одномоторный низкоплан. На глубине 20 метров мы уже попали в ил. Никаких авиабомб, несмотря на то, что он, должно быть, нас видел. Стали слышны быстрые винтовые шумы. Мы поползли, чтобы попасть в более «глубокую» воду (30 метров). Звуки винтов позади нас становятся громче.
Парень бежит прямо над нами, что звучит немелодично, и сбрасывает 6 глубинных бомб. Лодку сильно трясет, люди падают. Практически всё валится. Везде свистит и гудит. Эсминец снова вернулся. Лежим сейчас на дне на глубине 22 метра. Выключил все, что еще работало. Мы все равно слышим его ушами. Несмотря на то, что эсминец снова прошел точно над нами, мы напрасно ждем глубинных бомб. Мы должны где-то терять воздух, так как слышим бурление пузырей снаружи. Более часа эсминец непрерывно пролетает над нами, затем постепенно становится менее точным и, наконец, уходит. Асдика (гидролокатора) нет!
Поразительно, что в обоих случаях атак глубинными бомбами на мелководье противник действовал безграмотно. Ему стоило только сбросить серию на старой позиции, которая должна была быть ему известна из-за нашей потери воздуха, и мы были бы вынуждены покинуть лодку. Мы почти начали уничтожение секретных материалов. И то, что он не остановился поблизости, чтобы дождаться фуражки командира, как доказательство гибели лодки, просто невероятно. При дневном свете он мог точно определить местонахождение лодки. Это показывает, насколько неопытна команда. Он, наверное, подумал, что мы уничтожены, когда увидел пузырьки воздуха и больше не слышал звуков. На всякий случай он походил над нами один час и наверняка посмотрел на множество пузырьков воздуха как на доказательство нашей гибели.
13.04. 03:26 Замечен пассажирско-грузовой пароход водоизмещением около 5500 брутто-тонн, идущий на север. Я бы предпочел танкер для моей последней торпеды, которая является вдобавок 50-й торпедой, которую я выпущу как командир.
05:11. Выпущена торпеда из аппарата №4, дистанция 600 метров. Через 40 секунд попал в машинное отделение. Слабое огненное свечение, темный высокий шлейф взрыва. Вскоре оседает кормой. Имеет сильный крен на правый борт. Был сильно загружен. Он быстро оседает из-за глубины воды здесь 31 метр, и через 15 минут над водой остается только нос до самой передней мачты и верхняя часть мостика.
Поскольку еще рано и торпедная атака будет замечена не скоро, я направляюсь на юг искать пушечное мясо. Пока я могу стрелять и у меня есть горючее, отсутствие торпед не повод уходить из этого плодородного района. Мы должны использовать в полной мере каждый шанс для атаки.
После этого Хардеген потопил ещё два судна артогнём. Первое из них:
Запись в тот же день в 10:46.
В этом патруле мы потопили или уничтожили 10 судов общей валовой вместимостью 74 815 брт. и поэтому превзошли успехи нашего последнего патруля-рекордсмена.
И далее его пробивает на стихи прямо в журнале, тут же переданные в штаб Дёница:
Sieben Tankern schlug die letzte Stund,
Die U-Falle sank träger.
Zwei Frachter liegen mit auf Grund,
Versenkt vom Paukenschläger.
Всё же немецкий язык довольно дубовый для стихов, да и автор не профессиональный поэт. Перевод Сергея Розе:
Семь танкеров ушли в последний путь,
Ловушку лодок не спасла отвага,
Ещё два судна не забыть упомянуть
В зачёт солиста «Паукеншлага»!
На следующий день ответ: «Хардегену , Браво! Это действительно удар в литавры». Командующий подводными силами. (Дёниц)
16.04. Получено радиосообщение: Лодке U-123, командиру и экипажу. Выражаю вам за ваш большой успех мою особую признательность.
Главнокомандующий ВМС Редер.
В этот же день во второй половине дня Хардеген расстрелял артиллерией последнее судно в этом патруле. Команде была дана возможность эвакуироваться на шлюпках. Это был американец Alcoa Guide
Подводная лодка произвела 27 выстрелов калибром 10,5 см, 86 снарядов калибра 3,7 см и 120 снарядов калибра 2 см. Капитан был убит на мостике, спаслось 28 человек из 34-х.
23.04. U-123 впервые получила радиосообщение от фюрера. Командиру были вручены Дубовые листья. Радость была велика, мы все за нее боролись вместе. На торжественной церемонии в центральном посту мне был вручен железный крест ручной работы с дубовыми листьями.
Комментарий Befehlshabers der Unterseeboote (Командующий подводными силами) в боевом журнале "U-123" после возвращения лодки:
Отлично выполненный патруль. Командир с образцовым мужеством и полной отдачей добился выдающегося успеха, который на сегодняшний день не имеет себе равных без пополнения запасов торпед.
Подписано в черновике: D ö n i t z
А теперь , отдавая дань целеустремлённости Хардегена, следует заметить, что среди слагающих его успеха была ещё плохая подготовка американских противолодочников, отсутствие гидролокаторов, отсутствие минной опасности, беспечное отношение береговых властей к затемнению. Когда всё это было исправлено, таким сокрушительным успехам немецких подводников пришёл конец.
Начало статьи:
Продолжение:
..................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: