Найти тему

"Осторожные" ошибки в стихах и не только

Оглавление

В стихах и, конечно, в прозе есть ошибки, которые я назвал "осторожными". Не потому что они допустимы, а потому что умеют хорошо прятаться. Далеко не каждый сразу их заметит. Мало того, они же являются отличными приемами, если использовать эти приемы с умом.
Попробуем разобраться.

1️⃣ Прием, с которым нужно быть осторожнее, это инверсия

Инверсия – то есть порядок слов в предложении не по правилам. С одной стороны, удачная инверсия делает стих выразительным, акцентирует слово:

Дайте мне голос – я буду петь песни о лете.
Дайте улыбку – я буду
ромашкой степною,
Птицей, кричащей о солнце, рефреном в куплете,
Парусом белым, гудящей
ракушкой морскою.

С другой стороны – инверсия может быть неудачной, ради рифмы:

В се́рдца двери любовь постучалась…

Вот пришла к нам зима белая
И сугробов вокруг понаделала...

2️⃣ Просматривать стихи нужно и на наличие сдвига

Сдвиг – это слова, которые возникают при чтении вслух и искажают смысл из-за слияния двух слов.

Вот как это выглядит в тексте одной известной песни:

Мы друг в друге растворялись без остатка.
Бесконечно было больно, было сладко.
Но бывает слишком много
даже рая, (дожирая)
Ты уходишь, мое сердце разбивая.

Давно известны сдвиги:

Ль вы (львы)
Вы ли (выли)
Со сна (сосна)
Свинцом (с винцом)
Словцом (с ловцом)
Как, а я (какая) и др.

В юмористических стихах, в стихах-загадках сдвиг возможен.

3️⃣ Синкопа – то есть выпадение гласного в слове

Синкопа – интересный прием, характерный в фольклоре, но который иногда придает стиху особую выразительность.

Я твой шерстяной ангорский платок:
Воздушно-прозрачен и лёгок, и тёпл.
Ты же дико-редкий горный цветок
За мутной слюдою тепличных
стёкл.

Однако и синкопа не должна быть исключительно ради рифмы.

Какой сегодня жуткий хлад,
Пойдем на
брег скорее, брат.

4️⃣ Украшают ли стих солецизмы?

Солецизмы ­– то есть неправильные (чаще всего грамматические) обороты речи. Спорный вопрос. Солецизмы встречаются и у классиков. На мой взгляд, это устаревший прием, который сейчас возникает спонтанно и выглядит ошибкой.

Я тебя позабыл и, себя победя,
Ухожу под завесы седого дождя.
Я тебя не забыл и, себя
погубя,
Я в дождях пропадаю, скорбя и любя.

Возникло слово из пламя,
Поднимем поэзии знамя!

5️⃣ Использовать ли холостой стих?

Холостой стих – то есть незарифмованная строка среди рифмованных. Тоже вопрос спорный. Прием довольно распространенный. На мой взгляд, это плохо.

С тобой сидели у пруда,
И ты плела венок.
А я тебе читал стихи,
Целуя между строк…

6️⃣ Эллипсис

Эллипсис – то есть слова нет, но оно подразумевается. Интересный прием, который делает стих динамичным, акцентирующим внимание на нужном слове или обороте речи.
Чаще всего пропускаются глаголы, местоимения, но и не только.

Время – (это) поезд. Остановка:
Юность, старость, – все равно
(будут)
Пирожок и газировка…
И опять смотри в окно.

Какая жгучая зима!
И по примете
Качает стылые дома
февральский ветер.
Пятно лимонное луны
(звучит, глядит)
холодным зовом, –
Бросать монетки? Но, увы,
не до улова…

Важно, чтобы прием не исказил смысл, и пропущенное слово было понятно читателю.

Приемов рифмовки очень много, главное, знать их и правильно использовать.

Статья в ВК
Все статьи в подборке
"О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.