В стихах и, конечно, в прозе есть ошибки, которые я назвал "осторожными". Не потому что они допустимы, а потому что умеют хорошо прятаться. Далеко не каждый сразу их заметит. Мало того, они же являются отличными приемами, если использовать эти приемы с умом.
Попробуем разобраться.
1️⃣ Прием, с которым нужно быть осторожнее, это инверсия
Инверсия – то есть порядок слов в предложении не по правилам. С одной стороны, удачная инверсия делает стих выразительным, акцентирует слово:
Дайте мне голос – я буду петь песни о лете.
Дайте улыбку – я буду ромашкой степною,
Птицей, кричащей о солнце, рефреном в куплете,
Парусом белым, гудящей ракушкой морскою.
С другой стороны – инверсия может быть неудачной, ради рифмы:
В се́рдца двери любовь постучалась…
Вот пришла к нам зима белая
И сугробов вокруг понаделала...
2️⃣ Просматривать стихи нужно и на наличие сдвига
Сдвиг – это слова, которые возникают при чтении вслух и искажают смысл из-за слияния двух слов.
Вот как это выглядит в тексте одной известной песни:
Мы друг в друге растворялись без остатка.
Бесконечно было больно, было сладко.
Но бывает слишком много даже рая, (дожирая)
Ты уходишь, мое сердце разбивая.
Давно известны сдвиги:
Ль вы (львы)
Вы ли (выли)
Со сна (сосна)
Свинцом (с винцом)
Словцом (с ловцом)
Как, а я (какая) и др.
В юмористических стихах, в стихах-загадках сдвиг возможен.
3️⃣ Синкопа – то есть выпадение гласного в слове
Синкопа – интересный прием, характерный в фольклоре, но который иногда придает стиху особую выразительность.
Я твой шерстяной ангорский платок:
Воздушно-прозрачен и лёгок, и тёпл.
Ты же дико-редкий горный цветок
За мутной слюдою тепличных стёкл.
Однако и синкопа не должна быть исключительно ради рифмы.
Какой сегодня жуткий хлад,
Пойдем на брег скорее, брат.
4️⃣ Украшают ли стих солецизмы?
Солецизмы – то есть неправильные (чаще всего грамматические) обороты речи. Спорный вопрос. Солецизмы встречаются и у классиков. На мой взгляд, это устаревший прием, который сейчас возникает спонтанно и выглядит ошибкой.
Я тебя позабыл и, себя победя,
Ухожу под завесы седого дождя.
Я тебя не забыл и, себя погубя,
Я в дождях пропадаю, скорбя и любя.
Возникло слово из пламя,
Поднимем поэзии знамя!
5️⃣ Использовать ли холостой стих?
Холостой стих – то есть незарифмованная строка среди рифмованных. Тоже вопрос спорный. Прием довольно распространенный. На мой взгляд, это плохо.
С тобой сидели у пруда,
И ты плела венок.
А я тебе читал стихи,
Целуя между строк…
6️⃣ Эллипсис
Эллипсис – то есть слова нет, но оно подразумевается. Интересный прием, который делает стих динамичным, акцентирующим внимание на нужном слове или обороте речи.
Чаще всего пропускаются глаголы, местоимения, но и не только.
Время – (это) поезд. Остановка:
Юность, старость, – все равно (будут)
Пирожок и газировка…
И опять смотри в окно.
Какая жгучая зима!
И по примете
Качает стылые дома
февральский ветер.
Пятно лимонное луны (звучит, глядит)
холодным зовом, –
Бросать монетки? Но, увы,
не до улова…
Важно, чтобы прием не исказил смысл, и пропущенное слово было понятно читателю.
Приемов рифмовки очень много, главное, знать их и правильно использовать.
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.