Найти тему
Олег Тесленко

Подвиг и подъем канонерской лодки "Сивуч"

Изображение из открытых источников. Гибель канонерской лодки "Сивуч"
Изображение из открытых источников. Гибель канонерской лодки "Сивуч"

Подвиг канонерской лодки "Сивуч"
Когда говорят о героизме русских моряков, то все русские люди сразу вспоминают подвиг крейсера "Варяг", вступившему в бой с 14 японскими кораблями, хотя он был не один, а вместе с канонерской лодкой "Кореец". Это сравнение не совсем правильно, потому, что в той японской эскадре на самом деле было всего 6 крейсеров, а остальные 8 корабликов были всего лишь маленкими миноносами водоизмещением меньше 300 тонн и не могли участвовать в артиллерийском бою. Да и все японские крейсера кроме одного "Асамы были меньше Варяга. Так что реальное соотношение артиллерийских кораблей в том бою было 6 против 2.

Балтийский “Варяг”
В.Н.Краснов, кандидат военно-морских наук
Институт истории естествознания и техники им.С.И.Вавилова РАН Москва

Канлодка "Сивуч"
Канлодка "Сивуч"



В 1904 г. русский крейсер “Варяг” героически сражался с японской эскадрой, но под угрозой захвата противником был затоплен командой. Спустя 10 лет канонерская лодка “Сивуч” совершила аналогичный подвиг в Рижском заливе, вписав славную страницу в героическую летопись русского флота. 19 августа 1915 г. в Прибалтике был ясный и безоблачный день Зеркальная гладь Рижского залива ослепительно блестела в лучах летнего солнца. За кормой корабля тянулся длинный искрящийся след. Командир канонерской лодки “Сивуч” капитан 2-го ранга Н.П.Черкасов знал, что этот поход будет трудным, а может быть, и последним. На горизонте вот-вот могла появиться германская эскадра, которая накануне прорвалась через Ирбенский пролив, чтобы содействовать сухопутным войскам в овладении Ригой.
Канонерская лодка «Сивуч». 1907 г.
Встреча с эскадрой означала тяжелый неравный бой. Что могли сделать две канонерские лодки (в кильватер за “Сивучем” следовал однотипный “Кореец”) против линейных кораблей, крейсеров и миноносцев? Мощи артиллерийского огня канонерской лодки хватало в лучшем случае на поединок с миноносцем, но и этот корабль был сильным противником. Ведь кроме артиллерии миноносец располагал мощным торпедным оружием. Спущенные на воду в 1907 г. канонерские лодки имели водоизмещение около 1000 т и были вооружены двумя 120-миллиметровыми и четырьмя 75-миллиметровыми орудиями. В случае обнаружения противником на уклонение от боя и отрыв рассчитывать нельзя. Канонерские лодки были тихоходными, их скорость не превышала 12 узлов.
День прошел относительно спокойно. Однако на лицах офицеров и матросов нельзя было не заметить настороженности и тревоги в предчувствии грозных событий. Успокаивало то, что до похода экипаж успел обстреляться. Несколько раз канонерская лодка совершала огневые налеты на прибрежные позиции немцев, чем заслужила благодарность и даже восхищение офицеров и солдат 12 армии, оборонявшей Ригу.
“Командиру. Стрельба была поразительно точна, покорно благодарим славных моряков за помощь. Полковник Меликов”, — не раз корабль получал такие благодарственные телеграммы и семафоры с берега.
В один из налетов канонерская лодка попала под перекрестный обстрел нескольких немецких батарей, и ей удалось благополучно уйти лишь благодаря искусному маневрированию. Сложные зигзаги, которыми уходила лодка, не давали возможности точно пристреляться.
Сам командир Черкасов имел за плечами немалый опыт морских боев в русско-японскую войну. В Порт-Артуре он служил на миноносце “Властный”, в результате минной атаки которого был потоплен японский миноносец. Последний период обороны Порт-Артура занимал должность старшего офицера на броненосце “Севастополь”. В ту войну он был награжден несколькими орденами.

Канонерская лодка "Сивуч" ведет бой. изображение из открытых источников
Канонерская лодка "Сивуч" ведет бой. изображение из открытых источников

Теперь Балтика, война с Германией. Службу на этом флоте Черкасов начал сразу командиром “Сивуча”. Долгое время канонерская лодка несла дозорную службу в Оландских шхерах. В июле 1915 г. корабль перешел в Усть-Двинск, в 18 км от Риги. С появлением в Рижском заливе сильной немецкой эскадры, состоящей из двух линейных кораблей, четырех крейсеров и нескольких десятков эскадренных миноносцев и тральщиков, малочисленные русские морские силы в заливе оказались в крайне опасном положении. Командование Балтийским флотом приняло решение срочно перебазировать корабли из залива в Моонзунд, где был создан новый рубеж обороны. Основная часть кораблей успела перейти в Моонзунд 17—18 августа. Канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец” задержались в заливе с постановкой мин у Усть-Двинска и начали переход только 19-го утром.
Оставалось совсем немного, всего несколько часов, и обе канонерские лодки должны были войти под прикрытие своих береговых батарей и минных заграждений. С юга эту позицию усиливали подводные лодки “Минога” и “Макрель”. Однако судьба распорядилась иначе. На горизонте показался силуэт трехтрубного корабля. Смутно мелькнула надежда, что это не неприятельский крейсер, а свой минный заградитель “Амур”, поставивший себе для маскировки третью фальшивую трубу. Расстояние быстро уменьшалось. В лучах заходящего солнца были видны силуэты людей на палубе корабля. Теперь не оставалось никаких сомнений в том, что это немецкий крейсер “Аугсбург”. Канонерская лодка повернула вправо и дала самый полный ход. Но было ясно, что оторваться от противника невозможно.
“Передать сигнал на “Кореец”, вступаем в бой”, — скомандовал командир “Сивуча”. Он был флагманом. На стеньге корабля взвился боевой Андреевский флаг. Экипаж занял место по боевому расписанию. Матросы замерли у орудий, установив прицелы по команде артиллерийского офицера.
Первый залп крейсера лег в сотне метров с правого борта “Сивуча”. После нескольких залпов, крейсер внезапно прекратил стрельбу, оказавшись за кормой канонерские лодки. Затем он перешел на правый борт кораблей, сблизился, и снова начал стрельбу. Канонерские лодки открыли ответный огонь всеми орудиями.
После захода солнца быстро стемнело, и пользоваться дальномером стало невозможно. Управляющему огнем приходилось определять дистанцию до крейсера на глаз. Но делать это было нетрудно, так как расстояние не превышало нескольких кабельтовых. Крейсер стрелял всем бортом, периодически с него взлетала осветительная ракета. Как только она гасла, вспыхивал луч прожектора, освещавшего канонерские лодки, и крейсер выпускал очередной залп. Со стороны картина могла показаться красивым волшебным фейерверком.
На самом деле это был настоящий ад. С обеих сторон появились убитые и раненые. Вспыхивали пожары, из-за пробоин в бортах в корабельные помещения стала поступать вода.
Русские артиллеристы работали виртуозно: и при ослепительном свете ракеты, и в полной темноте матросы с невероятной быстротой подавали патроны, заряжали пушки и стреляли. На палубе скопилась куча стреляных гильз…
Крейсер сосредоточил весь огонь на “Сивуче” как на головном корабле. Море кипело от леса всплесков, окружающих корабль со всех сторон. Но что удивительно, теперь лица офицеров и матросов выражали спокойствие и сосредоточенность. Неравный поединок не приводил их в отчаяние. Было видно, что каждый готов умереть, но до конца выполнить свой долг. Слышалось: “Умрем, братцы, но не посрамим русского флота”.

Неожиданно из-за крейсера показались два миноносца, которые атаковали торпедами “Сивуч”. Черкасов приказал перенести огонь на миноносцы. Через минуту один из них запылал и, охваченный огнем, быстро затонул. Другой миноносец поспешно удалился.

Огонь канонерских лодок был вновь устремлен на крейсер. От попаданий снарядов начался пожар, была разрушена боевая рубка. Однако доставалось и канонерским лодкам. “Сивуч” получил несколько пробоин в машинных отделениях. Аварийные группы по борьбе с огнем и водой самоотверженно боролись за корабль. На “Корейце” была повреждена мачта. Вдруг на крейсере погас прожектор. В него попал снаряд. Выведен из строя командный пункт корабля. Крейсер стал отходить. В темноте канонерская лодка “Кореец” отделилась от “Сивуча”. Впоследствии она была выброшена на мель и была взорвана экипажем, чтобы ее не захватили немцы.
“Сивуч” продолжал бой один. Положение стало трагическим, когда на помощь крейсеру подошли два линейных корабля “Позен” и “Нассау” в сопровождении нескольких миноносцев. Почти в упор, с расстояния 200 саженей, они засыпали снарядами яростно отстреливавшийся “Сивуч”.
От бесчисленных пробоин внутренние помещения канонерской лодки заполнились водой, все горело. Среди команды было много убитых и раненых. Корабль потерял ход. Прошло еще несколько минут, и он стал медленно погружаться. Но и погружаясь в морскую пучину, “Сивуч” продолжал стрелять по врагу из всех четырех орудий.
С песней “Врагу не сдается наш гордый “Варяг”” экипаж “Сивуча” принял геройскую смерть. По немецким данным, из экипажа канонерской лодки было спасено 2 офицера и более 30 нижних чинов.
Потери, понесенные противником в период прорыва и боевых действий в Рижском заливе, заставили командующего германской эскадрой вице-адмирала Шмидта свернуть операции в этом районе, и 21 августа 1915 г. эскадра покинула залив. Был надолго выведен из строя крейсер, потоплен миноносец. Дорогой ценой досталась немцам гибель канонерских лодок.

Сивуч и Гиляк - однотипные канонерские лодки Изображение из открытых источников
Сивуч и Гиляк - однотипные канонерские лодки Изображение из открытых источников

Литература:
1. Бережной С.С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. М., 1997.
2. Гречанюк Н.М. и др. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М., 1997.
3. Краснов В.Н. Гордый “Сивуч” // Страж Балтики. 4 сентября 1965 г.
4. Шалагин Б.Л. // Армия и флот. 2001. №4—5.
5. Морской сборник. 1915. №10.



Описание
В начале августа 1915 года германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец” поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.
6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) русские канонерки встретились с германским крейсером “Аугсбург” и эсминцами “V-29” и “V-100”. Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. Но быстроходные корабли противника их догнали, осветили прожекторами и через 15 минут с дистанции 25 каб. открыли стрельбу. В начале боя немецкие корабли сосредоточили огонь на головной канонерской лодке “Сивуч” и сразу добились нескольких попаданий. С разбитыми кормовыми орудиями “Сивуч”, прикрывая “Корейца”, развернулся и, введя в бой носовую артиллерию, пошел на врага. В это время комендорам “Корейца” удалось сбить носовой прожектор на германском крейсере. На некоторое время все погрузилось во тьму. Пытаясь ввести в действие кормовой прожектор “Аугсбург” развернулся и потерял из виду “Корейца”. Прожектор крейсера сквозь туман уперся в медленно двигавшийся силуэт “Сивуча”. По контурам корабля “Аугсбург” принял “Сивуча” за линейный корабль “Слава” и вызвал к себе помощь. Через 20 минут к месту боя подошли 7 германских эсминцев, а также линкоры “Нассау” и “Позен”, которые обрушили на “Сивуч” мощь своих 280-мм орудий. В атаку на канонерскую лодку устремились вражеские эсминцы “S-176”, “S-178”, “S-179” и “V-185” 8-й германской флотилии. По лодке в общей сложности было безрезультатно выпущено 6 торпед.

Героически сражавшийся под командованием капитана 2 ранга П.Н. Черкасова, “Сивуч” в 32-минутном бою нанес повреждения крейсеру и эсминцу, но был расстрелян с близкого расстояния. Превратившись в костер и погружаясь в воду, русский корабль продолжал вести огонь из единственного уцелевшего 75-мм плутонгового орудия мичмана М. Мурзина. В 21 час 30 минут лодка перевернулась и, окутавшись паром, ушла под воду.
В это время “Корейцу” удалось в темноте скрыться под берегом. Утром следующего дня, находясь среди отмелей мыса Меррис, командир “Корейца” капитан 2 ранга И.К. Федяевский получил с берега ложное сообщение о высадке немецкого десанта у Пернова. Считая себя отрезанным от Моонзунда, он приказал свезти на берег ценное оборудование и оружие, а затем подорвать лодку, чтобы она не досталась врагу. (Впоследствии две 120-мм пушки “Корейца” были дополнительно поставлены на канонерскую лодку “Хивинец”). Вскоре выяснилось, что это было поспешное решение, так как уже 8 августа немецкие корабли, так и не выполнив поставленных задач, покинули Рижский залив.
Из 148 человек команды “Сивуча” немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой “Сивуч” погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца “Севастополь”. За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин. Экипаж “Сивуча” по праву должен занять место в одном ряду с героями “Варяга”.

Когда вновь автор перечитал статьи о последнем бое канонерской лодки "Сивуч" и ее команд, то мне захотелось увековечить в памяти всех русских людей этот великий подвиг. Потому, что мне кажется ситуация совешенно несправедливой - все знают о одвиге "Варяга", все поят песню "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". А вот про подвиг канонерской лодки "Сивуч" знают только десятки человек, интересующихся военно морской историей. Вот кейсе "Аврора" не совершила никакого особенного подвига, ну стрелала в Цусиме как и тридцать других русских кораблей, а самое главное что прославило "Аврору" - так это один-единственный холостой выстрел послуживший сигналом к началу октябрьского переворота. Но за это этот крейсер навечно сделан памятником, его берегут, реставрируют холят и лелеют, а героический "Сивуч", совершивший выдающийся военный подвиг, всеми забытый тихо ржавеет под водой у одного эстонского острова. И тут у автора одилась мысль: а что если поднять из под воды канонерскую лодку "Сивуч" и прибуксировать ее в Ленинград (тьфу - в Санкт-Петербург) и поставить у какой-либо Ленинградской (Петербургской) набережной - чтобы все русские люди смогли своими глазами увидеть ее, и гордится этим подвигом, больше чем боем "Варяга"?
И тут разные обыватели сразу наверное завопят, что поднять со дна боевой корабль - это очень сложно и дорого, и надо потратить миллиарды государственных денег на это бесполезное дело, и российская государственная власть на это не согласится. Но на это я отвечу, что не собираюсь спрашивать ничьего разрешения и не вступать ни в какие переговоры с российскими властями. Может вы вспомните телерекламу двадцатилетней давности, когда один юноша спрашивает у государственного старика: можно ли ему отрастить бороду? И старит отвечает, что по закону бороду отращивать нельзя!
А почему же тогда у Вас у самого длинная борода?
Да потому, что я ни у кого не спрашивал разрешения носить бороду.
Вот так и я собираюсь действовать - ни у кого не спрашивать разрешения.
Суть в том, что "Сивуч" наверняка лежит на очень маленькой глубине примерно десяток метров, потому, что Балтийское море вообще очень мелкое, а тем более что перед гибелью "Сивуч" стремился подойти к эстонскому острову Кюно (Кихну), и затонул рядом с этим островом на минимальной глубине, легко достижимой даже без аквалангов. А поднять эту канонерскую лодку можно без проблем просто и быстро - ведь ее водоизмещение всего около тысячи тонн, и значит поднять "Сивуч" может любой современный плавучий кран. Но лично я предпочитаю подъем судов надувными резиновыми понтонами - дешево и сердито. Взять в аренду на недельку несколько понтонов емкостью по тысяче кубов каждый - и вся недолга. В отличие от судоподъемных стальных полотенец можно применить либо обычные крюки, которые зацепить за отверстия снарядных пробоин в бортах канлодки, либо электромагниты как при подъеме груды металлолома. Для работы использовать всего несколько человек добровольцев, и за одну ночь приподнять и оторвать "Сивуч" от грунта. Эрнест Кокс примерно таким способом поднимал десятки затонувших немецких крейсеров и эсминцев для разделки на металлолом. Все это прекрасно описано в книге Джозефа Горза "Подъем затонувших кораблей". Потом буксировать эту связку понтонов с "Сивучем" каким-нибудь крупным морским катером с экипажем 2-3 человека со скоростью 1-2 узла до Санкт-Петербурга. Затем в Петербурге задешево купить у кого-нибудь старую списанную баржу-площадку, притопить ее и подвести под днище "Сивуча". А потом продуть баржу воздухом и поднять "Сивуч" на поверхность. После этого позвать в Санкт-Петербурге и со всей России нескольких добровольцев, чтобы очистить "Сивуч" от грязи: от ила, ракушек и ржавчины, и произвести мелкий косметический ремонт. Но не заделывать пробоины и не устранять разрывы металла - а наоборот: чтобы все русские люди видели как пострадал "Сивуч" в своем последнем бою. У Константина Симонова есть такие строчки про погибший советский танк:
Я выкопал его бы как он есть -
В пробоинах, в листах железа рваных,
Невянущая воинская честь есть в этих шрамах
В обгорелых ранах,
Он как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр -
Тем больше НАША СЛАВА!
Но самое главное - это финансовый вопрос: а на какие собственно деньги произвести подъем, транспортировку и ремонт "Сивуча"? Авто предполагает, что сам подъем обойдется не очень дорого - порядка нескольких миллионов рублей, потому, что все технические средства - понтоны будут не покупаться навсегда, а только взять на недельку в аренду. Буксировку тоже осуществлять максимально дешево - любым попутным судном или даже катером. А баржу-площадку купить самую старую и никому не нужную. Ремонт и очистку корпуса "Сивуча" осуществлять с помощью добровольцев - Российских любителей военно-морской истории. Так что затраты будут совсем невелики. Главное - с чего-то начать. Сначала надо произвести первоначальный осмотр корпуса "Сивуча" и составить технический проект его Подъема. И вот даже на это нужны небольшие деньги - несколько десятков тысяч рублей. А потом после составления плана подъема и определения примерной суммы необходимых затрат можно будет организовать сбор народных денег по интернету. Поэтому предлагаю всем любителям русской военной истории прислать хоть небольшие суммы на кошелек Ю-мани: 4100118427675534