Найти в Дзене
Елена Панина – РУССТРАТ

Битва на Черном море: наши выводы и общие перспективы

Несмотря на отсутствие официальных сообщений, сигналы, связанные с Черноморским флотом РФ, требует осмысления.

По сведениям ряда источников, 15 февраля 2024 года ушел в отставку адмирал Виктор Соколов, командовавший Черноморским флотом. Временно исполнять обязанности командующего стал Сергей Пинчук, уже бывший начштаба флота.

Это третий командующий Черноморским флотом за время проведения СВО, и такая частота ротации говорит о многом. Прежде всего, о сложности данного участка, на который завязано большое количество геополитических интересов – задача нейтрализации российской военной мощи в Черном и Средиземном морях, которую ставят перед собой враги нашей страны, остается для них неизменной со времен начала Большой Игры с Британией.

Не вызывает удивления, что именно британцы сегодня курируют всю украинскую морскую тематику, включая диверсии с применением безэкипажных катеров-камикадзе (БЭК). Как утверждают те же источники, триггером для отставки адмирала Соколова стала гибель БДК «Цезарь Куников» на траверзе Алупки 14 февраля.

Частая смена командования означает трудности с разработкой комплексной методы противодействия тактике, которую применяет враг, и от которой Черноморский флот страдает в первую очередь. Поскольку традиционные украинские ВМС были уничтожены ещё в первой фазе СВО, переход врага к тактике москитного флота и диверсий был предопределен. На новом технологическом уровне эта тактика может быть очень хороша в противостоянии с неготовыми к ней традиционными флотами – и просто катастрофической для гражданских судов, даже с приданым боевым охранением.

Эта проблема не только Черноморского флота, с ней в разной степени сталкиваются сейчас все флоты мира. Например, собранная США коалиция по обеспечению судоходства в Баб-эль-Мандебском проливе тоже не может полностью купировать угрозу дронов и катеров-камикадзе.

Помимо прямой цели ослабить вооруженные силы России, англосаксы, курирующие атаки ВСУ на Черноморский флот приобретают боевой опыт, который можно будет использовать в войне против Китая за отчуждение от КНР Тайваня.

Интенсивность использования БЭК будет лишь нарастать, а значит мы в очередной раз стоим на пороге полного пересмотра тактики применения флотов и того, какими эти флоты будут. Достаточно вспомнить, как броненосцы разом закончили эпоху парусных фрегатов, дредноуты – эпоху броненосцев, подводные лодки – дредноутов, авианосцы – качественно изменили всё, а противокорабельные ракеты нивелировали мощь авианосцев.

-2

В США (и всех других странах с развитыми ВМС) проводится максимально активная работа по выработке концепций использования морских (и не только) дронов. Существует не менее десяти проектов разной специализации, объединенных в рамках общего проекта PRIME, которые сводятся к созданию инструмента из стаи в несколько десятков или даже сотен БЭК, способных нанести критический урон вражескому флоту. Наряду с этим прорабатываются вопросы использования искусственного интеллекта, позволяющего рою самоорганизовываться и вести себя наиболее эффективным образом, а также оттачиваются способы применение машинного зрения, позволяющего минимизировать зависимость от связи с центром, а значит и от средств РЭБ.

Уже сейчас существуют в «железе» БЭК, способные выпускать несколько воздушных дронов-камикадзе, нести ракеты ПЗРК и т.д. Те же США уже отрабатывают варианты БЭК и наземных роботов, способных нести по две крылатые ракеты и имеющих высокую скрытность: подобные изделия планируется разместить на многочисленных островах в Тихом океане на достаточной для удара по КНР дистанции. Украинские диверсанты как минимум один раз использовали закрепленные на БЭК реактивные огнемёты для атаки на российский корабль.

Такая обширная палитра угроз требует соответствующего инструментария для купирования. В данный момент, на Западе мейнстримом является создание собственных роев для борьбы с роями противника. И окружения каждого представляющего ценность корабля «полем» морских дронов, способных принять на себя удар или предупредить об угрозе. Альтернативой может быть «регресс» конструкций кораблей, с установкой бронепояса, служащего защитой от торпед, и перекомпоновки конструкции, с выносом баков для топлива и воды «наружу», чтобы те служили дополнительной защитой.

Но это вопрос среднесрочной перспективы. В данный момент, нам, как никому другому, важно разработать средства для защиты кораблей из доступных компонентов, которые возможно установить быстро.

Прежде всего, необходимо насыщение кораблей ЧФ РФ приборами ночного видения – фактов атак БЭКами днём практически нет, все успешные нападения осуществлялись ночью или в сумерках.

Кроме того, необходимо оперативное дооборудование кораблей оружейными модулями – хотя бы на уровне крупнокалиберного пулемёта – количество и расположение которых должны быть достаточными для отражения атак нескольких целей с любого ракурса. Или со всех сразу. Соответственно, необходимо изменение в боевом расписании и выделении дежурств у новых огневых точек.

В зависимости от развития систем машинного зрения (судя по всему, достаточный уровень у нас достигнут), возможно переложить значительную часть нагрузки на роботов, способных распознать на фоне морских волн угрозу и начать её отражение.

Логика здесь ничем не отличается от логики Второй мировой, когда американские корабли и суда в Тихом океане пришлось дооборудовать средствами ПВО и дополнительными калибрами для борьбы с минами и торпедами.

Эффективность поражения морских дронов ракетами пока что неизвестна, но можно предположить, что она невелика. Дроны имеют очень низкий профиль, а в будущем будут выдавать себя разве что мачтой с приборами видеонаблюдения. Поэтому эволюция ракетного противодействия выглядит перспективной, скорее, в области наведения по лучу лазера, более надежного и гибкого в данном случае.

Дальнейшие соображения по части того, чем бить вражеские БЭК, могут быть самыми разными, но их реализуемость зависит от состояния отечественных разработок в конкретной области.

К примеру, используя данные и наработки из области развития противоторпед «Пакет-НК», имеет смысл создать аналог, предназначенный для борьбы с вражескими дронами. Задачи у противоторпеды и гипотетического средства по борьбе с БЭК схожи, и это поможет сэкономить время.

Весьма важным оказывается вопрос своевременного обнаружения. Корабли ЧФ РФ с вертолетами на борту (например, фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков») вовремя срывали все попытки атак, не в последнюю очередь благодаря разведке с воздуха и возможностям поразить БЭК ещё до того, как те выйдут на ударный курс.

Возможности контроля «сверху» можно расширить благодаря собственным дронам наблюдения (в идеале - и поражения). Но более дешевым и устойчивым к порывам ветра средством выглядит небольшой аэростат со стабилизированной платформой для оборудования, позволяющего осматривать прилегающую акваторию, в том числе и в режиме ночного видения.

Отдельного осмысления и проработки требует, также, версия создания и использования в целях заблаговременного предупреждения об опасности, полей и кордонов из конструкционно усовершенствованных и доработанных противолодочных буев, которые будут передавать на берег и на корабли данные в случае приближения к зоне локации наших средств и сил вражеских или неопознанных плавучих объектов.

Нам нужно решение, которое мы сможем внедрить в ближайшие несколько месяцев. В противном случае, постоянные вражеские удары неизбежно создадут эрозию военно-морской мощи России в Черноморско-Средиземноморском бассейне. Что недопустимо, в том числе и по геостратегическим соображениям.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!