Самыми жуткими для жителей Германии самолетами RAF, мне кажется, были дальние бомбардировщики. Это было жуткое трио из Short Stirling, Handley Page Halifax и Avro Lancaster. Сегодня я бы хотел познакомить с самым первым из этой тройки - Short Stirling. Узнаем как он появился на свет, как проявил себя.
История создания.
На самом деле о дальних тяжелых бомбардировщиках в Соединенном Королевстве начали задумываться еще во время Первой Мировой. Даже разработали и приняли на вооружение Хэндли-Пэйдж V/1500, но строили слишком долго. После Версальского мирного договора его сняли с вооружения. До начала 30х годов на вооружении RAF не было ничего подобного.
Но воздух был пропитан напряжением предстоящей войны и в 1936 году было принято решение снова вооружиться дальними бомбардировщиками. Промышленности направили заказ № В. 12/36 от 9 июля 1936 года. По его требованиям самолет должен иметь:
- скорость не менее 370 км/ч;
- бомбовую нагрузку 3 600 кг;
- дальностью полета от 4 800 км, допускался взлет с использованием дополнительных устройств, катапульт и тому подобного.
При самостоятельном взлете требования были пониже: дальность 3220 км с 1815 кг бомб. В бомбоотсек должны были размещаться бомбы калибром до 908 кг (большего калибра в арсеналах Его Величества еще не было). Экипаж самолета состоял из шести человек. Машина могла использоваться и как транспортная для перевозки 24 солдата.
Желающих принять участие в госзаказе оказалось много, 15 фирм подали заявки. Правда до постройки опытного образца дошли всего 2: Short и Supermarine. Последние из конкурса выбыли, им пришлось сконцентрироваться на своем главном детище - Supermarine Spitfire.
Новый бомбардировщик назвали S.29. Работы шли под руководством Клода Персиваля Томаса Липскомба на кульманах конструкторского бюро в Рочестере.
Первоначально S.29 был сочетанием длинного фюзеляжа прямоугольного сечения со среднерасположенным крылом размахом 34,4 м, взятым от летающей лодки «Сандерленд» (предыдущая разработка фирмы), однокилевым оперением и двигателями «Роллс-Ройс» «Госхоук». После первичного ознакомления с документаций Министерство авиации потребовало уменьшить размах крыльев до 30.48м (100 футов), чтобы самолет помещался в стандартных ангарах, и установить другую мотоустановку, выбрали перспективные двигатели воздушного охлаждения «Бристоль» «Геркулес».В 1937 г. заказали два опытных образца S.29.
Для проверки своих гипотез конструкторы решили построить модель в масштабе 1:2, она получила обозначение S.31.
Машину построили целиком из дерева. Крыло взяли от самолета "Сайон Сеньор", немного доработав его. От него же — моторамы, только моторов стало не два, а четыре "Побджой" "Ниагара" III по 90 л.с. На модели сделали даже створки бомболюков, чтобы проверить, как их открытие и закрытие в полете повлияет на пилотирование. Экипаж S.31 состоял из пилота и инженера-испытателя. Летчик сидел довольно удобно под большим фонарем, а вот инженер располагался, скрючившись в фюзеляже. Первый пилот самолета, Л. Паркер, шутил, что он единственный предмет на борту, не того масштаба.
Первый полет S.31 совершил в сентября 1938 года. После 12 полета прототип передали в государственный испытательный центр в Мартлшем-Хит. Там рекомендовали изменить угол установки крыла, чтобы улучшить взлетно-посадочные характеристики
Это повлекло серьезные доработки. По традиции, контракт на производство серии в 100 бортов выдали в 1937 году, до конца испытаний. Уже были готовы рабочие чертежи, завод изготовлял оснастку. Поворот крыла заставил бы многое переделать. Конструкторы приняли другое решение — удлинить основные стойки шасси, но тогда опора не укладывалась в мотогондолу. Пришлось ввести второй шарнир — стойка стала складываться дважды.
Это решение как и другие опробовали на S/31. Это случилось в ноябре 1939 года, когда уже существовали два "настоящих" опытных "Стирлинга". Позже летающий макет использовали для изучения особенностей аэродинамики самолета. На нем меняли моторы, вносили изменения в рули, устанавливали макеты различных турелей, исследуя перспективы совершенствования S.29. "Маленький Стирлинг" летал до 1943 год.
Два первых полноразмерных S.29 закончили в начале мая 1939 года. Программу испытаний начали, как обычно, с рулежек, затем пошли подлеты, и 14 мая самолет поднялся в воздух. Первый полет продолжался 20 минут и закончился печально. На посадке заклинило тормоза одного колеса и от рывка основные стойки шасси сложились. Повреждения оказались столь велики, что этот полет стал для машины последним.
Через семь месяцев полетел второй прототип, оснащенный, так же, как и первый, двигателями «Геркулес» II фирмы «Бристоль» мощностью по 1375 л. с. (1025 кВт), но уже с усиленными стойками шасси.
Программа заводских испытаний уложилась в десять полетов, а затем машину передали в испытательный центр в Боскомб-Даун. В мае следующего года в воздух поднялся первый серийный самолет, собранный в Рочестере. Однако темпы производства значительно уступали намеченным. К 9 августу в Рочестере выпустили всего 20 машин, из них облетали только девять. В тот же день шесть самолетов уничтожила на заводском аэродроме немецкая авиация. 15 августа "Люфтваффе" бомбили цеха в Белфасте, уничтожив ещё пять недостроенных "Стирлингов". Первый самолет на этом заводе завершили только в октябре и к концу года сдали ВВС 15 бомбардировщиков.
Фюзеляж "Стирлинга" имел традиционный набор шпангоутов и стрингеров под гладкой обшивкой из легкого сплава. Сечение его было прямоугольным со скругленными углами. Фюзеляж собирали из четырех больших секций, которые при окончательной сборке соединяли болтами через фланцы крайних шпангоутов. Стыки обшивки снаружи прикрывали лентами. Центральная секция фюзеляжа имела длину 12,8 м.
Бомбоотсеки разместили под полом палубы, находившейся на уровне балок центроплана, проходивших через фюзеляж. Подкрепляя пол, две длинные балки шли по всей длине отсека, разделяя его на три части. В каждой из них имелось по семь узлов подвески. На каждом крепилась бомба в 227 кг — в общей сложности, 6129 кг. Ещё можно было нести семь бомб по 908 кг: три в центральном отсеке и по две в каждом боковом. В этом случае два отсека в крыле оставались пустыми, а общая бомбовая нагрузка равнялась 6356 кг. Однако ширина отсеков в 480 мм не давала подвесить бомбы крупнее калибра 908 кг.
Оборонительное вооружение на начальных этапах состояло из носовой, кормовой и нижней турели. Правда опыт боев вынудил отказаться от нижней. Она слишком сильно повышала сопротивление воздуха, была тесной и не эффективной, её заменили спаренными шкворневыми установками из "Браунингов" в бортовых люках по бокам задней части фюзеляжа с боезапасом 500 патронов на ствол. Позднее бортовые установки вытеснила верхняя турель.
"Стирлинг" был рассчитан на экипаж из семи человек: два летчика, штурман, радист, бортинженер и два стрелка — для передней и кормовой турелей. Бортовые установки и, позднее, верхняя турель обслуживались бортинженером. Штурман был бомбардиром.
"Стирлинги" в небе.
В октябре 1940 года на базу Окингтон прибыла 7-я эскадрилья, которой предстояло первой осваивать "Стирлинги". Техника поступила туда в конце года. На переучивание ушло два месяца.
Первый боевой вылет был в ночь с 10 на 11 февраля 1941 года. "Стирлинги" сбросили фугасные бомбы на нефтяные хранилища в порту Роттердама. Обошлось без потерь. Летать стали все чаще, причем не только ночью, но и днем.
7 апреля "Стирлинги" при свете дня бомбили линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в Эмдене. В тот день существенных успехов не достигли, а вот 23 июля, когда "Шарнхорст" во французском порту Ла Палис атаковали уже две эскадрильи "Стирлингов", в крейсер угодили бомбой весом почти в тонну. К сожалению, удачливый экипаж был после этого сбит немецкими истребителями.
Боевой опыт очень наглядно показал плюсы и минусы машины. Одобрение вызвали устойчивость и хорошая для самолета таких размеров маневренность. Был случай, когда заводской испытатель, демонстрируя возможности бомбардировщика в части, выполнил на нем "колокол".
Все кончилось благополучно, только насмерть перепуганный кормовой стрелок чуть не покинул самолет с парашютом.
Вызывала уважение живучесть машины. Один "Стирлинг" вернулся на базу после столкновения с немецким истребителем, потеряв примерно метровый кусок правого крыла. Другой прилетел на трех моторах и вообще без руля направления. В третьем случае тяжелораненый летчик пять часов тянул над морем "Стирлинг", получивший попадания в три мотора.
Но с другой стороны, самолет имел небольшой практический потолок и плохую скороподъемность. Модернизация машины за счет усиления защиты, вооружения и установки дополнительного оборудования продолжала ухудшать эти показатели. Кроме того, рост веса явно сказывался на шасси, опять не соответствовавшем нагрузкам.
Стирлинги" служили не только как бомбардировщики, но и постановщиками мин. Донные мины грузили в емкие бомбоотсеки и сбрасывали на парашютах. Четырехмоторные машины также летали во Францию с грузами для партизан. Позднее некоторое количество "Стирлингов" превратили в самолеты радиопротиводействия. Их оборудовали установками "Мэндрил", глушившими немецкие радиолокаторы "Фрейя".
К осени 1943-го "Стирлинг" как тяжелый бомбардировщик уже устарел. На смену ему пришли "Галифакс" и "Ланкастер". Но эпизодически боевое применение "Стирлингов" продолжалось, в основном, по второстепенным целям.
Главным применением становится транспортная авиация. 6 июня 1944 года, когда четыре эскадрильи "Стирлингов" доставили планеры "Хорса" на побережье Нормандии. Впоследствии они приняли участие в высадке десантов под Арнемом, Ниймегеном и за Рейном. Их использовали и для доставки на передовую оружия, боеприпасов и горючего. В "Стирлинг" загружали до 120 стандартных английских бочек по 56 л.
Мнение.
Всего было построено 2 383 "Стирлингов" всех модификаций. Они совершили 18 440 боевых вылетов, сбросили 27 821 тонн бомб и установили 20 000 морских мин. За это время было потеряно 769 самолетов, 641 из них в боях.
Бомбардировщики "Стирлинг" принято критиковать, сравнивая их с более совершенными "Галифаксами" и "Ланкастерами". Но следует помнить, что названные самолеты разрабатывались позже и по новым требованиям RAF, в которых уже не было нелепых ограничений, выдвинутых к "Стирлингу» в 1936 году. А S.29 послужил началом семейства отличных самолетов, которые практически всю войну провели в строю.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!