Мало какой из жанров живописи так тренирует внимательность, как натюрморт. Тщательно подбирая объекты для композиции и аранжируя их, художник вступает с нами в игру. Некоторые мастера вкладывают в свои картины глубокий аллегорический смысл, другие стремятся удивить зрителя необычными вещами, третьи оставляют тайные послания. И даже такой небольшой натюрморт как «Вишня в серебряной вазе с яблочками» Феде Галиции может многое рассказать при его должном изучении.
Феде Галиция (ок. 1578 – ок. 1630) родилась в Милане в семье итальянского художника-миниатюриста. Новорожденную назвали Феде, что означает «вера», а еще «доверие, честность». Первым учителем живописи для нее стал отец, и уже к 12 годам девочка добилась заметных успехов. Минуло несколько лет и Феде Галиция стала признанной художницей. Девушке заказывали портреты, натюрморты, полотна на религиозные и светские темы. Ее работы выгодно отличались вниманием к деталям, что вероятно было результатом уроков писавшего миниатюры отца.
Решение отца Феде обучать ее живописи было для той эпохи экстраординарным. Возможно, его побудил к этому пример современницы, прославленной художницы Софонисбы Ангишолы, жившей всего в 50 милях от Милана.
Феде Галиция одной из первых начала создавать фруктовые натюрморты. Несколько десятков из них сохранились до наших дней. Один из них – «Вишня в серебряной вазе с яблочками», написанный около 1610 года масляными красками на деревянной панели. В центре изящной композиции находится серебряная ваза с вишнями, стоящая на каменной столешнице. Это тацца – плоская широкая чаша на ножке, известная в Италии с XV века. Изначально стеклянные, серебряные и керамические таццы служили сосудами для вина. Однако в других европейских странах, таких как Нидерланды, решили, что пить из нее неудобно и приспособили таццу в качестве вазы для фруктов или сладостей. Позже такую посуду стали использовать для подачи компота и она получила название компотьер (компотница).
Таццу наполняют сочные ягоды вишни, свешивающиеся с края и валяющиеся рядом. Но не только вишня лежит на столешнице, с правой стороны можно заметить так называемые кребы (crab-apples) – небольшие яблочки, диаметр которых не превышает 5 см. Впервые подобные фрукты описал еще древнеримский писатель Плиний в I веке до н.э. В целом это могут быть как плоды дикорастущих яблонь («дички»), так и декоративные сорта.
Однако, тацца и плоды – не единственные объекты на картине. Разглядывая их, мы чуть не пропустили пеструю бабочку, присевшую на листок в нижней левой части полотна. Позвольте представить вам перламутровку из рода болории, семейства нимфалид. Это дневные бабочки, десятки видов которых обитают в умеренных поясах Северной Америки и Евразии. Точно идентифицировать насекомое на картине затруднительно, но возможно это «Перламутровка бледная» (Boloria eunomia), названная в честь Эвномии – древнегреческой богини законопорядка и зеленых пастбищ.
Натюрморт «Вишня в серебряной вазе с яблочками» Феде Галиции отличается высокой реалистичностью, детализацией и четкостью. Он написан яркими красками жемчужно-белых, коричневых (от серо-желтого и медного до самых темных оттенков), оливково-зеленых, серых и черных тонов. В отличие от многих мастеров натюрморта, увлекавшихся пышными аранжировками, Феде придерживается строгого и лаконичного стиля. Ее композиция изящна и сбалансирована, в ней нет ощущения переполненности или неуместности отдельных предметов. Особо поражает искусная работа художницы со светотенью и текстурой: блестящая кожица плодов, бархатная поверхность листьев, мягкое сияние серебра – все выглядит очень натуралистично.
Известно, что натюрмортом «Вишня в серебряной вазе с яблочками» в прошлом владела флорентийская принцесса из старинного тосканского рода Делла Герардеска. В 2006 году картину купил на аукционе Christie’s частный коллекционер за более чем 550 тыс. долл.
«Вишня в серебряной вазе с яблочками» – прекрасный пример натюрморта, в котором реалистичность изображения органично сочетается с эстетичностью. К сожалению, на долгие годы Феде Галиция была предана забвению. Лишь в конце XX века началось исследование ее творчества. Сегодня картины художницы экспонируются в музеях, хранятся в частных коллекциях и продаются на аукционах за сотни тысяч долларов.
|Справка| Полное название картины– «Вишня в серебряной вазе с яблочками» (Cherries in a silver compote with crabapples on a stone ledge and a fritillary butterfly). Автор – Феде Галиция (Fede Galizia). Жанр – натюрморт. Стиль – натурализм, реализм. Дата создания – ок. 1610 г. Материалы: масло, дерево. Размеры: 28 x 42 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!