Найти в Дзене
То самое искусство

Марсель Дюшан и его "Фонтан"

Добрый день. Сегодня я хочу рассказать вам об одном французе, который перевернул понятие и суть искусства с ног на голову.

Марсель Дюшан.
Марсель Дюшан.

Если совсем кратко, то Марсель Дюшан - французский и американский художник, шахматист и теоретик искусства, который стоял у истоков создания сюрреализма и дадаизма. 

Во Франции в 2000 году учередили Премию Марселя Дюшана - крупнейшую французскую премию в области современного искусства.

В 1917 году, Дюшан забрёл в магазин сантехники и увидел его, писсуар, который в далёком 2004 году по итогам опроса среди инсайдеров британской арт-сцены в газете "Дейли телеграф" , назвали тем самым произведением, которое оказало наибольшее влияние на развитие мирового искусства.

"Фонтан", Марсель Дюшан, 1917 год.
"Фонтан", Марсель Дюшан, 1917 год.

И вот, купив этот самый писсуарр, он написал на нем "R. Mutt" (Р.дурак). Ничтоже сумняшеся, он решил выставить его на выставке Общества независимых художников назвав "Фонтаном" и заплатил за него свои кровные 6 долларов! 

(Спойлер, ему отказали.) 

Об этом писсуаре вспомнили лишь в 50е годы, когда на большую сцену наконец-то вышло "реди - мейд" искусство. И вот тогда, он произвёл фуррор. 

Джулиан ВассерДюшан курит перед фонтаном, Ретроспектива Дюшана, Художественный музей Пасадены , 1963 год
Джулиан ВассерДюшан курит перед фонтаном, Ретроспектива Дюшана, Художественный музей Пасадены , 1963 год

Что же такое "реди - мейд"? 

Термин реди-мейд (англ. ready-made —«готовый») первым использовал Марсель Дюшан в 1915 году. Суть этого художественного приема в том, что создание произведения искусства происходит в момент помещения предмета массового производства (абсолютно любого предмета, даже взятого с помойки за углом вашего панельного дома) в художественный контекст — в музей, галерею, на выставку. 

Тоесть обычный, готовый к использованию предмет становится искусство.

Банан на стене помните? Туда его, туда. 

"Комедиант", Маурицио Каттелан, 2019 год
"Комедиант", Маурицио Каттелан, 2019 год

Мы привыкли, что искусство это то, что художник/скульптор/композитор создал своими руками. Марсель Дюшан сказал, что это устарело. 

Дюшан опроверг 2 постулата :

1. Произведение искусства должно быть сделано руками мастера. 

2. Итоговый результат творчества – это и есть тот самый предмет/образ, который сделал художник своими руками.

"Фонтан", Марсель Дюшан, 1917 год.
"Фонтан", Марсель Дюшан, 1917 год.

"Фонтан" явил собой идею о том, что искусство – это не картина написанная красками. По его мнению, новое искусство - это те сложные процессы в голове и душе художника, которые появляются до создания объекта. Мощный посыл, чувствуете?

Посыл почувствовали? Осознали? 

Он расширил границы искусства, именно поэтому он признанный гений. 

Идея Дюшана до боли проста, но тем она и гениальна. Ведь это же логично, что никакая художественная копия, будь то картина или фотография, не покажут предмет реалистичнее, чем сам этот предмет.

Марсель Дюшан расширил границы возможного в искусстве, когда создал "реди мейд". Этот стиль стал неотъемлемой частью визуального искусства - инсталляций и перфомансов.

Художник создал около 50 "Фонтанов" по заказам различных музеев. 

Дюшан даже оставил инструкцию, чтобы в музеях выставляли всегда обычную новую модель того самого писсуара за три копейки - во избежание превращения «Фонтана» в ностальгический антиквариат». 

Но парадокс в том, что писсуар все же стал тем самым «ностальгическим антиквариатом».

Первоначальную идею этой инсталляции обесценили, поместили в мыльный пузырь и растиражировали в жажде получать миллионы.

В 2002 году в Нью-Йорке на аукционе Phillips был продан последний «Фонтан» за 1 миллион 185 тысяч долларов. 

У "Фонтана" были прародители. 

"Велосипедное колесо", Марсель Дюшан, 1913 год
"Велосипедное колесо", Марсель Дюшан, 1913 год

"Сушилка для бутылок", Марсель Дюшан, 1914 год
"Сушилка для бутылок", Марсель Дюшан, 1914 год

У истоков "реди - мейд" искусства стоят "Велосипедное колесо" (1913г.) и "Сушилка для бутылок" (1914г.)

Велосипедное колесо было просто прикручено к табурету.

Его можно было крутить и потом смотреть, как оно крутится — прекрасный объект для медитации. Дюшан сидел в своей мастерской, крутил колесо и думал об искусстве.

 «Сушилка для бутылок», представляла собой... просто обыкновенную сушилку для бутылок.

Писсуар стал переломным моментом в искусстве именно потому, что у него было лишь одно неизменное предназначение, он был готов и создан для употребления.

История "Фантана" полна интриг и страстей. Где-тов 1992, во Франции, на выставке в городе Ним, эксентричный художник Пьер Пинончелли помочился в произведение Дюшана. Суду он сообщил, что таким образом вернул произведению Дюшана истинно дадаистский дух. Художник был приговорен к месяцу тюрьмы за «умышленную порчу предмета общественного пользования», что звучит весьма забавно. 

Разбитый Пьером Пинончелли "Фонтан", 2006 год
Разбитый Пьером Пинончелли "Фонтан", 2006 год

В 2006 году, уже видимо справившего малую нужду заранее, все того же Пьера Пинончелли схватили у "Фонтана" с молотком в руке. Негодник хотел отколоть кусочек дадаизма, но черти помешали! 

«Я подмигнул дадаизму, я хотел вызвать его дух, дух неуважения».

Но в ответ ему лишь подмигнули 3 месяцами условного заключения и штрафом.

Занимательная вышла история, согласны?

P. S.

Про шахматы вначале статьи я сказала не зря.

Марсель хорошо играл в шахматы. Звание мастера получил 1925 году во время чемпионата Франции

Он выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах.

Дюшан играл в гипермодернистском стиле.

Ева Бабиц и Марсель Дюшан, Пасадена, 1963 год. Фотография предоставлена ​​Дамиани Эдиторе.
Ева Бабиц и Марсель Дюшан, Пасадена, 1963 год. Фотография предоставлена ​​Дамиани Эдиторе.