("Грисельда", Griselda, 2024, США; минисериал)
Вот нам смешно, а в мире кинобизнеса к категоричному зрительскому требованию "Хотим фильму!"© относятся со всей серьезностью. И уж коли оно по тому или иному поводу выкрикивается неумолкающим хором на протяжении десятилетия, не реагировать на это попросту нельзя.
Ожидали создатели ныне культового сериала "Нарко", что он обретет столь бешеную популярность, или нет, но спрос после него на истории о латиноамериканских наркокартелях "на основе имевших место событий" (и не только) возник немалый. И в кино, и в сериальной индустрии. Да и сами творцы "неповторимого оригинала" не отказались порубить еще разок любимую капустную плантацию, выдав трёхсезонный сиквел своего детища - "Нарко. Мексика".
Однако по прошествии энного числа лет с начала этой моды неожиданно выяснилось, что вселенная реальных наркокартелей отнюдь не бесконечная. Наоборот, - довольно ограниченная и по размаху её сюжетов, и по временному диапазону их действия. Случались, правда, и оригинальные попытки заглянуть за горизонт "темы", в 60-е, эпоху зарождения колумбийской мафии, - "Перелетные птицы" С. Герра. Но большого интереса у публики эти экскурсы в махровую историю порошково-травяных войн не вызвали.
Что же делать, если зритель продолжает "хотеть фильму", а запас и отживших своё, и поныне здравствующих наркобаронов для этого иссяк?
Ага, будто в кино это когда-то кого-то останавливало!
Закончились персонажи и их истории? Айда переснимать их по второму, третьему, четвертому кругу, меняя лишь актеров, добавляя в сюжет новые детали (или убирая теперь не нужные), да переставляя для разнообразия драматические акценты в тех или иных событиях. Проверенная схема, безотказно работающая во все времена.
Иными словами, не беда, что предыдущая экранизация жизни и неудивительных преступлений наркобаронессы Грисельды Бланко была снята не так давно - "Крестная мать кокаина" с Кэтрин Зетой Джонс, 2017. А чуть ранее выходил и сериал про нее - "Черная вдова". Всё равно же у Netflix ничего такого пока в каталоге не было. А значит ныне покойная тетушка Бланко не обидится, если в аду ей снова предстоит долго икать и просить у чертей стакан воды.
Разве что, трезво оценив свои силы и потенциал интересности биографии Грисельды, нетфликсовцы рискнули замахнуться лишь на мини-сериал о ней. И были правы. Несмотря на одиозную репутацию, как и у остальных ее партнеров/врагов по бизнесу, Бланко не могла похвастаться воистину лихой и яркой криминальной карьерой, как у Пабло Эскобара или Феликса Гальярдо. Да и персонажем она была довольно отталкивающим. Таким, что ни очарование сыгравшей ее здесь, Софии Вергара, ни желание сценаристов сделать Бланко склонной к рефлексиям, не превратили ее, по мнению Netflix, в героиню, достойную многосезонной телесаги.
Как бы то ни было, за шесть 50-минутных эпизодов, что идёт мини-сериал, нам покажут исчерпывающую эпопею об этой дерзкой колумбийской выскочке. Чей про́клятый путь напоминал отчасти взлёт и падение Тони Монтаны из "Лица со шрамом", тем более почти всё действие в "Грисельде" тоже протекает в Майами 70-80-х. Разве что развязки у этих историй разные, но в остальном их духовно-психологическое родство ощутимо. Так же как не забыты и все наиболее яркие, знаковые события 2-й половины гриселёдочной жизни. Правда, здесь их художественная трактовка иногда не совпадает с документальной, но категорических расхождений у них вроде бы нет.
Детство, юность и изрядную часть "взрослости" Бланко творцы сериала оставляют за кадром, хотя и до 1978 года, если верить журналистам, душераздирающих фактов о ней как минимум на один сериал наберётся.
А начинается первый эпизод "Грисельды" с того момента, как она, грохнув в 1978-м в Колумбии своего второго муженька, средней паршивости наркодилера (за что грохнула, впоследствии расскажут), улепётывает в Майами вместе с тремя своими разновозрастными сыновьями.
Вовремя! Потому что брат убиенного ею барыги, он же его босс, от такого известия дюже пригорюнился. И задался целью найти вероломную сноху, чтобы отдать её на корм червям, неважно, отечественным или американским.
А пока безутешный родственничек и его банда искали Грисельду, сама она, поселившись в Майами на квартире у подруги, искала, на что бы ей теперь детишек прокормить. И идея такая у мамани была, ведь она сумела тайком провезти в Штаты аж целое кило свистнутого у покойного мужа "порошка". Оставалось лишь подсуетиться и превратить его в "подъемный капитал". Вот только кто бы Грисельде в этом подсобил, а? Ведь на чужбине она покамест не знала никого, к кому можно было бы обратиться со столь деликатной просьбой.
Зато она отлично знала все тонкости наркобизнеса у себя на родине. И поскольку здесь он функционировал по схожим законам и принципам, Грисельде надо было лишь хорошенько оглядеться по сторонам. А затем прихорошиться - а уж сеньора она была видная, - и отправиться в модный клуб, где тусовались гангстерские шишки. И где хотя бы одна из них уж точно не устоит перед красотой и нахрапом Грисельды. Особенно, если сначала угостится ее сыпучим товаром...
***
В общем, не сказать, что выдающаяся, скорее, просто добротно-достойная гангстерская сага. Зато - со смыслом и с четко прописанной, "неромантической" моралью. И если поначалу мы еще испытываем к "бедняжке" Грисельде маломальское сочувствие, то чем дальше, тем всё меньше его в нас будет оставаться. А сама она по мере своего карабканья на Олимп наркобизнеса - мутировать в чудовище, пожирающее всех и вся и рискующее оставить под конец вокруг себя лишь выжженную, залитую кровью пустошь.
Короче, даже если вы не смотрели "Нарко", или не являетесь его поклонником, ознакомиться с "Грисельдой "все равно можете себе позволить. Ибо это не очередная глава той эпопеи, а совершенно отдельная история. Причем даже снятая в иной манере: не резко-современной, а стилизованной под всё то же "Лицо со шрамом", с этаким легким ретро-колоритом. Вдобавок сериал не затянут, и запросто может быть "проглочен" вами за два, а то и вовсе за один вечер.
Одним словом, похвально. А если двумя: похвально - порадовало.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):