(Pájaros de verano, 2018, Колумбия)
Драмы, триллеры и боевики о мексиканских и колумбийских наркокартелях в последнее десятилетие популярны настолько, что мне даже лень перечислять все снятые о них фильмы. Даже в жирной киносаге "Форсаж" они были сюжетной основой пары серий, что же тогда говорить о картинах помельче и подешевле? И вот, когда эта тема вроде бы начала сходить на нет, о ней неожиданно вспомнили кинематографисты самой Колумбии. Которые, однако, не пошли проторенной дорогой и не стали живописать трудовые будни современных наркошишек - возможно, из опаски кого-нибудь разозлить, - а углубились в прошлое. Точнее, в конец 60-х - начало 70-х, когда юный Пабло Эскобар был ещё обычным гопником и рэкетиром, не интересовавшимся наркобизнесом, а занимались им в основном выращивающие марихуану индейцы.
О них и об их уникальной организованной преступности и поведает нам в "Перелетных птицах" режиссер Сиро Герра.
Сюжетный каркас этой истории почти такой же, что и у культового "Лица со шрамом" : взлёт из грязи в князи, а затем пикирование с небес обычного парня, который, впрочем, не привык отказываться от легких денег. С той лишь разницей, что Тони Монтана (Аль Пачино) с самого начала был уголовником и имел нахрапистый характер. А главный герой "Перелетных птиц" Рапайет (Хосе Акоста) решил настричь бабла с благородной целью - купить приданное для своей свадьбы. В количестве... только не смейтесь... а) 30 коз, б) 5 коров и в) 3 ожерелий, читай бус. Почему в этот список не вошли зеркальца и спички, непонятно - сдаётся мне, что родители невесты крупно продешевили. С другой стороны, а фигли - индейцы же! Пусть они и научились у заезжих гринго носить шляпы, водить машины и мало-мало понимать их язык.
Гринго и сделали вскоре из торгаша-неудачника Рапайета самого зажиточного "чингачгука" в его племени вайу. Так уж совпало, что Америка как раз переживала эпоху хиппи, ну а где хиппи, там и марихуана. За чем, по версии авторов фильма, гринго и приезжали в Колумбию под эгидой всяческих "Корпусов мира" и т. п. А дядя Рапайета в это время косил "травку" у себя на плантациях чуть ли не стогами - родня-то большая, всех хотелось угостить. Поэтому всё, что требовалось нашему герою, это вклиниться посредником между дядей и покупателями, а затем, как в том анекдоте "вот на эти 3 процента и жить".
И всё бы хорошо, но при всей своей коммерческой хватке индеец, блин, всегда остаётся индейцем! То есть рабом своих замшелых доколумбовых традиций, сочетающихся с современным бизнесом (неважно, легальным или нет) примерно как огурцы и молоко. С таким же предсказуемым "желудочно-расстроенным" итогом. На чём и зиждется ведущий конфликт этой истории. Как ни вертись, но любая попытка Рапайета проявить дипломатическую гибкость или терпимость упирается в завывания племени: "Да как ты смеешь! Ты забыл законы чести наших улюлюкающих предков! Что теперь люди-то скажут!". После чего Рапайет, скрипя зубами, вынужден или "отрабатывать" эти самые законы, или прогибаться под них. А тупоголовые сородичи только и рады подкинуть ему новых проблем, чреватых очередной войнушкой.
Весьма, любопытно, кстати, обнаруживать в "Перелетных птицах" сходство индейской мафии с нашей цыганской. То есть когда изобилие денег сочетается со всё еще первобытно-общинным менталитетом, бедностью фантазии и невозможностью купить себе за эти деньги место в высшем обществе. Что в конце концов оборачивается фарсом, когда посреди грязи и разрухи неожиданно вырастают типа-аристократические дворцы. С настолько показной неуемной роскошью, что она выжжет глаза даже индийскому магарадже и в тоже время красноречиво доказывает: одними деньгами маниакальную любовь к зеркальцам и бусам в себе, увы, не искоренить.
Воистину, скажи мне, из золота какой пробы сделан твой унитаз, и я скажу, кто ты!
***
В общем, и всё-таки этот фильм, при всех его достоинствах, не поставишь в один ряд с классикой гангстерского кино. Да, он во многом уникален, но, к сожалению, морально пришибленный соплеменниками Рапайет эволюционирует вовсе не в бешеного зверя, а в мямлю и тряпку. Поэтому ближе к развязке становится попросту неинтересен как герой. А его тупые суеверные родичи и подавно. Хотя в чисто познавательном плане "Перелетные птицы" действительно любопытны. Ибо южно-американская индейская мафия и её традиции для зрителя покамест в новинку, а здесь они, на радость антропологов, показаны во всей своей первобытной "красе" и экзотичности.