Найти тему
6000 миль до Голливуда

Лицо со шрамом

Оглавление

(1983, США)

Самооборона наркобарона... Впрочем, автоматы шишкам вроде него уже не помогают, ведь по душу приговорённых наркобаронов как правило приезжает не один киллер, а целая дивизия таковых.
Самооборона наркобарона... Впрочем, автоматы шишкам вроде него уже не помогают, ведь по душу приговорённых наркобаронов как правило приезжает не один киллер, а целая дивизия таковых.

Казалось бы, всем замечательны незабвенные "Крёстные отцы", но волынку они порой тянут такую, что даже шотландские горцы обзавидуются. И нет, это не придирка, а простая констатация очевидного факта. Ну, так уж "неторопливо" Фрэнсис Форд Коппола видел эту историю в своём воображении и перенес её на большой экран, что ж теперь поделать.
Однако в случае с Брайаном Де Пальмой, которому в начале 80-х тоже выпал шанс поработать над эпичной и дорогой гангстерской сагой по сценарию Оливера Стоуна, всё получилось совсем иначе. Несмотря на то, что при написании сценария "Лица со шрамом" Оливер сам лечился от наркомании и мог бы нагородить в нём эпических огородов, он тем не менее удержал себя в руках и сделал всё предельно чётко. И когда его история попала в руки Де Пальме, Брайан тоже не ударил лицом в кокс... пардон - в грязь. Даже несмотря на внушительный трехчасовой хронометраж, кинобиография выдуманного наркобарона Тони Монтаны была снята на удивление динамично, изобиловала крутыми событиями, пальбой и насилием, поэтому заснуть на ее просмотре так легко уже не получалось.
Не подкачал и Аль Пачино, явно соскучившийся по таким ролям, ведь несколько предыдущих лет ему приходилось играть сплошь одних законопослушных граждан. Причем на сей раз Аль изобразил на экране образ, совершенно не похожий на интеллигентного и образованного рефлексанта Майкла Корлеоне. Тони Монтана много не думает, ибо туповат, зато он свиреп и неудержим, как ужаленный пчелой буйвол. За счет чего и прёт по жизни, сметая со своего пути всех и вся А если же Тони, бывало, и лезет в карман, то не за словом, а только за "пушкой". Именно по этой причине "Лицо со шрамом", а не "Крестный отец" был культовым фильмом в 90-е у нашей "братвы". Она видела в Монтане исключительно "правильного пацана", родственную душу и стремилась добиться в жизни того же, чего добился он. Ну а Майкл Корлеоне... Он был слишком аристократичен и "мажорист" для быковатых выходцев из городских подворотен. Поэтому его и цитировали гораздо реже, и подражать ему не особо стремились.

- Сеньорита, не поймите меня неправильно, но я парень простой - вижу сиськи, ставлю лайк.
- Сеньорита, не поймите меня неправильно, но я парень простой - вижу сиськи, ставлю лайк.

Помимо драйва, в котором тогдашний (увы, не нынешний) Де Пальма знал толк и которого поддавал, стоило лишь сюжету чуть притормозить, Брайан также радовал зрителя честной жестокостью, живописными видами Майами и отменной музыкой. Причём зачастую - всеми ими одновременно и безо всякого художественного диссонанса. Вот, например, связанному в квартире у наркоторговцев Монтане суют под нос заведенную бензопилу, а в это время прикрывающие его внизу кореша ни о чём не подозревают. Они сидят в кабриолете возле пляжа, слушают диско и глазеют на девчонок в купальниках. Вроде бы две совершенно разные по настроению сцены. Однако, Де Пальма так ловко чередует эпизоды с истеричным визгом бензопилы и беззаботными ритмами диско, что кажется, еще немного, и экран вашего телевизора лопнет от перенапряжения. Что ни говори, а это производит впечатление даже на пресыщенного триллерами зрителя 21 века, хотя картине в нынешнем году исполняется уже 35 лет.
Ну и, конечно, легендарная развязка "Лица со шрамом", которую вы уж точно запомните навсегда, даже если многие другие детали и события фильма выветрятся у вас из памяти. Перво-наперво Де Пальма подвёл свою драму под самый потолок её трагизма. И вот, когда всё в ней зашаталось и пошло трещинами, наступил черёд... чистокровного боевика 80-х с его пальбой очередями от бедра, разнузданной пиротехникой, толпами врагов-мишеней, кровищей и облаками разлетающегося от пуль кокаина! И опять же не скажешь, что эта сцена высосана из пальца. Наоборот, именно такой взрывной катарсис выглядит здесь идеальным, нежели бы ошалелый от горя Тони Монтана сел и тупо пустил бы себе пулю в лоб. Или того хуже, загремел бы в тюрьму размышлять о своём плохом поведении - вот уж точно была бы самая позорная концовка из всех возможных.

- Мужики, когда я в следующий раз скажу вам "давайте попилим бабло", не надо понимать меня буквально.
- Мужики, когда я в следующий раз скажу вам "давайте попилим бабло", не надо понимать меня буквально.

***

В общем, кабы не сюжетная "тянучка" и постоянная возня Майкла Корлеоне с его неврастеничными родственниками, я бы, конечно, пересматривал "Крёстного отца" гораздо чаще, чем делаю это сегодня. Чего не скажешь о "Лице со шрамом", которое я хотя бы раз в год, но гляжу регулярно. И которое всякий раз напоминает мне о том, в какое помойное болото скатился в итоге Брайан Де Пальма, так и не сняв в 21 веке не то, что аналогичного шедевра, а и вовсе ни одной приличной картины. Да и Аль Пачино вот уже лет десять ходит неприкаянный по Голливуду и снимается хрен пойми в чём. Правда, ещё есть надежда на грядущего "Ирландца" Мартина Скорцезе, где он собрал впечатляющую команду из старой "гангстерской" гвардии, включая не только традиционных Пачино и Де Ниро, но и аж самого давно ушедшего на пенсию Джо Пеши. Так что поживём-увидим, ну а пока будем перебивать аппетит классикой жанра, раз уж все киноновинки такого рода ей и в подметки не годятся.

Тони Монтана плавает в своей огромной мраморной ванне, потягивает сигару и смотрит телепередачу про пеликанов, в то время, как немало мечтавших пойти по его стопам российских "пацанов" 90-х смотрели по "видику" этот фильм, отмокая у себя в "хрущевке" в чугунной ванне и потягивая "Жигулёвское"... Было дело, да.
Тони Монтана плавает в своей огромной мраморной ванне, потягивает сигару и смотрит телепередачу про пеликанов, в то время, как немало мечтавших пойти по его стопам российских "пацанов" 90-х смотрели по "видику" этот фильм, отмокая у себя в "хрущевке" в чугунной ванне и потягивая "Жигулёвское"... Было дело, да.