Польская школа плаката признана во всем мире любителями кино, художниками, графическими дизайнерами, иллюстраторами, коллекционерами. Феномен школы заключался в авторском видении, которое демонстрировали художники. Пропуская произведение через собственное восприятие, польские плакатисты создавали поистине уникальные работы. «Все дело в умении разыгрывать чужую тему по-своему», — это утверждение стало маркером хорошего плаката. Интеллектуальный посыл превратил постеры польской школы в умные загадки-ребусы, в которых через символы, ассоциации, концептуальные решения доносилась суть. Эстетика была также важна, поскольку над созданием плакатов трудились лучшие художники и графики. Расцвет «школы» пришелся на 50-е-70-е, но её влияние мы наблюдаем и в наши дни.
Генрих Томашевский, которого сегодня называют гуру польского плаката и основоположником школы, был одним из первых, кто наотрез отказался от использования при создании афиш готовых фотографий и кадров из фильмов. Художник обладал поразительным талантом упростить сложный образ до яркого, наводящего на размышления символа. Ему нравилось играть с метафорой, прибегать к абстракции, побуждая зрителя обратить внимание на постер, молниеносно уловить его суть. О плакате он говорил: «Он должен быть как шлюха. Вы выходите на улицу и сразу видите». Томашевский был не только одним из самых выдающихся создателей польского плаката, но также основателем своей собственной академической школы.
Опираясь на достижения художников, архитекторов, графических дизайнеров, которые создавали в Польше истоки этого искусства на рубеже 19-20 веков, наиболее яркий взлёт польского плаката пришелся на 50-60-е годы. Случилось это благодаря тому, что сместились акценты – плакат, который до этого был преимущественно утилитарным, перестал служить исключительно коммерческим целям. У художников появилась возможность максимально самовыражаться, превратив его в подлинное произведение искусства.
«Я знаю, что это звучит немного абсурдно, но мы работали в полной художественной свободе, – признавался выдающийся польский плакатист Ян Леница. – Создавались плакаты к фильмам, которых не было ни в одной стране Европы. Для всех было неожиданностью, что можно так относиться к кино».
Польский Кинопрокат, выступив в роли «просвещающего мецената», абсолютно бескорыстно взял художников под свое крыло. Варшавские театры – Драматический, Оперы и Оперетты стали покровителями театрального плаката. Государственная поддержка была не менее значимой, осознав, какую силу имеет плакат, его успех в Польше и за рубежом, власть решила сделать на него ставку. В год печаталось до 10 тысяч плакатов, среди них были рекламные постеры, цирковые плакаты, афиши художественных выставок, броские изображения для Красного креста, туристических и других общественных организаций.
Вышло так, что польские художники получили полный карт-бланш. Каждый постер был уникален и создавался профессиональными живописцами, которые отрисовывали плакаты буквально вручную. Авторы сосредоточились исключительно на собственном видении, превратив плакат в источник образов и метафор, пластических форм, экспериментов с типографикой. У каждого художника-плакатиста был собственный узнаваемый стиль.
В нашей подборке собраны работы выдающихся представителей польского плакатного искусства.
Ниже предлагаем вашему вниманию подборку из 30 постеров, посмотреть альбом полностью и скачать плакаты в хорошем качестве можно на Камералабс: Киноафиша: польское плакатное искусство (1055 постеров).
Посмотреть альбом полностью и скачать плакаты в хорошем качестве можно на Камералабс: Киноафиша: польское плакатное искусство (1055 постеров).