Есть мнение, что первые на планете крепости были построены в Сибири. Причём, не в южной, где и до этого происходили разные интересные антропологам, историкам и археологам события. Скорее, в северной. Река Амня, на которой ведутся раскопки стоянки Амня-1, течёт в Ханты-Мансийском округе.
Но Амня-1, собственно, только самое северное из городищ построенных населявшей север Западно-Сибирской равнины ранненеолитической культурой 8000 лет назад. Проблема, однако, в том, что культура эта изучена плохо. Невелико и количество найденных артефактов. Известно, что жители Амни умели уже обжигать глину, но не знали металлов. Экономика поселения была основана на рыбной ловле, охоте и собирательстве.
Проще говоря, это тот случай, когда за броским заголовком начинается пустота. «Городище» – это деревня на берегу реки, укреплённая земляным валом и частоколом. Амня – не город неизвестной цивилизации. И на картинке, кстати, не её реконструкция. Амня была застроена полуземлянками. Сразу несколькими.
Ещё за 4000 лет до Амни на Ближнем Востоке стали появляться куда более многолюдные поселения (также, впрочем, не являющиеся городами) и даже первые мегалитические святилища. Именно оттуда, открыв производящее хозяйство, переселенцы двинулись по всей картушке компаса… Причём, некоторых в итоге заносило в суровые края, где невозможными становились не только земледелие, но и скотоводство. Так появлялись культуры «лесного неолита». В западной Сибири в том числе.
...О чём речь? О том, что само по себе, – в отрыве от датировки, – «городище» на Амне ничего из себя не представляет. Также примерно в историческое время жили тлинкиты – индейцы, населявшее северо-восточное побережье Тихого океана. Оседлые рыболовы базировались в многолюдных (до 2000 жителей) укреплённых поселках. Амня, как минимум, в десять раз меньше. Но там и океана, а значит, изобилия идущих на нерест лососёвых нет.
Однако, если смотреть на поселение в контексте эпохи, возникает вопрос, почему первые крепости появились именно там? А не у тех же тлинкитов, или у ближневосточных натуфилийцев, посёлки которых 8-10 тысяч лет назад оставались не укреплёнными? И это хороший, правильный вопрос.
Именно в эту эпоху люди неолита быстро расселялись. И, как правило, не строили укреплений. Поскольку занимались преимущественно скотоводством и вели кочевой или полукочевой образ жизни. С другой стороны, и осевшие в особо благоприятных для земледелия условиях племена не слишком беспокоились о безопасности, полагая что сама их численность, – 1000 человек, держащихся сообща, это неодолимая сила, – удержит врагов на дистанции.
Нехарактерно было строительство укреплений и для представителей культур лесного неолита. Кроме рыболовов, нередко строивших свайные поселения. Небольшая группа земледельцев или скотоводов не надеялась на укрепления, не способные защитить поля и стада. Рыбакам же оборонять требовалось только улов. Собственно, в Амне и найдены прежде всего «ямы» – прокопанные до вечной мерзлоты «холодильники» для хранения рыбы и дичи.
Позже смысл строительства укреплённых деревень пропадает, поскольку возникновение крупных общностей – племенных союзов, – предполагает, что отражать придётся уже не десятки, а сотни врагов. Соответственно, и обороняющимся из многих мелких поселений приходится объединяться в одном убежище. Кроме того, в Сибири начинают доминировать, тесня рыболовов дальше на север, племена переходящие от охоты к оленеводству.
...Но, всё-таки, вопрос, зачем жителям Амни требовался частокол, совершенно напрасно никем не задан. Ибо полезность укреплений для малого поселения отнюдь не очевидна. Например, из романов Фенимора Купера (а самому Куперу от людей в вопросе компетентных) известно, что индейцы даже не выставляли часовых ночами. А смысл? Что увидит часовой в окружающем деревню или лагерь мраке ночного леса? О присутствии враждебного отряда в окрестностях ирокезы заранее узнавали, обнаружив следы разведчиков. Не могли не узнать, поскольку постоянно прочесывали окружающие леса во время охоты, знали в них каждый пень и вполне предсказуемо замечали присутствие чужаков раньше, чем те могли обнаружить поселение. Которое часто переносилось на новое место. Узнав же о появлении врага, индейцы не дожидались нападения, пусть и на «крепкой» позиции, а нападали сами. Или же уходили, если казалось, что сила не на их стороне.
Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала
...Образ жизни рыболовов отличался от образа жизни охотников. Необходимости менять место стоянки, по мере того как дичь распугивалась или выбивалась, у них не было. Заметив, что не одни в бескрайней тайге, они, именно, начинали следить за ближайшими подступами и старались реже покидать убежище.