В английском языке есть идиома - an elephant in the room - слон в комнате. Она обозначает какую-то очевидную громадную и ясную проблему, которую все остальные не хотят замечать. Представьте, что в маленькой комнате находится слон и все его видят, но предпочитают игнорировать.
В 2003 году режиссер Гас Ван Сент снял фильм о стрельбе в одной из американских школ и назвал ленту "Слон", проводя аналогию именно с популярной идиомой.
Явление массовых школьных расстрелов или так называемого скулшутинга характерно не только для Соединенных штатов, но и для нашей страны. Точкой отсчета в России принято считать 2014 год, тогда в Москве десятиклассник Сергей Гордеев принес в школу отцовский карабин и взял в заложники одноклассников. Однако, случаи стрельбы в школах случались и в советское время, просто они не освещались и скрупулезно скрывались.
В этой статье я разберу основные причины скулшутинга, расскажу о самых массовых событиях, и дам рекомендации учителям и родителям как разговаривать с детьми о подобных ситуациях, чтобы между поколениями действительно возникло понимание.
Почему дети идут убивать?
Есть такая шкала агрессивности, их много, из последних исследований по уровню агрессии сначала идут мужчины, потом подростки (дети) как мальчики, так и девочки, потом идут женщины.
Дети в периоде полового созревания могут быть очень жестокими. Это связано с гормональной перестройкой, с нестабильной психикой, которая формируется в зависимости от атмосферы, в которой ребенок находится большую часть. Ни один из стрелявших детей не рос в нормальной адекватной семье, а также все эти подростки имели проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями.
Важно понимать, что идея школьного расстрела не приходит к подростку в один миг, это не спонтанное решение, не импульс и не помутнение рассудка. Это всегда очень четкое, планируемое действие, зачастую ребенок вынашивает свой план годами.
«Шутинг – это разновидность суицида». В западных работах, посвященных «стрелкам», отмечается, что человек, идущий совершать массовое убийство, на самом деле всегда совершает самоубийство. Либо оно буквальное – человек готов к тому, что его убьют при задержании, либо символическое – ведь таким, каким был до преступления, человек никогда не будет. И всегда есть комплекс факторов, которые человека к этому подталкивают.
В 1999 году ученики школы «Колумбайн», штат Колорадо, Дилан Клиболд и Эрик Харрис убили 12 детей и учителя, после чего застрелились. Мать одного из Колумбайских стрелков Сью Клиболд написала в своей книге: "Я прочитала много статей на эту тему, разговаривала с экспертами и пришла к выводу, что его поступок не был желанием убивать, а был желанием умереть самому."
По мнению американского психолога Питера Лэнгмана, который провел исследование под названием "Рэмпейдж: школьные стрелки - типология", стрелков можно разделить на три категории: психотики, травматики и психопаты. Первые из них ощущают себя отверженными, они отличаются от обычных людей. Вторые становятся жертвами эмоционального, физического или сексуального насилия. А третья группа не испытывает эмоциональной связи с другими людьми, они не чувствуют вины за свои поступки и могут получать удовольствие от причинения страдания другим людям. В своем комментарии психопатической натуры, Владимир Брылев объясняет, что "психопат" - это сложный профессиональный термин, включающий в себя и генетическую предрасположенность к формированию личности, и особенности воспитания, и влияние окружающей среды, в которой вырастает человек. Он добавляет, что хотя у человека может быть генетическая предрасположенность к психопатии, но если в семье есть проблемы с эмоциональным контролем, общением с родителями или окружающая среда является патологической, то все эти факторы могут только усиливать первоначальные склонности к психопатии.
В своем посте в одной из социальных сетей ведущий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, психиатр и клинический психолог Владимир Менделевич также описывает, что лишь 2,4% всех лиц, совершающих серьезные преступления, являются душевнобольными, в то время как остальные 97,6% имеют нормальное психическое состояние. Он подчеркивает, что нельзя автоматически утверждать причины поступков подростков. Правильный ответ - множество факторов. Когда подростка ставят в тяжелое положение его сверстники в школе или систематически издеваются над ним, даже самый психически здоровый человек может обратиться к насилию, чтобы отомстить обидчикам. Необходимо вспомнить о случае Рамиля Шамсутдинова, который недавно был признан виновным в расстреле своих товарищей по службе - это иллюстрация ситуации, когда человека довели до отчаяния посредством жестокого обращения, и о психических расстройствах в данном случае не было упомянуто.
Как обычно, большое количество людей обвиняет в причинах повышенного уровня агрессивности - видеоигры и фильмы, но, согласно современным исследованиям, жестокость в видеоиграх не может повлиять на школьников, все зависит от уровня насилия и особенностей самих подростков.
Одним из интересных мнений о причинах насильственных поступков является гипотеза катарсиса. По словам психолога Дениса Давыдова, люди накапливают в себе внутреннее напряжение, которое, если не найдет способа выплеснуться, может проявиться в насильственных действиях. Однако, для некоторых людей игры, вроде шутеров, становятся своеобразным способом "разрядиться" и сжечь накопленный стресс. Этот подход безопасен, поскольку для миллионов игроков это способ выпустить свои агрессивные побуждения и напряжение, которые они могут носить внутри себя.
Таким образом, игры действуют как своеобразное безопасное пространство, где люди могут прожить и выразить свои отрицательные эмоции, такие как злость, агрессия и гнев, не прибегая к реальному насилию. Этот подход также помогает людям чувствовать себя принятыми и менее подавленными. Согласно мнению клинического психолога Ульяны Скорняковой, такой способ эмоционального отдыха через игры, фильмы и музыку значительно снижает риск, что эти эмоции приведут к реальным насильственным поступкам.
Денис Давыдов также подчеркивает, что корень проблемы, связанной со случаями скулшутинга, не кроется в жестоких видеоиграх. Вместо этого, он указывает на культуру насилия, которая проникает в наше общество на протяжении многих лет. Он отмечает, что дети вырастают в окружении, где родители и педагоги используют агрессивную и насильственную лексику. Это создает определенные стереотипы и образцы поведения, которые могут оказывать негативное влияние на подростков и способствовать возникновению насильственных инцидентов. Таким образом, Давыдов считает, что для изменения ситуации необходимо не только обратить внимание на видеоигры, но и на саму культуру насилия, которая пронизывает наши отношения и общественные ценности. Важно стремиться к созданию безопасной и эмпатичной среды для детей и подростков, где они могут развиваться и выражать свои эмоции без необходимости прибегать к насилию. Это требует усилий не только со стороны родителей, но и образовательных учреждений и всего общества в целом, чтобы преодолеть культуру насилия и построить гармоничное и безопасное будущее для наших детей.
Как говорить с детьми о скулшутинге?
Прежде всего, задумайтесь о своем личном отношении к ужасному случаю стрельбы в школе. Что чувствуете вы, когда вспоминаете о таких событиях? Вас охватывает отчаяние и страх, и вы боитесь отправить своего ребенка в школу? Или, может быть, у вас есть сомнения в том, что происходящее отображается верно в СМИ? Возможно, вы испытываете гнев и разочарование по отношению к школьным службам безопасности, на которые невозможно положиться?
Прежде чем разговаривать с ребенком, необходимо справиться с собственными эмоциями. Поделитесь своими чувствами с друзьями, родственниками или обратитесь к психологу. Воспользуйтесь дыхательными упражнениями и расслабляющими практиками, чтобы восстановить ясность мышления. Важно помнить, что вы сможете поддержать ребенка эмоционально и помочь ему справиться с проблемами, только если сами сможете справиться со своими эмоциями.
Не ждите, пока ребенок задаст вопросы самостоятельно. Общайтесь с ним, даже если он не проявляет явного интереса или показывает признаки потрясения. Подойдите к нему, обнимите, и скажите: "Я вижу, что ты чем-то расстроен/то, что тебя что-то беспокоит. Расскажи мне, что произошло. Я рядом и хочу тебе помочь."
Когда вы обсуждаете страшное событие, начните с признания того, что чувства, сопутствующие ему, тяжелы. Трудные и устрашающие ситуации вызывают у нас трудные и устрашающие чувства, подобно черной туче, которая приносит дождь.
Бояться, злиться и находиться в отчаянии - это нормально. Мы вправе переживать, испытывать и выражать эти эмоции: плакать, кричать, бить подушки, выражать свое негодование. Мы можем выразить свои чувства через движения или нарисовать их на большом листе бумаги, окунув пальцы в краску.
Важно позволить ребенку искать защиты и "стать маленьким" в такие моменты. Если ребенок внезапно начинает бояться темноты или просит сопровождения до школы, не стоит обвинять его. Такое поведение абсолютно нормально и скоро пройдет.
Важно дать ребенку поддержку и понимание в такие периоды, показать, что мы заботимся о его состоянии.
Однако настоящий целитель - время. Вместе с жизнью продолжаются и радость, удовольствие и хорошие моменты, которыми мы можем наслаждаться. Развивайте в себе осознанность, обращая внимание на приятные ощущения, двигайтесь больше, обнимайтесь, общайтесь с близкими людьми. Через эти маленькие радости мы можем постепенно вернуться к нормальной жизни.
Когда ребенок начнет лучше справляться с эмоциями, можно начать обсуждать само событие. Расскажите ему, что случаи стрельбы в школах происходят в разных странах, но, к счастью, являются редкостью. Обсудите меры безопасности, которые принимают взрослые для предотвращения подобных случаев, такие как ограничения в продаже оружия и меры безопасности в школах.
Если вы замечаете, что ребенок все еще сильно страдает и вам трудно помочь ему, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Это профессионал, который поможет ребенку и вам справиться с трудностями и эмоциональной болью.
Что скажете? Какие у вас мысли? Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)
К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: