Найти тему

Когда репетитор виноват?

Оглавление

Некомпетентность – самое суровое, что можно поставить в вину репетитору, хотя вопрос профессионализма репетитора не такой уж и простой, каким кажется на первый взгляд. Однако, допустим, повезло: репетитор знает больше ученика в 10 раз (эту «планку профессионала» мне вбили в мозг на этапе учёбы в институте) и имеет большой методический опыт. И тем не менее всё это богатство не страхует репетитора от неудачи (особенно остро, разумеется, стоит вопрос в отношении подготовки к ЕГЭ) и от того, что ему не в чем будет себя упрекнуть. 

Репетитор должен уйти. Но он остаётся

Волка, как мы знаем, ноги кормят. Имеющийся ученик – это запланированная копеечка, которую любому репетитору терять больно. Однако иногда от ученика нужно и должно отказаться, и если преподаватель этого вовремя не сделал, то именно он и будет виноват в будущем неуспехе своего ученика.

Во-первых, необходимость уйти возникает, когда с ребенком нет психологического контакта. Это вообще чуть не принципиальный вопрос: ученики, которых мы готовим к экзамену, может, уже не подростки, но ещё и не совсем взрослые: они не могут отрешиться от личного отношения к преподавателю. Поэтому всё, что будет говорить репетитор, или всё, чему он будет учить, неизбежно, сознательно и подсознательно, будет вызывать протест и даже отторжение, будь даже репетитор семи пядей во лбу прославленным профессором. Можно сколько угодно говорить, что ребенок этим себе вредит, но, если бы проблемы решались только обращением к голосу разума, наша жизнь была бы куда проще.

Во-вторых, репетитору можно поставить в вину, что он не отказывается от ученика, хотя тот пребывает в коматозе и забыл, как бояться, что такое регулярная домашка или регулярные занятия. Да, если родители всё понимают и деньги у них лишние, то проблемы нет, но бывает, хотя и нечасто, что родители на жалобу репетитора задают неприличный философский вопрос: «Если мы будем домашку с ребенком делать, то за что мы вам платим»? Тут, если преподаватель не унёс ноги, как Наполеон из Москвы, то именно он при неудаче ученика и останется кругом виноват, да и действительно будет виноват: зачем создавать видимость подготовки и вводить в заблуждение и себя, и ученика, и родителей? Пусть это сделает кто-то другой и останется крайним.

Репетитор должен сказать. Но он молчит

Родители должны знать, что у ребенка гранаты не той системы проблемы с подготовкой (речь о ЕГЭ, но им, разумеется, учебная жизнь не ограничивается). Да, большинство родителей прекрасно знает, как их ребенок учится. И я сама довольно редко обращаюсь за помощью к родителям: современные выпускники, положа руку на все места, и так довольно инфантильны. Бегать к маме за каждым гвоздём – это прикармливать эту инфантильность лошадиными дозами. Как правило, я справляюсь своими силами и до последнего увещеваю дитятко в необходимости взяться за ум. Но иногда всё-таки попадаются крепкие орешки – ничем их не проймёшь. Это, как ни странно, часто касается не слабых, а сильных учеников: знают много, тренироваться им скучно, а ЕГЭ по русскому неуважения не прощает. В такой ситуации, если мама не узнает именно от репетитора, что результат может не порадовать – хотя и будет в силу крепкой базы ученика относительно высоким, – то виноват будет репетитор. Родители должны быть в курсе возможного неприятного развития событий – они платят и за это в том числе. 

Как-то у меня был очень способный ученик, из одаренных. Делать вообще не хотел н-и-ч-е-г-о, и, как я ни билась и не тратила правильные слова, всё было без пользы. При этом он был жутко неорганизованный, постоянно опаздывал, тетрадки у него были каждый раз разные, листочки с теорией терялись – я от подобного поведения просто начинаю спинку стула грызть. Марат отнекивался тем, что очень занят, так как готовится Всероссу по химии, вроде как всё внимание перенесено на этот предмет, и он очень устаёт, пожалейте его, люди добрые, кто чем сможет. Пожалеть – это не ко мне, к другому окошку подойдите, пожалуйста, и после пары месяцев борьбы я всё-таки, отчаявшись, позвонила маме. Выяснилось, что Марат и по химии тоже толком ничего не делает и преподаватели тоже рвут на себе волосы, и вообще уже волос на голове ни у кого не осталось из-за него. Договорились выклёвывать Марату мозг сообща, насколько хватит сил. Я успокоилась, словила дзен, заставляла мальчонку писать сочинения на занятии (сидишь себе, думаешь о своём, о женском, а тебе за это платят. Хорошо!). Победителем Всеросса он всё-таки стал (респектище учителям, его готовили аж трое), а за ЕГЭ по русскому принёс 98 баллов. Кооперация – это сила ) 

Виноват ли репетитор, если он студент?

Разумеется, нет. Если репетитор молодой, он, конечно, каким бы талантливым ни был и как бы блестяще ни знал предмет, всё равно объективно не может иметь опыта, который в нашем нелегком деле играет колоссальную роль. И когда-то каждый опытный преподаватель был студентом и косячил, как и все – это неизбежный процесс становления профессионализма. И если родитель выбирает студента или преподавателя с небольшим опытом (или, что важно для русского, преподавателя без опыта работы в школе), это полностью его ответственность. Ответственность же студента в том, чтобы непрерывно учиться учить. Судьба учителя или репетитора – постоянно двигаться вперёд. Приходят ученики разных возрастов, разных темпераментов, с разными проблемами, разными задачами. Всех постричь под одну гребенку всё равно не удастся, и задача репетитора – не останавливаться на достигнутом и совершенствовать мастерство, особенно если не повезло – нет опыта работа в школе, и методическую базу приходится нарабатывать интуитивно. И если студент-репетитор этого не делает – то извините. 

Учиться должно быть весело
Учиться должно быть весело

В советское время довольно популярной была поговорка: «Успех ученика – это успех ученика, неуспех ученика – это неуспех учителя». Это довольно жёсткое утверждение и не всегда справедливое, однако, как бы мы ни делали скидку на то, что учение – это двустороннее движение, применять эту поговорку по отношению к себе учителю никогда не вредно. Мало того. Лучшие учителя, которых я знала, руководствовались этим правилом всю педагогическую жизнь, и это сохраняло их от многих «болячек» профессии. И у них было очень мало неуспешных учеников. До неприличия мало )