Найти тему

Нужно ли ребёнка "тянуть за уши"?

Оглавление

«Не тяните ученика до уровня, выходящего за пределы его способностей. У каждого ребенка свои возможности мышления и памяти», – наткнулась я на богоспасаемом Дзене на одно из «правил» для учителя. Подобными рекомендациями также пестрят колонки современных психологов: все дружно предлагают оставить ребенка в покое.

Покой нам только снится

Советская педагогика, встав на крыло в 30-х годах, установила принцип жёсткого подчинения ребёнка необходимости учиться предметам и гуманитарного, и технического профиля: независимо от способностей и особенностей, все должны были и рисовать, и решать задачки на валентность. Это была государственная необходимость и в каком-то смысле даже вопрос выживания. Большей частью, конечно, развивалось преподавание естественных и математических наук, гуманитарные плелись прицепным вагоном, но тем не менее выпускной экзамен в формате сочинения все должны были сдавать. При этом, несмотря на довольно неплохие результаты в области возрастной психологии, педагогика и дидактика, сказать честно, не очень-то стремились их учитывать. Именно с советских времён пошло сакраментальное «зачем мне это – третий закон Ньютона, крестоцветные, восстание красных кхмеров – надо».

Как знают все, кто закончил советскую школу, потенциальная энергия сжатой пружины пропорциональна квадрату её сжатия. Так что неудивительно, что в конце 80-х пружина принуждения в обучении и образовании (и во многом в воспитании) долбанула со всей силой закона Гука, дав выход на оперативный простор гуманистической педагогике, педагогике сотрудничества и т.п., с трудом пробивавшим себе дорогу еще в середине века (С. Соловейчик, один из выдающихся педагогов XX века, в своё время получил при поступлении в аспирантуру «два» по педагогике не случайно), но настоящее признание получившим в последнее десятилетие СССР. Всё, что накопилось в педагогической науке чуть не со времени Руссо, стало претворяться в жизнь со всей сокрушительной силой, и ребёнок наконец был объявлен ценностью и самоцелью образования и воспитания (сейчас мы можем наблюдать накопление потенциальной энергии этой пружины – некоторые педагоги заговорили чуть не о возврате телесных наказаний в школы, – но это другая история). В настоящее время из каждого утюга шипит и пенится правильное мнение в отношении обучения: дайте ребенку свободы, перестаньте на него давить, не заставляйте его, не принуждайте его, не предъявляйте по отношению к нему завышенных требований – и так далее.  

Ну, само собой, отцепитесь от его ушей. Престаньте за них тащить.

Царский путь

Торжество гуманистической педагогики мне удалось застать молодым специалистом, и школа, в которой прошли мои, без иронии и преувеличения, счастливые учительские годы, была миксом «Саммерхилла» А.Нилла, школой Монтессори и Павлышской средней школы ) Всё, что дала на тот момент гуманистическая педагогика, мы внедряли в процессы обучения и воспитания со всей страстью выходцев из тоталитарной советской школы, и на излёте десяти лет работы я уяснила две нехитрые истины: во-первых, ребёнок – ещё не сформировавшаяся личность, но он заслуживает любви и уважительного отношения со стороны взрослых. Во-вторых, ребёнок – ещё не сформировавшаяся личность, и его воспитание и обучение без принуждения и наказания невозможны

Да, нельзя уродовать избыточным принуждением к обучению девочку, которой не даётся учёба, в особенности точные науки. Получает свои троечки – и пусть живет себе счастливо. Хорошие книги, хорошая музыка и любимое занятие (вышивание, рисование, забота о цветах) – вот и всё, что нужно девочке, если она не имеет способностей хорошо учиться и не хочет

Да, нельзя тащить ребёнка в область высоких достижений (спортивных или интеллектуальных) без явно выраженного для этих занятий таланта – даже при его наличии это очень и очень непроста тема. 

Ну и про случаи, когда родители решают за счёт детей психологические проблемы и латают свои дырявые гештальты, мы не говорим. 

Всех остальных детей до 16 лет (до 10 класса) надо тащить в обучении базовой школьной программы не только за уши, но и за другие нежные части тела настолько высоко, насколько это позволяет сделать длина учительской и родительской (прежде всего папиной) рук. 

Иди-ка сюда, зайка
Иди-ка сюда, зайка

Не можешь – научим, не хочешь – заставим 

У ребенка с 10 (чуть откорректируем Д.Эльконина – акселерация, однако) до 15 лет ведущим типом деятельности не является учение. Из-за сниженной мотивации часто ни самому подростку, ни взрослым толком непонятно, чего он хочет, что он любит и к чему у него вообще способности (то ли ко всему сразу, то ли вообще ни к чему). Если психологи предлагают не тащить ребенка за уши, потому что у него такие и эдакие способности, значит, получается, они уровень этих способностей раз и навсегда определили как заданный и не поддающийся коррекции? Ну это же просто нелепо. А зачем он тогда вообще ходит в школу?

Любые способности не только так или иначе развиваются, но и нуждаются в развитии, то есть в повышении уровня. И понятно, что у каждого ребенка своя высота, но, даже если деть не получил в нужном количестве каких-то способностей, это вовсе не значит, что он должен к 16 годам на заданном уровне внимания, мышления, памяти и т.д. остаться. Он должен развиваться прежде всего относительно себя, но так же, как физическое развитие предполагает напряжение, так и интеллектуальное развитие без напряжения и без «подтягивания» невозможно, даже если это подтягивание осуществляется ребёнком под давлением со стороны взрослых. Советские дидакты, в том числе В.Шаталов, доказали, что обучение на высоком уровне трудности подходит вообще всем ученикам, по медико-психологическим показателям способным к усвоению базовой школьной программы.

Кроме того, нельзя забывать о том, что для слабого ребёнка радость преодоления трудности нисколько не меньше, чем у сильного. Оставлять ребенка на заданных позициях имеющихся возможностей памяти и мышления – значит лишать его этой радости и формировать у него представление о себе как о неспособном на большее. Да, может, только к концу школы деть наконец поймёт, что такое сила инерции, но ведь главное, что поймёт. И шажок это был или гигантский скачок в развитии, никогда невозможно сказать точно, но без вытягивания на новый для него уровень этого понимания точно не будет.

И не надо спрашивать, зачем ребёнку надо про какую-то там силу знать: дети не мыши, и кем бы они в жизни ни стали, развитие – это необходимая часть человеческой, а значит, и детской, жизни. Эту возможность нам предоставляет (пока) бесплатное общее образование, и странно ею не пользоваться.