Найти тему

История кино. Как итальянцы полюбили вестерны. Часть 1. Хроника «лихорадки прерий». Причины любви к вестернам.

1,2K прочитали
После Второй мировой войны жители Италии смотрели пеплумы, комедии и драмы.

После Второй мировой войны жители Италии смотрели пеплумы, комедии и драмы. Вестерны к числу основных киноблюд итальянцев не относились, хотя голливудской продукции в итальянских кинотеатрах показывали очень много.

В 50-е годы американские вестерны редко собирали приличную кассу на Апеннинах: в 1955-м году картина "Вера Круз" Роберта Олдрича с Гари Купером заняла 10-е место среди самых популярных фильмов года, в 1958-м "Перестрелка у коралля О-Кей" Джона Стерджеса - 8-е, в следующем году "Большая страна" Уильяма Уайлера – 4-е, в 1960-м "Рио Браво" оказалось на 7-й позиции, а "Великолепная семерка" через год на 5-м месте.

Доморощенные вестерны в то время спросом в Италии совсем не пользовались – в основном, по причине почти полного отсутствия таковых в 50-е годы.

"Как был завоеван Дикий Запад"
"Как был завоеван Дикий Запад"

Ситуация изменилась к середине 60-х. В 1963 году почти трехчасовой (!) голливудский блокбастер "Как был завоеван Дикий Запад" собрал в итальянских кинотеатрах 7,2 млн зрителей (2-е место по итогам года), а вестерн с Джоном Уэйном «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» вошел в Топ-10 самых кассовых фильмов года в Италии.

Эти фильмы явно подогрели интерес итальянцев к жанру вестерна, но не они стали тем спусковым крючком, который вызывал настоящую вестерноманию на Апеннинском полуострове.

В первой половине 60-х итальянцы начинают активно снимать вестерны, их количество постепенно растет, но успехом они не пользовались до тех пор, пока в жанр не пришел итальянский гений Серджо Леоне.

Клинт Иствуд в фильме "За пригоршню долларов"
Клинт Иствуд в фильме "За пригоршню долларов"

В 1964 году он снял свой первый фильм «долларовой трилогии» - "За пригоршню долларов", скрывшись за псевдонимом Боб Робертсон.

Эту картину с Клинтом Иствудом и Джан Мария Волонте посмотрели 14 миллионов итальянцев при населении Италии в 52 миллиона, что позволило вестерну Леоне стать самым популярным итальянским фильмом за всю историю!

Правда, в прокате Италии в 1964 году «За пригоршню» занял лишь 2-е место, немного отстав от классики бондианы «Голдфингер».

После триумфа первого вестерна Леоне страну захлестнула настоящая эпидемия: итальянцы на время забыли про все остальные жанры и переключились на вестерны собственного приготовления.

"На несколько долларов больше"
"На несколько долларов больше"

Лидером проката 1965 года стал второй фильм «долларовой трилогии» Леоне: "На несколько долларов больше" (14,5 млн. зрителей), а 3-е место занял еще один доморощенный вестерн - "100 000 долларов за Ринго". Бестолковый фильм без привлекательных героев и с примитивным сюжетом привлек к итальянские кинотеатры 5 млн человек. Но это было только начало.

В 1966 году среди 10 самых популярных картин итальянского проката оказалось 5 итальянских вестернов, а в Топ-25 вошли 7 фильмов этого жанра!

"Хороший, плохой, злой" Леоне увидели 11,3 млн зрителей, но помимо классической ленты с Клинтом Иствудом, итальянцы не побрезговали и откровенно второсортными фильмами: «Простреленный доллар», «Прощай, гринго!», "Пистолет для Ринго", "Возвращение Ринго".

Во всех из них сыграл Джулиано Джемма – итальянский аналог Иствуда.

Джулиано Джемма в одном из фильмов о Ринго
Джулиано Джемма в одном из фильмов о Ринго

Кроме фильмов с Джемма неплохую кассу в прокате 1966-го года собрал "Джанго" Серджио Корбуччи с Франко Неро в главной роли. (3,9 млн зрителей).

Сказать, что у фильма дурацкий сюжет – ничего не сказать, но в те годы итальянцы съедали все подряд: даже историю про ковбоя с пулеметом, который он таскал за собой в гробу!

"Джанго"
"Джанго"

После этого пару лет все пошло как по маслу: итальянские ремесленники штамповали вестерны – обитатели Апеннин валили на них в кинотеатры. Среди лидеров проката 1967 года оказалось несколько картин этого жанра (всего в Топ-30 самых кассовых фильмов вошло 6 итальянских вестернов).

"Бог простит, а я – нет"
"Бог простит, а я – нет"

1-е место в том году досталось фильму "Бог простит, а я – нет" (9,4 млн зрителей), в котором впервые объединились толстяк Бад Спенсер и дохляк Теренс Хилл.

Здесь они еще не равноправные партнеры. Солирует в фильме Хилл, а Спенсер выступает в амплуа Робина при Бэтмене.

Кино вышло посредственное, сильно затянутое и в открытую подражающее «долларовой трилогии», но итальянцы в то время смотрели любое итальянское кино, в котором потные и грязные мужчины скакали на лошадях и устраивали перестрелки.

Ли Ван Клиф в фильме "Дни ярости"
Ли Ван Клиф в фильме "Дни ярости"

Также в 1967 году стали кассовыми хитами еще несколько фильмов о Диком Западе: "Дни ярости" Тонино Валери (3-е место, 6,7 млн зрит.), «Сдавайся и расплатись» («Большая перестрелка») Серджо Соллимы (5 млн зрит.) и "Смерть верхом на лошади" Джулио Петрони (12-е место).

Во всех трех фильмах главные роли исполнил американец Ли Ван Клиф, который в 1967 году стал самым популярным актером Италии. Нельзя не упомянуть интересный факт, что Ван Клиф как сел в седло в картине Леоне «На несколько долларов больше», так и не слезал с него следующие 10 лет, снявшись за это время в 17 вестернах!

«Однажды на Диком Западе»
«Однажды на Диком Западе»

Из итальянских вестернов, которые вышли на большой экран в 1968 году, самыми кассовыми в Италии стали: фильм Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе» (8,8 млн зрителей) и «Козырной туз» Джузеппе Колицци (9,96 млн зрителей), в котором объединились Теренс Хилл, Бад Спенсер и Эли Уоллак (Туко из «Хорошего, плохого, злого»).

Успех последнего фильма ознаменовал поворот в жанре. До него итальянские вестерны были слишком серьезными (хотя некоторые герои иногда шутили, перед тем как застрелить очередного негодяя), но к 1968 году драматические вестерны изрядно поднадоели зрителям.

Даже лучший вестерн Леоне собрал меньше «Козырного туза», а помимо него ни один другой итальянский вестерн не привлек в кинотеатры толпы людей («Наемник» С.Корбуччи стал 25-м, «Беги, Кучильо, беги» С.Соллимы - 31-м).

«Меня зовут Троица»
«Меня зовут Троица»

Бум вестерна в Италии продлился около 5 лет, после чего итальянцы переключились на комедии, которые разворачивались в тех же декорациях Дикого Запада.

Именно комедийные вестерны стали кассовыми лидерами, а главными бенефициарами нового увлечения итальянских зрителей стали Бад Спенсер и Теренс Хилл («Меня зовут Троица», «Меня снова зовут Троица»).

Во времена процветания вестернов-комедий даже Серджо Леоне спродюсировал пародию на жанр - «Меня зовут Никто» (1973) с тем же самым Теренсом Хиллом.

«За пригоршню динамита»
«За пригоршню динамита»

Из драматических вестернов в Топ-20 кассовых фильмов года за пять следующих лет (1969-1973) попал лишь фильм С.Леоне «За пригоршню динамита» (9-е место в сезоне 1971/72), который был уже не чистокровным вестерном, а картиной о мексиканской революции (их условно называют «сапата-вестернами» - по имени одного из героев Мексики).

В начале 70-х стало очевидно, что любовь итальянцев к вестернам с клеймом «сделано в Италии» прошла, хотя фильмы этого жанра продолжали выходить с завидной регулярностью.

Следует оговориться, что приведенные в этой статье данные по популярности того или иного фильма взяты из двух сетевых источников, которые не всегда согласны друг с другом. JPs Box-Office дает информацию по календарным годам и сообщает общее количество зрителей фильма, но содержит сведения не по всем кинолентам, которые были в итальянском прокате.

Более полные данные о кассовых лидерах на сайте Hit Parade Italia указаны по сезонам (1954-55, 1955-56 и так далее), но рядом с фильмами, расставленными по ранжиру, на этом сайте не указывается количество зрителей. Из-за этого места по итогам года, которые занимает та или иная картина, на сайтах могут несколько отличаться.

Каковы причины вспыхнувшей любви итальянцев к ковбоям и прериям?

После Второй мировой войны жители Италии смотрели пеплумы, комедии и драмы.-12

Пора ответить на вопрос, почему жителей Апеннин в середине 60-х годов 20 века столь массово потянуло в прерии? Откуда у них появилось неудержимое увлечение мужчинами в широкополых шляпах, стреляющими друг в друга на просторах Дикого Запада, подозрительно напоминающим пейзажи Италии и Испании?…

Я могу предложить следующий ответ: виной этому исключительно мода.

Почему сегодня молодые парни в массовом порядке носят «ваххабитскую» бороду и ходят на улице в кальсонах? Потому что это стало модным. Так было дело и с вестернами.

Клинт Иствуд и Серджо Леоне
Клинт Иствуд и Серджо Леоне

И благодарить за увлечение итальянцев доморощенными вестернами нужно исключительно режиссера Серджо Леоне, который сделал модным не жанр вестерна как таковой, а его собственную модификацию.

Эта мода, спровоцированная Леоне, захватила Италию, часть стран Западной Европы (особенно Германию и Испанию) и докатилась даже до США, хотя и не затронула широкие массы американцев, разбившись об их местечковый примитивизм.

На этом месте стоит остановиться на термине «спагетти-вестерн». Наверное, вы заметили, что до этого момента я ни разу не употребил его, что неслучайно. Это устоявшееся название крайне пренебрежительное. Его конечно можно использовать по отношению ко множеству примитивных итальянских вестернов (потому что это плохое кино), но по отношению к итальянским вестернам в целом (и тем более фильмам Леоне) – это крайне некрасиво.

"Злой" бандит и "хороший" бандит
"Злой" бандит и "хороший" бандит

Серджо Леоне снял 4 лучших вестерна за всю историю мирового кино, создав свой вариант Дикого Запада, по сравнению с которым выдуманный Голливудом Запад стал выглядеть весьма убого.

Естественно, что американцы не могли не отомстить за это итальянскому гению и обозвали всю итальянскую продукцию в жанре вестерна «спагетти». Но зачем тем людям, которые не сводят счеты с Леоне, бездумно повторять этот термин?

Я этого и не делаю. Кстати, в Италии по понятным причинам его тоже не использовали, да и в Германии эти вестерны назывались просто итальянскими.

Вестерны Леоне соотносятся с классическими американскими вестернами как «мерседес» с «Ладой Гранта». Но за счет чего Серджо удалось превзойти прародителей этого жанра?

Клинт Иствуд воплотил новый тип героя вестерна
Клинт Иствуд воплотил новый тип героя вестерна

Кинокритики наверняка могут обнаружить в его фильмах много новшеств, которые Леоне привнес в устоявшийся жанр, но я назову 3 главных: новый герой, новый подход к дуэли Добра и Зла и новаторское использование музыки, заполняющей любые паузы в повествовании и даже сопровождающей появление главных героев в кадре (у каждого из них в поздних вестернах Леоне была своя мелодия).

Все главные положительные герои у Серджо не только не имеют имени – это люди без ясного прошлого и с непонятным будущим. У них нет семьи, и они не собираются ее заводить. У них нет дома, и он им не нужен. Некоторым из них очень нравятся деньги, но непонятно, на что они их собираются тратить.

Актеры "Хорошего, плохого, злого" во время отдыха
Актеры "Хорошего, плохого, злого" во время отдыха

Обобщенно этих героев можно обозначить устоявшимся термином «искатели приключений», но я бы предпочел их назвать свободными людьми в свободной стране. Но и здесь необходимо уточнение. На самом деле это даже не люди, а символы, олицетворяющие абстрактное Добро. Как все мы знаем, Добро должно быть с кулаками – у Леоне оно не столько с кулаками, сколько с револьверами.

Иногда в статьях о вестернах Леоне и самом режиссере можно встретить утверждение, что у него не было положительных героев, а в этой роли мог фигурировать типичный антигерой, просто назначенный «хорошим» («все они были «отвратительными, грязными, злыми»).

Так могут говорить только люди, которые сами не смотрели эти фильмы.

Ли Ван Клиф в фильме «На несколько долларов больше»
Ли Ван Клиф в фильме «На несколько долларов больше»

Лишь один герой из 5-и положительных персонажей в четырех вестернах Серджо ведет себя не слишком порядочно с точки зрения морали и закона, да и тот поступает так только в начале фильма, а потом он исправляется - это «хороший» в исполнении Клинта Иствуда в третьем фильме долларовой трилогии «Хороший, плохой, злой».

Но и с этим героем все не так однозначно: даже когда он совершает неблаговидный поступок (расставаясь с Туко, и забрав его деньги), он все равно остается «Добром», поскольку остальные главные действующие лица еще хуже него (кстати, «Зло» в этом фильме олицетворяет «плохой» Ли Ван Клиф, а «злой» Туко находится на перепутье между двумя главными антагонистами).

«На несколько долларов больше»
«На несколько долларов больше»

«Добро» у Леоне не просто доброе – немаловажно, что и выглядит оно крайне привлекательно.

И дело здесь не просто в том, что Иствуд и Ван Клиф («На несколько долларов больше») – высокие и представительные мужчины, а Чарльз Бронсон («Однажды на Диком Западе») хоть и не вышел ростом, но был весьма брутальным парнем. Дело в том, как они смотрятся на экране.

Иствуд в телесериале
Иствуд в телесериале

Клинт Иствуд до фильмов Леоне играл ковбоя в сериале «Сыромятная плеть», но в обычной одежде ковбоя он мало напоминал того стрелка, который бродил в пончо по испанским «прериям» у Леоне.

С помощью этой запоминающейся детали одежды, немногословия героя, его нечеловеческого хладнокровия, быстроты и меткости, а также удачных кинопланов Серджо слепил из Иствуда идеального ковбоя.

После Второй мировой войны жители Италии смотрели пеплумы, комедии и драмы.-20

В сравнении с ним все герои американского Запада стали выглядеть несерьезно (даже великий Джон Уэйн). Сходная история произошла с Бронсоном и Ван Клифом. Их карьера после встречи с Леоне тоже пошла вверх: Чарльз в итоге стал звездой мирового уровня, а Ли Ван Клиф одним из главных ковбоев в итальянском кино.

Второе ноу-хау Леоне, которое пытались повторить все создатели итальянских вестернов, но никому это так и не удалось, состоит в том, что Серджо создал дуэль нового типа.

Главным в ней является прелюдия, которая снята как современный видеоклип. Быстрая смена крупных планов лиц героев, ждущих неизвестно чего (кто дернется первым?) под бесподобную музыку Морриконе, подняло дуэли Леоне на недосягаемую высоту по сравнению с перестрелками в американских вестернах (попробуйте вспомнить хоть одну из них после вестернов Леоне!).

Музыка Морриконе довершила дело ликвидации американского вестерна как жанра: под его мелодии на Западе, созданном Леоне, хотелось жить и отстреливать негодяев, чего не скажешь про голливудский Запад (за небольшими исключениями, вроде «Великолепной семерки», где такая мелодия была).

Заново слепив из подручных материалов притягательный для современного зрителя Дикий Запад, Серджо Леоне стал отцом-основателем нового вестерна: после выхода «За пригоршню долларов» европейские зрители массово рванули в кинотеатры, продюсеры расчехлили кубышки, а у Леоне появились десятки последователей, быстро заваливших вестернами кинотеатры Италии и Европы.

После Второй мировой войны жители Италии смотрели пеплумы, комедии и драмы.-21

Главной движущей силой вестерномании в Италии были подростки. Разумеется, я не могу подтвердить свой вывод о возрасте основной аудитории итальянских вестернов цифрами, поскольку такой статистики не существует в принципе, но о преобладании среди публики молодых зрителей можно судить по косвенным признакам.

Во-первых, боевик – это кино для молодых парней, а итальянский вестерн – это всегда боевик, обычно с горой трупов, в отличие от американского вестерна, который мог обойтись и вовсе без стрельбы.

Во-вторых, об основной аудитории вестернов определенным образом свидетельствуют кассовые сборы.

Фильмы Леоне и некоторые комедийные итальянские вестерны, которые интересны и взрослому зрителю (сужу по себе), собирали в прокате по 10 и более миллионов зрителей. Напротив, примитивные «стрелялки» в лучшем случае смотрели по 3-5 млн. итальянцев. Их популярность, скорее всего, целиком и полностью на совести подростков.

Италия. 1960-е.
Италия. 1960-е.

Вполне возможно, что бум итальянских вестернов во второй половине 60-х объясняется не только тем, что С.Леоне пришел работать в этот жанр, но и тем, что именно тогда в Европе подросло первое послевоенное поколение, которое воспринимало чисто американский жанр кино иначе, чем молодежь сразу после войны.

Эти «шестидесятники» знали об ужасах войны лишь понаслышке, поэтому их не смущали десятки трупов, которые они видели на экране. Для них это было всего лишь кино.

Немаловажно, что у тогдашней молодежи не было негативного отношения к Америке. Люди, родившиеся в 20-30-е годы, еще застали времена, когда США были врагом Италии, но для молодежи 60-х Америка была путеводной звездой, примером для подражания.

Американская культура стала в то время составной частью культуры Западной Европы, поэтому вестерн не воспринимался чужеродным жанром для европейской молодежи.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: