Найти в Дзене
Марина Введенская

Булгаков и Маяковский. Часть 2.

Кстати о женщинах. Это еще одна странная точка соприкосновения.

Оба столь разно воспитанные, имевшие абсолютно несхожие нравственные идеалы, сходились непостижимо в одном, а именно:  в выборе  женского типажа. Единственной выпадающей из этого стереотипа женщиной была Татьяна Николаевна Лаппа - первая жена Булгакова. Но то была первая, неосознанная, юношеская влюбленность.

В остальном в облике женщин, выбранных Маяковским и Булгаковым, все сходилось, повторялось  в мельчайших деталях. Речь идет о женщинах, которые поработили ум, волю и, конечно, души обоих. Жизненный путь их спутниц, внешние характеристики многократно описаны и хорошо всем известны. Важны не подробности личной жизни этих женщин: впечатляет та сила воздействия, которую они оказывали на выбранных ими мужчин, и то странное, не совместимое с жизнью противоречие, которое возникало  вследствие этого воздействия.

Да, и Маяковский и Булгаков влюблялись, подчиняясь внешним обстоятельствам. Обычно это были женщины, женское начало которых было даже вызывающим, что позволяла им недурно устроиться в этой жизни: это были женщины “носившие  шелковое белье...",  или ,  например, обладательницы отличных квартир.

Что касается Маяковского: не стоит поминать здесь имя Лили Брик, биография ее хорошо известна. Поговорим о других женщинах в жизни неистового Владимира Владимировича.

Речь идет о знаменитых сестрах, восхитительно сумасбродных, имена которых знала вся дореволюционная российская богема - сестрах Синяковых: Зинаиде, Вере, Надежде, Марии и Оксане. Их называли музами харьковских футуристов. Да и вообще говоря, в Харькове они были местной досотопримечательностью.  Обратимся к интервью, взятому В.Г.Яськовым у известного харьковского художника Бориса Васильевича Косарева и посмотрим ,что он  вспоминал о семействе сестер Синяковых. "Оно ( семейство) было большим, талантливым, пестрым по характерам, острым на язык и экстравагантным, короче, таким, мимо  которого пройти было невозможно. Отец их был ювелиром церковных  предметов. Когда умерла их мать, то они ее в гробу расписали - нарумянили, накрасили губы, подвели ресницы, - что все православной село (у них было имение в Красной Поляне под Мохначем) сбежалось посмотреть на кощунство. Семья была  настолько популярна,  что приехавший в Харьков, для поступления на филфак университета Асеев, услышав о них как о любителях искусства, счел своим долгом явиться  к ним с визитом."

Кстати, этот визит, видимо, стал судьбоносным для Н.Асеева: Оксана Синякова стала его женой. Впоследствии в уже очень преклонном возрасте Оксана (а вообще все называли ее Ксения Михайловна) стала музой  и возлюбленной выдающегося художника Анатолия Зверева. К слову, разница в возрасте у них была колоссальная (Зверев был значительно моложе).

Вообще, облик сестер Синяковых был всегда невероятно экстравагантен.   "Представьте себе, - вспоминает Косарев. - Черные длинные колоколом пальто и черные же шапочки, похожие на камилавки". И далее: "Могли изысканным обращением просто убить". Мария Синякова была великолепная художница, одна из лучших представительниц русского авангарда. Лиля Брик писала о сестрах Синяковых: "Во всех влюблен Хлебников, в Надю  - Пастернак, в Марию - Бурлюк, на Оксане женат Асеев".

Непонятно, до какой степени  Велемир Хлебников был влюблен во всех сестер Синяковых, но доподлинно известно, что в Марию - безумно. А еще в жизни Марии был Маяковский. Продолжение следует.