Найти тему
VK Гид

Интимная драма с Киллианом Мёрфи: как открылся Берлинский кинофестиваль

Начинать любой фестиваль — дело почётное, но непростое, потому что здесь мысли об искусстве переплетены с множеством интересов, которые нужно учесть. Задача фильма открытия похожа на вдохновенный монолог Америки Ферреры о нелегкой женской доле в «Барби»: картина должна быть яркая и заметная, чтобы бодро запустить смотр и настроить всех на рабочий лад, но при этом не отнимать внимание от участников основной программы; она должна отвечать высоким художественным стандартам, но также иметь достаточно звёздный состав, чтобы было кем украсить красную дорожку. Скажем сразу, что все эти задачи выполнить не удается практически никому, поэтому фестивали уже давно не сильно обращают внимание на качество фильма и все больше беспокоятся о наличии в нем кого-нибудь знаменитого.

-2

Так, в прошлом году Берлинале открывала максимально нелепая мелодрама «Иди ко мне, детка» американского режиссёра Ребекки Миллер об очень странном любовном треугольнике между Питером Динклейджем, Энн Хэтэуэй и Марисой Томей, которая сыграла капитана баржи с бурной фантазией. Фильм открытия в этом году гораздо строже и больше отвечает общей повестке Берлина, который любит обращать внимание публики на социальную несправедливость. Плюс в нем сыграл раскрученный на популярности «Оппенгеймера» Киллиан Мёрфи, который получил за свою работу в фильме оскаровскую номинацию. Так что на этот раз фестивалю удалось соблюсти столь желаемый баланс — серьезную тему и звёздный актёрский состав. Хватило ли «Таким незначительным вещам» энергии задать бодрое начало смотра — уже другой вопрос.

-3

Мёрфи играет простого работягу Билла, который продает уголь и другое топливо в маленьком прибрежном графстве на юге Ирландии. Весь день он развозит уголь по местным хозяйствам, а вечером возвращается домой к жене и пяти дочерям. Билл молчалив, непритязателен, скромен и, судя по всему, обладает большим и добрым сердцем — любая несправедливость вызывает в нем сильное волнение. Так, он останавливается, чтобы поболтать с сыном местного пьяницы и дать ему несколько монет в качестве поздравления на Рождество, а в католическом монастыре натыкается на девушку, которая умоляет Билла забрать ее оттуда.

-4

Кадр из фильма «Такие незначительные вещи»

Через серию флэшбеков режиссёр дает нам понять, что герой чувствителен к чужой беде не просто так — в детстве его молодую мать и маленького Билла взяла на попечение добрая богатая дама (Мишель Фэйрли), благодаря которой ребенок смог вырасти в тепле и уюте. Однако если бы не доброта знатной женщины, его мать могла бы постичь такая же судьба, как и девушек из приюта. Поэтому Билла мучает совесть — он хочет помочь несчастной девушке, но ради этого ему придется пойти против католической церкви.

Фильм основан на одноимённой книге ирландской писательницы Клэр Киган, в которой рассказывается о проблеме так называемых приютов Магдалины. Они открылись в конце XVIII века и принимали «падших» женщин, которых перевоспитывали путем трудотерапии и находили им новое место в обществе. Эти учреждения были распространены в Ирландии, Британии, Швеции, США и Канаде и просуществовали аж до 1996-го года. При этом в реальности они не выполняли никаких исправительных функций, а просто использовали бесплатный труд женщин, работавших прачками и швеями за еду, для обогащения католической церкви. О подобной подпольной прачечной даже рассказали в недавнем «Вонке» с Тимоти Шаламе, который попадает в рабство к хитрой владелице отеля и стирает одежду для всего города. В Ирландии их прозвали «прачечные Магдалины».

Обложка книги «Такие незначительные вещи» Клэр Киган
Обложка книги «Такие незначительные вещи» Клэр Киган

Обо всем этом историческом контексте в фильме даётся одна скупая строчка текста в качестве справки в конце. Тем, кто не читал книгу Киган или просто не погружён в контекст жизни Ирландии в 1985 году, когда происходит действие фильма, придётся тяжело. Большую часть времени камера следует за молчаливым героем, который как будто чем-то встревожен, но чем — не могут понять ни домочадцы, ни зрители.

Мёрфи вполне способен пронести весь фильм на своих плечах, однако кроме талантливого актера нужна и крепкая режиссёрская рука, которая знает как и куда его направить. Нолану удалось выдолбить из отстранённой молчаливости ирландского актера настоящую трагедию ученого, чьими благими намерениями выложили дорогу в ад для всего человечества. В интерпретации же Милантса тревожный, тяжело дышащий герой остается в полном одиночестве, и эмоциональная связь с ним теряется в многочисленных догадках. Так, легендарная Эмили Уотсон («Рассекая волны», «Чернобыль») в роли жестокой матери-настоятельницы всего за одну сцену вызывает гораздо больше эмоций, чем главный герой за весь фильм.

-6

Спорно и отношение режиссёра к самому материалу. Милантс до этого работал над рядом успешных сериалов, в том числе над «Острыми козырьками», поэтому его желание поработать с Мёрфи понятно. Однако какое отношение имеет бельгиец к сложному в социальном и моральном плане вопросу недавнего прошлого Ирландии, уже не столь очевидно. «Такие незначительные вещи» слишком отстранён и педантичен, чтобы спровоцировать какой-то эмоциональный отклик, и напрасно рассчитывает на зрительскую погружённость в исторический контекст. Вряд ли ему удастся стать одним из ярких открытий Берлинале и, скорее всего, он забудется сразу же после премьеры. Если фильм, конечно, не купит кто-то из отечественных дистрибьюторов. Хотя надежды на успех в России столь узконаправленной интимной драмы вызывают сомнение.

-7

Однако свою главную задачу картина все-таки выполнила — собрала на красной дорожке каких-никаких, но звёзд. Церемонию открытия посетила съёмочная группа во главе с Милантсом и спокойно реагирующим на внимание публики Мёрфи, а также частый гость Берлинале Мэтт Деймон, который выступил продюсером фильма. Также по красной дорожке прошлись жюри основного конкурса, в том числе, председатель Люпита Нионго, американский режиссёр Брэди Корбет, немецкий режиссёр Кристиан Петцольд, актриса Вики Крипс, живой классик немецкого кино Вим Вендерс, независимый испанский режиссёр Альберт Серра, чиновники немецкого правительства и представители политических партий, в которые, по требованию общественности, не включили членов ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (почему это вызвало протесты, мы рассказали здесь).

-8

Правда, даже несмотря на отсутствие ультраправых на открытии, некоторые гости фестиваля и активисты у Дворца вышли с плакатами против АдГ. В какой-то момент проход гостей по красной дорожке прервала акция «Кинематографисты за демократию, разнообразие и мирное единение», в которой поучаствовало около полусотни кинематографистов. Позади них на большом экране появились слова «Защищай. Демократию».

Фестиваль официально открыт, и теперь на протяжении десяти дней обычные зрители, журналисты и профессионалы индустрии будут смотреть обширную программу смотра и искать в ней новые голоса современного кино.