Найти тему
VK Гид

Милые мишки и политизированная программа: что стоит знать про Берлинале

Оглавление

С 15 по 25 февраля в столице Германии пройдет 74-й Берлинский кинофестиваль, на котором покажут более 200 фильмов со всего мира. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему Берлинале считается одним из самых демократичных фестивалей в мире и как в этом году он оказался на грани большого скандала.

Берлинале — один из фестивалей так называемой «Большой пятёрки», куда входят крупнейшие киносмотры мира («Сандэнс» в США, Канны, Венеция и Торонто). При этом, по сравнению со своими европейскими коллегами, Берлинале самый молодой фестиваль из всех. Впервые он прошел в 1951 году, и несколько лет, по политическим причинам, судьбу фильмов решало не жюри, а зрители. Однако с 1956 года смотр стал самостоятельным, а его главной наградой — симпатичные золотые и серебряные мишки, символ Берлина. За них каждый год соревнуются около 20 фильмов основного конкурса, в который входят участники со всего мира.

-2

В этом году за главные призы поборются 20 фильмов, включая «Кухню» с Руни Мара, «Другой конец» с Гаэль Гарсией Берналем и документалку «Архитектон» Владимира Косаковского. Также в программе смотра атмосферная драма «Выгон» с Сиршей Ронан, «Космонавт» с Адамом Сэндлером и «Сокровище» с Леной Данэм и Стивеном Фраем. Откроет фестиваль историческая драма бельгийского режиссёра «Такие незначительные вещи» с Киллианом Мерфи.

Мишки против львов

Перед Берлином стоит непростая задача — вслед за смотром независимых фильмов «Сандэнс» в Парк-Сити, США, открыть фестивальный сезон в Европе. С одной стороны, быть первым всегда почётно, и фестиваль может собрать все самые интересные проекты начала года. С другой — этих самых проектов не так уж много в довольно спокойных для индустрии январе-феврале. Более того, выходить на красные дорожки и устраивать громкие премьеры в холодном и мрачном зимнем Берлине — не всегда привлекательная идея для киностудий и продюсеров. Многие режиссёры еще заканчивают пост-продакшн своих работ или предпочитают придержать их до весны и более престижных Канн.

-3

И здесь мы сталкиваемся с главной проблемой Берлина, которую он не может решить уже почти десять лет, — его «мишки» не так привлекательны, как «Золотая пальмовая ветвь» Канн или крылатые львы Венеции. Не помогает ни смена руководства, ни коллективные письма расстроенных немецких кинематографистов, ни попытки сделать программу более артхаусной, или, наоборот, более привлекательной для зрителей. Берлинале — государственный фестиваль, и, кажется, министерство культуры Германии окончательно запуталось в том, чего оно хочет от главного киносмотра страны.

-4

Пять лет назад культурное сообщество Германии в открытом письме потребовало отставки неизменного директора Берлинале Дитера Косслика, занимавшего свой пост с 2001 года. Кинодеятели заявили, что фестиваль растерял былые позиции и престиж и ему нужна новая кровь. Новой кровью стали два руководителя. Административные и художественные обязанности решили разделить — за первые отвечала голландка Мариетте Риссенбек, а за вторые — швейцарец Карло Шатриан, который до этого возглавлял фестиваль в Локарно. Планировалось, что новое руководство привлечет новые таланты, спонсоров, зрителей и снова сделает Берлинале привлекательным и важным событием. Однако затяжная пандемия и желание нового худрука усилить артхаусную составляющую программы не помогли достичь этих целей. В итоге Риссенбек и Шатриан тоже ушли в отставку, и нынешний Берлинале для них последний. Уже в этом году к ним на смену придет британка Триша Тартл, которая, как когда-то Косслик, возьмет на себя и административные, и художественные функции.

Демократичный фестиваль

Несмотря на все свои недостатки, Берлинале считается самым демократичным и самым зрительским фестивалем. Его программа огромна. В среднем на смотрах показывают около 100-120 фильмов, а лайнап Берлина состоит из 400 проектов, которые показывают в кинотеатрах по всему городу. Правда, в последние годы руководство пытается сократить и так раздувшуюся программу. Например, в этом году в нее включено менее 300 проектов.

При этом приоритет для руководства смотра — обычные зрители, поэтому билеты на Берлинале можно купить недорого в кассе или онлайн и посетить мировые премьеры картин наравне с профессионалами индустрии. На две недели в феврале Берлин превращается в огромную киноплощадку, где в каждом районе показывают фильмы из программы фестиваля. Смотр настолько популярен среди местных жителей и туристов, что практически на любом сеансе в любое время дня нет свободных мест. А уж если фильм популярный, билеты раскупают в первые несколько минут после начала продаж.

-5

Все гала-премьеры с красными дорожками и знаменитостями проходят в Дворце Берлинале на Потсдамской площади, который все остальное время называется просто «Театр на Потсдамер Платц» и показывает различные музыкальные и театральные постановки. Один год Берлинале даже пришлось делить дворец со стрип-шоу Magic Mike, созданным по мотивам одноименного фильма Стивена Содерберга.

На время фестиваля скучный и не очень обитаемый клочок земли на Потсдамской площади становится центром притяжения не только всего города, но и значительной части мировой киноиндустрии. В гостинице Hyatt проходят пресс-конференции с создателями фильмов, а невыспавшиеся журналисты стоят в очередях за кофе и пишут свои статьи. В большом мультиплексе Cinemaxxx проходят показы для прессы и обычной публики, а желающие урвать автограф стоят у бокового входа в Hyatt и у длинной красной дорожки Дворца.

Берлинале на грани скандала

Однако в этом году даже такой неизменный фестивальный формат, как красные дорожки, оказался под угрозой. Берлинале — самый политизированный из крупных европейских фестивалей. В его программе большое внимание уделяется актуальным политическим и социальным вопросам, защите прав меньшинств, женским правам и проблемам расизма, шовинизма и дискриминации. Фестиваль не скрывает, что зачастую ему важны не столько качество и художественная форма, а политический посыл фильма, и определение победителей происходит согласно ценностям смотра. Так, в прошлом году жюри во главе с Кристен Стюарт вручило главный приз французской документалке «На Адаманте» о центре помощи людям с психическими расстройствами. В 2022 году на Берлинале победила драма испанки Карлы Симон «Алькарас» о семье фермеров, которая пытается бороться с индустриализацией, а в 2021 — остросоциальный комментарий румынского режиссера Раду Жуде «Безумное кино для взрослых».

-6

Берлинале всё время становится площадкой для общественно-политических дискуссий и никогда не остается в стороне. Так, в 2020 году фестиваль протестовал против ареста иранских режиссеров и в качестве красивого жеста вручил «Золотого медведя» фильму «Зла не существует» Мохаммада Расулофа, который запретили к показу в Иране. Иранские протесты были в фокусе смотра и в прошлом году. В этом же планировалось сосредоточиться на палестино-израильском конфликте. Фестиваль даже организовал специальную площадку, на которой стороны конфликта могли бы пообщаться друг с другом и высказать свое мнение. Однако в центре внимания оказались не Израиль и Палестина, а сам смотр.

Последние несколько месяцев по всей стране проходят волны протестов против ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Они начались после публикации репортажа с секретного заседания представителей ультраправого движения, где они обсуждали план по выдворению мигрантов из страны. С тех пор во многих городах Германии проходят протесты против ультраправого движения и конкретно против «Альтернативы для Германии», которая является третьей по численности партией в Бундестаге. Несмотря на такие настроения среди общественности, Берлинале допустил faux pas — пригласил на свою церемонию открытия членов АдГ, что вызвало целый шквал критики. Культурные деятели из Германии и других стран направили фестивалю коллективное письмо, в котором требовали не пускать членов АдГ на смотр.

Сначала Берлинале ответил вполне по-немецки: приглашения на церемонию рассылаются автоматически всем членам парламента, поэтому смотр, согласно протоколу, не мог пригласить только тех политиков, которые ему нравятся. При этом руководство фестиваля подчеркнуло, что политика АдГ «антидемократична и противоречит ценностям Берлинале и его сотрудников». Такая нейтральная позиция общественность не устроила, и начали ходить разговоры о том, чтобы устроить протесты у красной дорожки или даже полностью бойкотировать фестиваль. Учитывая и так ослабленные позиции Берлина, который из год в год теряет все больше спонсоров и престижных гостей, последствия могли бы быть катастрофическими. Однако в итоге за несколько дней до начала фестиваля Риссенбек и Шатриан заявили, что всё-таки приняли решение не приглашать членов АдГ на фестиваль.

-7

От отсутствия ультраправых политиков Берлинале точно не обеднел, зато избежал громкого скандала. Также гостями смотра стали американский режиссёр и живой классик мирового кино Мартин Скорсезе, которому в этом году вручат почётную награду фестиваля за вклад в мировой кинематограф, канадская певица Peaches, немецкий режиссёр и многолетний любимчик Берлинале Кристиан Петцольд, американские кинематографисты Айра Сакс и Элайза Хитман и многие другие. Также на красной дорожке стоит ожидать звёздные жюри фестиваля. Так, судьбу фильмов основного конкурса в этом году будет решать жюри под руководством актрисы Лупиты Нионго, известной по фильмам «Звёздные войны» и «Чёрная пантера».