Есть улица в Казани, где не дом, так история. Сегодня расскажу чем удивила "Усадьба Оконишниковых" на ул.Карла Маркса 49/13, построенная в конце XIX века. О купцах, построивших этот дом, рассказывать не буду.
Главная достопримечательность этой усадьбы это металлическое кружево. Казань испокон веков славилась им - это арки, ворота, балконы, заборы, вставки над окнами , решетки, ажурное металлическое ограждение кровли под крышами, ограждение внутреннего двора и в начале все это было кованое.
Откуда металлическое кружево привезли. В черте Казани есть село Чебакса. Изначально местные жители занимались рыболовством и поэтому назвали его в честь рыбы чебак, водившейся в речке села. Впоследствии рыбаки стали заниматься другими видами ремесел и пришли к обработке металла. Изначально это были кузнецы, которые выполняли какие-то незамысловатые задачи. Со временем их мастерство росло и они стали профессионалами своего дела, художниками по металлу.
В конце 19 - начале 20 века к этим мастерам стали обращаться богатые жители Казани, чтобы заказать украшения для своих частных домов. Так, слава о чебаксинских кузнецах росла и они полноценно начали создавать изделия для Казани.
С того периода многие особняки остались с теми самыми металлическими украшениями ( например, усадьба Сандецкого , где находится сейчас Музей изобразительного искусства РТ. Рассказ о ней можно прочитать здесь).
Работы чебаксинских кузнецов отличал кованный стиль. Догадались какой?
Это узоры, характерные для резного декора из дерева, особенно в украшении ставен, наличников окон и дверей (мотивы ромашки, растительного побега, завитка хмеля, изображения петушка, рыбки, солнца и др.), штампованные накладные детали в виде растительного орнамента, сплошной ковровый рисунок, «закамаривание» со спиральным завершением мотивов и др.
Лёгкими и изящными кажутся издали эти металлические листья и завитки, которые переплетаются в затейливый ажурный узор.
И как вы думаете куда делись эти мастера?
Закат ремесла . Почему так произошло? Ведь даже в годы советской власти Чебакса, несмотря на голодомор, раскулачку и репрессии, ещё довольно долгое время оставалась центром художественной ковки? Почему пошатнулась преемственность ремесленных традиций?
Процитирую Алексея Толстого в романе «Хождение по мукам». Вот как говорит инженер, который обращается к Екатерине Дмитриевне Булавиной.
Он утверждает, что в новом, двадцатом столетии красота непозволительна и недопустима: «Мы живём, к несчастию, на стыке двух веков. Один закатывается, великолепный и пышный. Другой рождается в скрежете машин, однообразии конвейера и стандартных фабричных улицах. Имя этому веку - масса. Здесь иные законы, иной счёт времени, иная правда. Красота? К чему?..»
В 60-е годы прошлого столетия пытались возродить этот промысел, но увы...
Украшает усадьбу и дубовые двери, выполненная умельцами в начале прошлого столетия.
Показала вам декор здания, а теперь посмотрите как оно выглядит на улице города.
С точки зрения архитектуры это двухэтажный дом , композиция фасада симметричная, центр выделен портиком с четырьмя колоннами с коринфскими капителями, на боковых частях пилястры. По фризу - лепной орнамент, по краю крыши та самая ажурная балюстрада чебаксинской ковки, а в центре - большой аттик со слуховым окном.
Сейчас помещения сдаются в аренду различным фирмам и организациям.
Когда смотришь на дома, обрамленные такими металлическими изделиями, у меня возникает ощущение, что они действительно украшены кружевом. А у вас?
Спасибо ,что заглянули на мой канал и дочитали эту статью. До новых встреч!