Найти тему
Тест Опросыч

Тест с подвохом: назовите кино СССР по обуви героев

Пусть «главное – чтобы костюмчик сидел», но обувь не менее важна.

Попробуйте представить персонажей кино босыми. Это сразу:

  • или снизит их социальный статус (мол, денег на ботинки не хватило),
  • или сделает сцену курьезной (особенно если изначально она подразумевалась как серьезная),
  • или покажет недоработку сценариста, режиссера и прочих создателей фильма.

Братья Стругацкие в книге «Понедельник начинается в субботу» – по которой, кстати, как раз и сняли процитированную выше новогоднюю комедию «Чародеи», – даже придумали гипотетический мир, где герои книг живут в том виде, как их описали авторы. На одном – лишь пиджак. На другом – только футболка… И почти ни на ком нет обуви.

Жаль, что эта сцена, как и многие другие, из книги в экранизацию не вошла. Хотя сценаристами были сами братья Стругацкие.

А всё потому, что писатели как правило дают портреты лишь отдельными штрихами. И участники действия предстают «без обмундирования» – по формулировке героя еще одной советской комедии: «Большая перемена».

Кстати, сам этот герой – рабочий завода Александр Петрыкин – был таким занудой-аккуратистом, что, даже кинувшись спасать якобы-утопающего, не преминул скинуть ботинки.

Потом он, подплывая к лже-утопающему, все время держал одной рукой над водой эти ботинки. Не бросил он их, и когда вместе с квази-спасенным выходил на берег.

Кадр из советской комедии «Большая перемена»
Кадр из советской комедии «Большая перемена»

А вот вопрос: почему бы Петрыкину было не оставить ботинки на берегу? Снять их, может, и надо было – чтоб быстрее доплыть и не набрать в них воды. Но ведь можно было, скинув, оставить на берегу.

Видимо, такова была его натура. Сам он себя характеризовал кратко: «Жмoт!»

Правда, потом сам же Петрыкин потом и доказал делом, что всё гораздо лучше: он – скорее, хозяйственно-прижимистый…

…как герой еще одной советской комедии – «Девчата». Помните, там был такой Ксан Ксаныч, которого намеками характеризовали как чуть ли не недорез… мелкого кулачка?

Он то вместе с остальными на золотые часы для девушки Ильи скинулся – а потом, «видите ли», хотел получить свой вклад обратно… то предлагал своей невесте в новом доме поставить хотя бы табуреточку, чтоб никто квартирку не занял…

В отличие от Ксан Ксаныча, молодые ребята к общему относились гораздо проще. Например, только что приехавшей Тосе соседка просто так отдала валенки. Мол, «держи, тут тебе не Симферополь».

Между прочим, любопытно, что при морозной зиме и самом ходовом (в прямом смысле) виде обуви – валенках – девушки в том поселке умудрялись на танцы ходить в туфельках прямо по снегу.

Обратите внимание на сценку, когда Тося с Ильей пришли в клуб: он был в сапогах, а она – в туфельках. И так же в легких «лодочках» стояла рядом с дверями, которые постоянно распахивались на мороз, девушка – дежурная по клубу.

Еще одни такие же то ли смелые, то ли наивные любительницы щеголять в туфельках на морозе встречались в другой советской комедии – «Джентльмены удачи».

Там Федя на улице пробовал с девушкой знакомиться. И она шла как раз в туфельках. А дело, как вы помните, было на пике зимы.

Причем Федя, как и его спутники, в тот момент тоже шел в… женских туфлях. Это им, видите ли, понадобилось для маскировки. Вот и пришлось Васе (самому простецкому из них) огорошивать продавщицу магазина: «Женские туфли хочу. Три штуки. Размер – 42, 43, 45».

А уж советская комедия «Служебный роман» вообще была насквозь пронизана обувной темой. Ведь там:

  • Новосельцев постоянно бегал в поисках денег взаймы, чтоб купить сыну ботинки;
  • его директор Людмила Калугина поначалу была весьма далекой от темы моды и на вопрос своей секретарши о качестве ее обновки сказала строго – мол, «очень вызывающе, я бы такое не взяла». На что Верочка, как только директор ушла, довольно высказала фразу, ушедшую в народ: «Значит, хорошие сапоги, надо брать»;
Кадр из советской комедии «Служебный роман»
Кадр из советской комедии «Служебный роман»
  • сама же Людмила Прокофьевна, почувствовав в себе женское начало, на первое свидание переобулась в нечто явно на каблуках, с которых случайно чуть не упала… правда, благодаря длинному платью это заметно не было.

Была в советском кино и обувь, так сказать, с национальным акцентом, например:

  • классические бабуши – мягкие восточные тапки с загнутыми нос(к)ами – любили заглавные герои фильмов «Старик Хоттбыч» и «Приключения маленького Мука»;
  • южнославянские черевички доставал невесте Оксане кузнец Вакула в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»;
  • (древне)греческие сандалии предпочитали герои телеспектакля «Эзоп»...

Были на экранах СССР и художественно обыгранные спортивные кроссовки, кеды и т. д. В них вовсю ходили герои, допустим, грузинской короткометражки «Перерыв». А в «Ходе белой королевы» и вообще вовсю рассекали в лыжных ботинках – соответственно, на лыжах.

Порой вокруг обуви даже могла закрутиться интрига, вот как в комедии «Верные друзья». Там они сначала утопили одну туфлю… потом другую… а затем, как Вася из «Джентльменов удачи», огорошивали продавца тем, что хотели купить ботинки 42-го размера «на мальчика».

Да и в мультфильмах СССР обувь играла свою роль. Взять хотя бы туфельки в сказке «Золушка»!

Словом, обувь – это очень важно!

А сможете ли вы по данному весьма значимому элементу отгадать советское кино?

П. с. Ну, и на близкие темы отгадывайте интересные кино-тесты, где надо назвать (мульт-)фильмы СССР по головному убору и по костюму.

Также читайте, как и почему советские женщины носили белые носочки с туфельками (и это с платьями-то!) и еще белые перчатки летом.

Тест с подвохом: назовите кино СССР по обуви героев