Найти в Дзене

В гостях у Сергея Сергеевича Прокофьева

Адрес: Камергерский переулок, д.6/5, стр.3

Кукрыниксы (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов) Скульптурный портрет-шарж С.С.Прокофьева ЛФЗ им.М.В.Ломоносова 1935 г. Фарфор, роспись. Программа авторского концерта, Ленинградская филармония, 1927 г.. Две пьесы. Корректурные листы с пометами автора. 1928 г.
Кукрыниксы (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов) Скульптурный портрет-шарж С.С.Прокофьева ЛФЗ им.М.В.Ломоносова 1935 г. Фарфор, роспись. Программа авторского концерта, Ленинградская филармония, 1927 г.. Две пьесы. Корректурные листы с пометами автора. 1928 г.

В этом доме Сергей Прокофьев провел последние годы жизни с 1947 по 1953 гг., его семья занимала три комнаты в коммунальной квартире. После революции композитор провел много лет в эмиграции, но вернулся на родину. В своих дневниках он писал так:

«Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни — мои песни».

Вы открываете дверь в музей и сразу понимаете, что Вы в гостях у композитора. Музыка буквально Вас обволакивает.

-2

-3

А потом вдруг вместо симфонии звучит гудок автомобиля.

-4

Номерной знак последнего личного авто композитора марки “Опель-Кадетт” – один из экспонатов музея. В 1927 году Прокофьев писал в дневнике об экзамене на получение прав, который он сдавал в Париже: “Боялся, что провалюсь…Экзамен начался с довольно трудной вещи: я должен был двинуться на подъем и сделать трудный поворот, причем на меня вылетел автомобиль, и я дал ему дорогу. Экзаменатор выругался, но не по моему адресу, а по адресу вылетевшего автомобиля. Затем я сделал еще несколько маневров, ответил на три вопроса и, получив розовый лист, с сияющим видом вернулся домой.”

Виолончель. Мастер Николо Амати. Италия, 1650. На этом инструменте играл М.Л.Ростропович
Виолончель. Мастер Николо Амати. Италия, 1650. На этом инструменте играл М.Л.Ростропович

Это музей, в который можно идти и с экскурсией, и без, т.к. здесь много мультимедийных экранов с интересными фактами, а по qr коду, который легко сканируется на телефон, можно прочитать дополнительную информацию об экспонатах.

Мне очень понравился экран, посвященный важным событиям в жизни композитора.

-6

Я была в январе, поэтому прочитала следующее:

“13 января 1945. В этот день впервые была исполнена Пятая симфония под управлением автора. Святослав Рихтер оставил такие воспоминания: “Никогда не забуду исполнение Пятой симфонии в 1945 году, накануне победы…Это было последнее выступление Прокофьева как дирижера. Большой зал был, наверное, освещен как обычно, но когда Прокофьев встал , казалось, свет лился прямо на него и откуда-то сверху. Он стоял как монумент на пьедестале. И вот, когда Прокофьев встал за пульт и воцарилась тишина, вдруг загремели артиллерийские залпы. Палочка его была уже поднята. Он ждал, и пока пушки не умолкли, он не начинал. Что-то было в этом очень значительное, символическое. Пришел какой-то общий для всех рубеж… и для Прокофьева тоже…”

-7

Инсталляция мемориального кабинета композитора – сердце музея. За этим столом Сергей Сергеевич работал, читал, раскладывал пасьянсы, играл в шахматы (Прокофьев был очень хорошим шахматистом. Он однажды даже обыграл чемпиона мира по шахматам, Хосе Рауля Капабланку). Голые стены не случайны: Прокофьев во время работы не терпел отвлекающих факторов.

-8

В музее вы узнаете о жизни и творчестве одного из самых знаменитых композиторов XX века, который уже к десятилетнему возрасту написал две оперы и одну пьесу.

-9

Впервые Сергей Прокофьев выступил на публике с произведениями собственного сочинения, когда ему было 17 лет. Тогда он сыграл 7 собственных пьес. Публика встретила его с таким восторгом, что об этом выступлении потом даже писали в газетах. А потом будут симфонии, три фортепьянных концерта, балеты “Ромео и Джульетта” и “Золушка, ” оперы “Любовь к трем апельсинам” и “Война и мир”, симфоническая сказка “Петя и волк”, музыка к кинофильмам.

Дирижерская палочка С.С.Прокофьева. Черновой автограф Симфонии №2, очки и авторучка С.С.Прокофьева, баночка для чёрной туши
Дирижерская палочка С.С.Прокофьева. Черновой автограф Симфонии №2, очки и авторучка С.С.Прокофьева, баночка для чёрной туши

В одном из залов музея сейчас проходит очень приятная выставка “На часах двенадцать без пяти”: экспонируются часы, принадлежавшие знаменитым композиторам и музыкантам. Часы представлены как один из символов Нового года, отсюда и название выставки из песни к кинофильму “Карнавальная ночь”. В музее звучат всеми любимые новогодние мелодии, что делает выставку особенно душевной, так что до 21 февраля у вас еще есть возможность продлить атмосферу праздника. Подробнее о выставке читайте в одной из предыдущих статей.

Часы настольные в виде колесницы, принадлежавшие М.И.Глинке Франция, фирма Blanc fils Palais Royal, начало XIX в. Бронза, эмаль, металл
Часы настольные в виде колесницы, принадлежавшие М.И.Глинке Франция, фирма Blanc fils Palais Royal, начало XIX в. Бронза, эмаль, металл

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#МузейС.С.Прокофьева #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #музеиМосквы