Где: Музей С.С.Прокофьева
Адрес: Камергерский переулок, д.6/5, стр.3
До: 21 февраля 2024
В музее Сергея Прокофьева экспонируются часы, принадлежавшие знаменитым композиторам и музыкантам. Часы представлены как один из символов Нового года, отсюда и название выставки из песни к кинофильму “Карнавальная ночь”. В музее звучат всеми любимые новогодние мелодии, что делает выставку особенно душевной, так что до 21 февраля у вас еще есть возможность продлить атмосферу праздника.
Перед Вами часы-будильник “Дорожные”, принадлежавшие Сергею Прокофьеву. Кстати, первый будильник изготовили в конце XVIII века, а звонил он точно в четыре часа утра, и другое время выбрать было нельзя.
Посмотрите внимательно на часы, принадлежавшие Давиду Ойстраху. На циферблатах с римскими цифрами четвертый час почти всегда обозначают как IIII, и практически никогда не используют IV. По одной из версий, это пережиток XVI-XVII вв., когда большинство населения еще не умело считать, а часы были в основном в публичных зданиях: церквях, соборах и башнях. Людям было легче посчитать четыре черты, чем понять странную фигуру IV.
Это часы Сергея Рахманинова с его лодки “Сенар”. У композитора была одноименная вилла в Швейцарии близ Люцерна с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы и лодки – это первые слоги имен супругов-Рахманиновых: Сергей и Наталья. Планировка виллы и двухэтажного дома-усадьбы полностью соответствовала планировке родового имения в Ивановке в Тамбовской области, был разбит похожий сад с теми же деревьями — яблонями, клёнами и каштанами. На вилле “Сенар” Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини». (О выставке, посвященной Сергею Рахманинову, читайте в одной из моих предыдущих статей).
Далее в витрине наручные часы Сергея Прокофьева. Первые мужские наручные часы поступили в производство в 1911 году на фирме Луи Картье (Cartier), назывались они Сантос по имени летчика Альберто Сантос-Дюмона. Украшенные драгоценными камнями часы-браслеты были популярны у женщин, а мужчины носили часы только на цепочке. Сантос участвовал в соревновании на дирижаблях, которое заключалось в том, чтобы пролететь 11 миль — от парижского парка де Сент-Клод до Эйфелевой башни и обратно — за 30 минут. Сантос врезался в здание отеля Trocaderо, откуда его снимала пожарная бригада. Свою неудачу он объяснил тем, что контролировать время в ходе полета невозможно: чтобы посмотреть на карманные часы, нужно оторвать руки от штурвала. Несколько недель спустя Луи Картье подарил другу первые мужские наручные часы.
Мужчины до начала Первой мировой войны предпочитали пользоваться карманными часами, на фронте выяснилось, что часы, которые прочно закреплены на руке, куда удобнее. Даже название у мужских наручных часов тогда было – “траншейные”.
В фотографии витрины отражается прекрасный зимний пейзаж кисти Константина Коровина. А вот и сама картина.
Галилео Галилей (1564-1642) первым отметил, что полное колебание маятника занимает одинаковое время. Даже при уменьшении амплитуды колебания время колебания маятника не изменяется. Галилей сразу отметил эту полезную функцию, но построить маятниковые часы ему так и не удалось, первые маятниковые часы в 1650 году сделал датский учёный Христиан Гюйгенс.
Конечно, нельзя не сказать, о курантах на Спасской башне – символе Нового года. Их на выставке мы видим на картине Н.Дубовского. Современные куранты пятые по счету на Спасской башне, они появились в 1852 году благодаря часовщикам датского происхождения Ивану и Николаю Бутенопам, которые установили новые циферблаты на всех сторонах башни, заменили старые механизмы и подобрали по тонам 35 новых колоколов. Во время революции 1917 в куранты попал снаряд, восстановили их год спустя по распоряжению Ленина, и они работают до сих пор. Без колоколов механизм весит 25 тонн и состоит из нескольких тысяч деталей. Его высота составляет около 3 метров, а диаметр шестеренок достигает полутора метров. За точность хода отвечает 32-килограммовый маятник и три гири весом от 160 до 224 килограмм. В ноябре 2020 года в Спасскую башню установили 12 новых колоколов, которые отлили в Воронеже. Больше года мастера настраивали новые колокола: какие-то пришлось подтачивать изнутри, чтобы понизить звучание, а какие-то - даже отливать заново. В работе принимал участие дирижер Президентского оркестра Евгений Никитин.
Листайте ленту, чтобы посмотреть больше экспонатов с выставки.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#МузейС.С.Прокофьева #часы #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #кудапойтисдетьми #Начасахдвенадцатьбезпяти