В январе 2024 года знаменитый гонщик Карлос Сайнс старший выиграл культовый раллийный марафон «Дакар»! И если в способностях «дедушки» Сайнса сомневаться не приходилось (это уже четвертая победа испанца на «Дакаре», в дополнении к титулам чемпиона мира по ралли), то для команды Audi это был первый триумф, хотя автомобили с "четырьмя кольцами" в ралли-рейде участвовали не раз. В прочем, иногда это были не совсем Audi… Или совсем не Audi!
В 1979 году судьба свела состоятельного итальянского бизнесмена Франко де Паоли и французского мотогонщика Тьерри Сабина, который однажды заблудился в пустыне, после чего придумал и организовал ралли «Париж – Дакар». Де Паоли моментально потерял голову и уже в следующем 1980 году вышел на старт ралли-рейда за рулем Range Rover, для подготовки которого открыл собственную мастерскую! В общей сложности итальянец участвовал в Дакаре 24 раза: 20 раз за рулем, 4 раза в качестве журналиста. Также на его счету 12 ралли Фараонов, 5 ралли Тунис и ряд других крупных соревнований. К сожалению, громких побед Франко де Паоли не добился, зачастую ему вообще не удавалось финишировать, но в историю он все равно вошел, поскольку гонялся на крайне необычных автомобилях.
Например, в 1986 и 1987 годах де Паоли пытался выиграть Дакар на Audi Quattro, который, строго говоря, никакого отношения к Audi не имел! Под кузовом, стилизованным под легенду раллийной группы Б скрывалось шасси внедорожника Range Rover. Шасси было укорочено, в подвеске использовались двойные усиленные амортизаторы, позволяющие менять дорожный просвет по необходимости, плюс гоночные тормоза. 3,5-литровый британский V8 получил свою порцию обновлений и выдавал 230 лошадиных сил. Также была предусмотрена мощнейшая система охлаждения для эффективной борьбы с пустыней – определенный опыт постройки гоночных автомобилей у команды Франко уже имелся! До этого они выводили на старт Range Rover в кузове респектабельного хетчбэка Rover SD1.
Кузов отлит из стекловолокна, армированного кевларом. От Audi Quattro здесь только фары, решетка радиатора, зеркала и прочие мелочи. Все остальное – плод работы мастеров Франко де Паоли. Автомобиль был способен развивать скорость более 200 км/ч и при полной заправке 400-литрового топливного бака преодолевать 1000 километров. Средний расход топлива составлял 40 литров на 100 км. Привет Грете Тумберг!
Никаких внушительных результатов за рулем псевдо Audi Quattro добиться не удалось, но главным для Франко де Паоли, как и для многих других гонщиков, было участие в этом сумасшедшем приключении. Это было время, когда частники могли сами строить гоночные автомобили, чтобы бросить вызов пустыне, да и самому себе! Результаты не имели значения, подвигом уже было добраться до финиша изнурительного и чрезвычайно опасного ралли-рейда. И этим Франко де Паоли наслаждался сполна.
А в конце 1980-х Франко де Паоли подготовил настоящую бомбу – он вывел на старт Дакара, пожалуй, свой самый сумасшедший проект… Ferrari F40 на агрегатах Mitsubishi Pajero. Хайпа было много, но далеко агрегат, к сожалению, не уехал!
Ferrari на Дакаре даже эпичнее, чем Rolls-Royce...
Сергей Клюшниченко