Найти тему

С.СТАРОСТИНА: «УВЕРЕНА, ЧТО НАШУ СТРАНУ НАЧАЛИ РАЗВАЛИВАТЬ ИМЕННО ЧЕРЕЗ КИНЕМАТОГРАФ»

5K прочитали
На состоявшейся в январе в Пензе конференции областной организации Союза журналистов России, наряду с другими вопросами, обсуждалось и предложение члена этой организации, а также и руководителя...

На состоявшейся в январе в Пензе конференции областной организации Союза журналистов России, наряду с другими вопросами, обсуждалось и предложение члена этой организации, а также и руководителя регионального отделения Союза кинематографистов России, Президента кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина, генерального директора киновидеостудии «Свет», члена Правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Светланы Александровны Старостиной. Подробности – в сегодняшней нашей беседе. Пусть читателя не смущает обращение на «ты», ведь мы с ней знакомы уже давно…
– Я предложила организовать киноклуб, но сразу же замечу, что эту «телегу» придется тащить самим журналистам. Потому что целиком на себя её взвалить просто не в состоянии. Являясь членом нескольких российских экспертных комиссий и киноакадемии «Ника», я ежегодно смотрю большое количество новых документальных и художественных фильмов. Дружу со многими кинематографистами, прежде всего, документалистами. И потому есть возможность помочь сформировать программу для журналистов, а также пригласить и самих авторов картин, – конечно же, при финансовой
возможности Союза журналистов.
Возможны три варианта работы будущего киноклуба. Сейчас в мире идет мощная информационная война, на пике которой находятся журналисты. Но, к сожалению, документальное кино, которое сегодня снимается, и которое можно и нужно использовать в этой работе, вообще не доходит до регионов. Причём, это могут быть фильмы не только на тему политики, – о культуре, истории, жизни как таковой... Они есть, и хорошо помогают разобраться в том, что происходит сегодня в стране и в мире. Важно занять свою позицию. И это первый вариант...
Второй вариант касается игрового кино. Наш фестиваль «Мужская роль» проходит раз в год. Мы показываем обычно фильмы, которые, как правило, невозможно увидеть в наших кинотеатрах. Ведь кинопрокатчикам они не интересны, – на их прокате не заработать больших денег. Темой киноклуба может в этом случае быть наше новое художественное кино. Возможно, в качестве альтернативы, сделать упор и на «женской роли», - давно сама
об этом мечтаю... Есть очень много хороших картин, которые мы не показываем на фестивале, потому что там нет ярких мужских киноработ. Здесь тоже можно было бы организовывать встречи с кинематографистами, но, опять же, – всё упирается в финансовый вопрос. Возможно, стоит написать грант...
– А есть возможность для журналистов подготовить грантовый проект?
– Думаю, у журналистов такая возможность есть. Тем более появился такой активный руководитель областного отделения СЖР, которая готова этим заниматься, – Юлия Измайлова. Сейчас как раз конкурсы идут, можно готовить проекты. Если потребуется моя помощь, – поддержу. Я бы на это обратила особое внимание.

С.Старостина с телебригадой канала Россия1-Пенза и директором кондольского музея братьев Мозжухиных Л.Михейкиной
С.Старостина с телебригадой канала Россия1-Пенза и директором кондольского музея братьев Мозжухиных Л.Михейкиной

... А третий вариант киноклуба – это проведение своеобразной киношколы для
журналистов. То есть дать им возможность не только смотреть кино, но и учить его видеть, понимать, а затем и писать о нём. Мы ведь уже проводили подобные мастер-классы, приглашали журналистов, и приходили серьезные авторы, но, увы, никто ничего не написал. Хотя у нас были не просто преференции, а и награды. Наши кинотеатры готовы бесплатно приглашать журналистов на пресс-показы. Они, причём, проводятся во многих городах России, но в Пензе, увы, их пока нет, – это первый показ фильма, когда журналисты его смотрят, а затем отражают увиденное в своих изданиях. Такой вариант работы тоже можно дополнять приглашением деятелей кино. Для начала я могла бы и сама этим заниматься, поскольку являюсь профессиональным киноведом и кинокритиком.
Но есть возможность приглашать и коллег.
…Все эти требования можно соединить, проводя встречу в киноклубе раз или два в месяц, как будет удобнее.
– Аудитория киноклуба может ведь и не ограничиваться лишь представителями СМИ?
– Конечно, она может быть любой. Главное – кто-то должен взять на себя подбор помещения. Мы, кстати, на недавней конференции СЖР находились в замечательном зале в нашем Доме Офицеров. Но я не уверена, что нам предоставят его для ежемесячной площадки киноклуба. Такое помещение должно быть оборудовано экраном, видеопроектором и специальными шторами – затемнением. Кто-то должен взять на себя обязанность организатора: доводить до зрителей информацию о показах. Если выбрать первый вариант, то я бы конкретно с каждого издания пригласила бы в обязательном порядке по одному представителю, чтобы он смотрел, а затем рассказывал об увиденном в кругу своих коллег. То есть должен быть не просто просмотр, а обсуждение. И, разумеется, киноклуб этот не будет закрытым.
– Это ведь зависит ещё и от вместимости зрительного зала...
– Вместимость большая здесь и не нужна. Помню, что мы начинали свой киноклуб «Олимп» в Центральном доме искусств (ныне Доме Молодежи) в малом зале на 100 мест. Но однажды к нам туда пришло 600 человек. И тогда мы быстро распечатали билеты и продавали их уже в большой зал. Так постепенно наш киноклуб и расширялся.
– Помню, киноклуб работал и в помещении краеведческого музея...
– Да, в его новом здании отличный зал, но нет, не то что затемнения, даже шторы отсутствуют. А окон в зале – восемь!
Ну, и важно, чтобы кто-то проводил эти встречи. Да, когда я свободна, и в Пензе, могу это брать на себя. Но поскольку часто бываю в командировках, то не всегда это будет возможно. Поэтому эту роль на себя должны взять сами журналисты. Интерес это предложение, вроде бы, у них вызвало, – ко мне подходили, говорили, что это здорово и важно. Но часто, когда доходит до конкретной работы, народ просто растворяется.
Поэтому сейчас об этом говорю, понимая, что это лишь мои предложения...
– Я надеюсь, что всё получится, и сам готов быть в числе организаторов киноклуба. Думаю, и наша публикация послужит определенным толчком в реализации этого интересного проекта...А если говорить о твоей работе как члена СКР, то расскажи о ней подробнее...

На одном из киновечеров в пензенском литературном музее
На одном из киновечеров в пензенском литературном музее

– Я постоянно провожу встречи со зрителями. Например, завтра иду в школу – показывать свой документальный фильм. Причем, встречи там проводятся регулярно. Конечно же, школ много, и я одна не в состоянии их все охватить. Но если это получается, я с удовольствием встречаюсь с ребятами. Часто приглашают меня и в областную библиотеку имени Лермонтова, где есть отличный зрительный зал. Показываю свои фильмы. Например, о Лермонтове, Бурденко, Рамееве. Фильм о братьях Мозжухиных постоянно
демонстрируют в кондольском музее, о Радищеве – в его музее, который находится в Кузнецком районе, о Белинском – в районном музее Белинского района. Часто стараюсь публиковаться, слежу за памятными датами, – пишу и в центральную прессу, и в пензенскую. Я своеобразный полпред кинематографистов России в Пензенской области, в которой нет сегодня организации, занимающейся кинопрокатом. Ведь раньше работали и
управление кинофикации, и кинопрокат. Их в 90-е все просто развалили. А в Пензе сегодня нет ни одного государственного кинотеатра. Поэтому и наш фестиваль живёт, и его так ждут...
– Да, спасибо тебе, как Президенту кинофестиваля «Мужская роль» за такую редкую возможность увидеть серьезные отечественные фильмы! А я до сих пор с ностальгией вспоминаю те годы, когда к нам в Пензу приезжали и Леонид Куравлев, и Александра Яковлева-Аасмяэ, и Александр Васильев, и Виктор Мережко, и Анатолий Васильев, и Елена Соловей...Тогда подобные творческие встречи со зрителями были в Пензе регулярными.

– Да, потому что работали те самые организации, которые их и проводили.
– Это были 80-90-е годы...

В те самые 90-е годы в забытом ныне и уже несуществующем помещении областного киновидеопроката...
В те самые 90-е годы в забытом ныне и уже несуществующем помещении областного киновидеопроката...

– Да, и как раз к концу 90-х всё это окончательно и развалили. Я уверена, что страну нашу и начали разваливать именно через кинематограф. Мы ведь много говорим о патриотизме. И да, танцы – это патриотизм, музыка – тоже. Но много ли ребят занимаются танцами, много ли музыкой? А кино-то ведь смотрят все, и каждый день, и разные поколения. Это как раз тот воздух, которым мы дышим! А вторую половину 90-х мы всё отдали на откуп Голливуду. Сегодняшние «дети Голливуда» просто не понимают, что же такое патриотизм? У нас его просто отменили... Поэтому везде, на разных уровнях, я продолжаю говорить о том, что нам надо возрождать государственную систему кинопоказа. Но такие мощные силы внутри страны этому противостоят, что я не уверена в том, что нас услышат. Очевидно, что если до зрителей будет доходить то лучшее кино, которое сейчас снимается в стране, то у нас лет через 10 будет совсем другое общество. А сейчас-то дети и говорят уже, как американцы, - это ощущается и по интонации, и по их мышлению... Придя, например, в музей, вместо того, чтобы наслаждаться искусством, они начинают делать селфи. У нас сегодня просто сбиты, скажем так, моральные настройки российского человека.
– Полностью с этим согласен... Знаю, что ориентир твоей творческой работы как режиссёра-кинодокументалиста, – это именно патриотический рассказ о наших известных земляках...

Мемориальная доска на доме по улице Володарского в Пензе, где жил и работал писатель, кинодраматург, просто человек-легенда – Александр Сергеевич Васильев
Мемориальная доска на доме по улице Володарского в Пензе, где жил и работал писатель, кинодраматург, просто человек-легенда – Александр Сергеевич Васильев

– Да, всё началось с имени Александра Сергеевича Васильева, которого мы с тобой знали и общались с ним...А самые известные имена – это Всеволод Пудовкин, который первым в мировой кинематограф внёс элементы русской культуры (психологизм, гуманизм), став проводником русской культуры в кино. Далее – Александр Медведкин, человек, который придумал своё кино. Леонид Косматов – основоположник операторского мастерства в Советском Союзе. Разумеется, это и братья Мозжухины. Есть у меня картины и о Савицком, Горюшкине-Сорокопудове, Лентулове, Белинском, Радищеве, Лермонтове, – фильмы, некоторые из которых демонстрируют в качестве учебных во многих высших школах страны. И всех героев объединяет то, что они связаны с Пензенской областью. Это своеобразный социокультурный эксперимент: сколько в одном российском регионе выдающихся личностей. И когда меня спрашивают порой: когда же эти люди закончатся, я отвечаю – никогда.

На состоявшейся в январе в Пензе конференции областной организации Союза журналистов России, наряду с другими вопросами, обсуждалось и предложение члена этой организации, а также и руководителя...-6

Недавно выпустила фильм о русском актёре и кинорежиссёре Петре Чардынине, о котором во всех энциклопедиях указано, что место его рождения не установлено. Либо это Чердынь Пермского края, либо село Никольское Пензенской губернии, либо Симбирск Ульяновской области. Так вот, я нашла документы, которые утверждают, что родился он именно на пензенской земле.
– Таким образом, получается, что именно ты открыла его родину?
– Получается так. Во всяком случае, мы доказали, что он – наш. И если говорить о планах, то их множество. И к кому в этом году более ляжет душа, или будет юбилей... то буду подавать новые заявки на съемки очередной картины.

Сейчас завершаю работу над картиной о нашем земляке – Борисе Михайловиче Тенине. Это настоящая «глыба», просто уникальный человек, память о котором, увы, оказалась выброшенной вместе с тематикой ленинианы. Именно он ассоциируется с известным персонажем фильма «Человек с ружьем», другими идеологически направленными советскими фильмами. А ведь это был великий актер, который сыграл множество разноплановых ролей. Его можно смело назвать наследником таланта Ивана Мозжухина, ведь тот тоже был и клоуном, и трагиком, и драматическим актером, первым в мире актером-универсалом!

На посадке деревьев рядом с обновленным зданием музея братьев Мозжухиных в Кондоле осенью прошлого года – вместе с заместителем губернатора Пензенской области О.В. Яговым и юными школьниками, представителями "Движения Первых"
На посадке деревьев рядом с обновленным зданием музея братьев Мозжухиных в Кондоле осенью прошлого года – вместе с заместителем губернатора Пензенской области О.В. Яговым и юными школьниками, представителями "Движения Первых"

– Знаю, что нелегко приходится сегодня и с проведением ежегодного кинофестиваля «Мужская роль». Правительство ведь помогает в его проведении?
– Оно выделяет 370 тысяч, но для фестиваля международного уровня это очень мало. Этот статус обязывает приглашать двух членов жюри из-за границы,
включать в программу зарубежные фильмы, а это уже большие деньги... Но, тем не менее, в этом году мы провели фестиваль без приглашенных кинозвезд. И мне кажется, что он вовсе не был каким-то неполноценным, потому что и программа была достойная, и нас поддержали несколько крупнейших кинематографических иституций страны, благодаря которым собралась уникальная программа. Скажем, кинофестиваль «Россия» дал нам для показа ряд документальных фильмов. В этом году мы впервые показали и
мультфильмы, программу которых сформировали из фильмов фестиваля «Суздальфест». Госфильмофонд России бесплатно предоставил для показа фильм киностудии «Альбатрос» с Иваном Мозжухиным «Правосудие прежде всего». Был у нас в гостях и праправнук Ивана Мозжухина, кинематографисты разных профессий. Поэтому я считаю, что это был по-настоящему уникальный фестиваль, пусть и без звезд. Со звездой просто не сложилось: мы до последнего вели переговоры, но из-за отсутствия подходящего авиарейса в Санкт-Петербург, актер не успевал на репетицию и вынужден был отказаться
от поездки в Пензу.

Светлана Старостина на церемонии открытия XIV-го кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина в ноябре прошлого года
Светлана Старостина на церемонии открытия XIV-го кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина в ноябре прошлого года

– С какими чувствами будем смотреть в будущее?
– Что касается будущего нашего фестиваля, то отношение у меня к нему двоякое. С одной стороны, грустно, поскольку достойных денег как не было, так и нет. И спасибо даже тем скромным средствам, которые нам выделяют. Конечно, при современном уровне цен, они мизерные. Но, при этом, дают возможность удержать фестиваль «на плаву», сохранить его. С другой стороны, у меня остаются хорошие чувства, потому что я вижу, как любят фестиваль зрители. Не помню, кто сказал о реакции на тех, кто делает что-либо добровольно: «Первый раз люди удивляются, второй раз просят, а третий – просто требуют». Так вот, зрители от меня уже давно требуют фестиваль! При своей огромной занятости прибегают в последний момент на сеанс, садятся в зале и смотрят кино, потому что знают, что нигде его больше не увидят. Настоящее кино, которое мы имеем возможность показывать на нашем кинофестивале.

…Что ж, пора, наверное, подумать и о возрождении в Пензе своего полноценного киноклуба, в работе которого активную роль сыграют и представители СМИ. Впрочем, и не только, а все те, кому это интересно.

Уже в ближайший вторник, 6 февраля в 17 часов в пензенском объединенном литературном музее состоится творческая встреча со Светланой Старостиной под эгидой клуба творческих открытий «Меридиан». Приглашаем всех желающих!