Исламская республика Иран признает зороастризм официальной религией. И хотя с времен исламского завоевания Персии мусульмане пытаются его извести, все ещё не преуспели.
***
Кратко напомню. Зороастризм - дуалистическая религия, признающего благого творца всего сущего Ахура-Мазду и его оппонента, источник зла и разрушения бога Ангро-Манью. Человек выбирает, какому из этих двух путей следовать в жизни. Религия названа по имени ее пророка Заратуштры, которому в виде сияния явился Ахура-Мазда и велел проповедовать. Зародилась в среде кочевников-скотоводов 3500 лет назад и все еще существует, что накладывает на нее очень специфические черты: живут аскетично, сакрально то, что было важно для скотоводов. Священная книга - Авеста, в ней гимны, ритуалы и правила жизни.
***
Например, собака - хорошо, потому что охраняет скот. Есть версия, что в качестве ответной шпильки зороастрийцам их невзлюбили мусульмане.
***
Несмотря на то, что зороастрийцы известны как огнепоклонники, теологически это некорректно. Огонь - это символ божественного света, а вовсе не сущностно божественная ипостась. Также очень почитаются и остальные стихии. И их нельзя осквернять мертвой плотью, что вызывает проблемы с хранением ногтей и волос. И, конечно, с трупами.
***
Один из примечательных объектов Йезда - погребальные конструкции под названием Башни молчания. Они находятся за городом и представляют собой круглые кирпичные башни на вершинах холмов. К счастью, они снабжены поясняющими табличками, вводящими в курс дела.
***
Итак, когда зороастриец умирал, он становился проблемой для семьи, потому что начинал немедленно все собой осквернять. Башни молчания и сейчас-то за городом. А тогда они были на значительном расстоянии от поселения. Поэтому у каждой семьи был свой домик у Башен, где они могли бы отдохнуть и потусить. Не загородная дача, а примогильная. Там же жили специально обученные могильщики, несесалары. Древние хорошо понимали, что частая причина смерти - инфекции, и трупы тоже заразны, поэтому несчастные ребята жили у Башен на постоянном карантине. Только они могли касаться тел и осуществлять “Небесное погребение”.
***
Башня выглядит, как плоская крыша за стенами с колодцем в центре. Лестниц не было, чтобы не могли проникнуть люди и животные. Людям просто не положено все это видеть и знать, а животные могут растащить, что неодобряемо. Тела втаскивали через специальные дырки и оставляли на корм грифам - потому что грифы НЕ растаскивают, а обгладывают на месте. Потом кости собираются и бросаются в колодец, заливаются кислотой и известью, растворяются - ура, зороастриец экологично утилизирован.
***
Вся эта схема возникла из-за отношения со стихиями. Воды очень мало, она ценна, поэтому в воду труп не бросишь. Огонь священен. Если закопать, то из земли потом ничего не построишь, мало ли ты используешь дедушку или великого короля древности как стройматериал, ведь дома глинобитные: “Истлевшим Цезарем от стужи заделывают дом снаружи”.
***
Сейчас у зороастрийцев проблема. Кроме унификации обрядов и государственного вмешательства, резко упала популяция грифов. Они перестали справляться с телами, и поэтому сейчас хоронят во “временных могилах”, где тело, чтобы избежать контакта со стихиями, заливают в бетон. В остальном выглядит, как обычное кладбище. А Башни вот музейный объект. Лестницы пристроили, а колодцы для костей засыпали.
***
Знакомство с зороастрийской культурой мы продолжили в Храме огня. Он выглядит, как небольшое квадратное здание в саду, с колоннами и крыльцом-террасой. Внутри портрет Заратуштры и за стеклом кубок огня в буквальном смысле: в чаше горит костер. Люди смотрят на огонь и снимают его на видео.
***
Играют приятные гимны, по куар-коду на стене можно скачать и наслаждаться.
***
Больше в открытой части ничего нет. Предполагается еще некоторый зал собраний для верующих, но туда не пускают.
***
В павильоне в саду есть краткая выставка с ликбезом для необразованных. Там показаны фото с важных обрядов и показаны правильные виды сервировки столов по разным поводам. Вообще, складывается впечатление, что ритуальной еде и сервировке выделяется ключевая роль (хотя это не так). При этом еда крайне простая. Хлеб и фрукты в разных комбинациях. Небогато ритуально живут ребята.
***
Чтобы добить себя информацией, мы отправились еще и в Музей зороастризма. Он находится в подвальной части школы-интерната, построенного для зороастрийских сирот и детей из дальних деревень, кто не может возвращаться домой. С точки зрения экспозиции он очень странный. Там некое кое-что, имеющее отношение кое к чему. Но важно просто не попадать в ловушку ожиданий. Когда ты идешь в “музей зороастризма”, ты ждешь древние камни, персидских царей и клинописные заклятия. А это краеведческий музей _современной_ общины, собранный с миру по нитке. Там про уважаемых старост, крестьянский труд и фоточки со свадеб.
***
Повторяется инсталляция с праздничными столами, чтобы все точно поняли про ритуальную роль еды. Но ребята точно старались, особенно на доступном им уровне. По крайней мере, везде есть пояснения на английском. Чего только стоит зал с биографией Заратуштры по стенам.
***
Жрецы носят белое и маски, правда тряпичные. Это для того, чтобы во время церемонии случайно не чихнуть, не плюнуть, не сморкнуться или еще что-то такое не сделать в огонь. Не знаю, как им это удавалось, но раз носят, явно были поводы.
***
Так занимательно мы провели 31е декабря и проводили год.
***
На праздничный ужин мы зашли в кабак, в меню которого был салат Оливье. Это традиция. Я пробовал Оливье от Марокко до Иордании, везде он известен. Но это был самый странный. От советского рецепта в нем остались яйца, соленые огурцы и майонез. Картошка была представлена чипсами. Утешаю себя, что от оригинала это ещё дальше, и рябчика не моделирует ничто.
***
Я уже очень давно не праздновал Новый год в классическом европейском или русском стиле, со снегом и елкой. Мы забирались все дальше и дальше. Иордания, Марокко. Прошлый год вообще был в самолете в Сингапур. Но тут мы переплюнули себя. Мы отправились отмечать Новый год в страну, в которой свое летоисчисление и 1402 год, Новый год празднуют в марте и запрещен алкоголь. И еще часовой пояс смещен на 30 минут относительно всех других. То есть у всех был совершенно обычный вечер, и только мы тайно пытались сделать вид, как нам весело. Контркультура.
***
Тем не менее, мы вышли на крышу к дедушке, тихо включили с телефона “Happy new year” Аббы и выпили настойки с соком из термоса. На этом официальная часть закончилась.
***
Утром Анна уехала в Шираз, чтобы успеть посмотреть город до самолета в Москву, который у нее раньше, чем у нас. А мы пытались досмотреть Йезд. В частности, Людовь с Саней отправились в баню, а я попытался залезть на знаменитые крыши. Преуспел частично. По моей мысли, надо было найти заброшенный дом и вылезти через него. Я нашел таких множество. Но! Разрушенный дом чаще всего окружен такими же, и ты можешь уйти очень недалеко, прежде чем окажешься перед сплошным руинами. Я вышел на крышу нашего хостела - и там обнаружилась та же картина. Дедушка, конечно, рассказал, что дома вокруг очень старые, построены еще при Каджарах, им по 300 лет. Но оказывается, что за сплошными глинобитными стенами половины старого города просто нет, там руины.
***
Информант из первого отеля рассказал Сане и Анне, что водопроводная система работает в данном случае против города. Вода подмывает основания стен, сложенных из необоженной глины, дома складываются. И сейчас хозяева селят в них афганцев за 15-20 долларов в месяц, при условии, что те ремонтируют и следят за домом. Хочется, конечно, чтобы старый Йезд выжил.
***
Когда мы уезжали, на нас пошел дождь. В пустыне.