Давайте же определимся как узнать Науку из всего разнообразия вокруг нас.
Как же понять, что такое Наука? Может попробовать посмотреть определения Науки? Давайте посмотрим, что можно найти.
Определение Большой Советской Энциклопедии. Нау́ка – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Понятие Науки включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле – теоретическое отражение действительности.
Определение из Википедии. Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. Те гипотезы, которые описывают совокупность наблюдаемых фактов и не опровергаются экспериментами, признаются законами природы или общества.
Определение из Студопедии. Наука - это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Какова цель науки? Она состоит в исследовании закономерностей природы и общества. Полученные результаты используются для воздействия на окружающую среду для получения полезных благ. Каждое исследование имеет свой предмет. Цель науки – изучение феноменов для поиска ответов на поставленные вопросы. Проблемы, которые формулирует исследователь, определяются темой познания. Цели и задачи науки реализуются поэтапно. Исследование начинается со сбора фактов, их анализа и систематизации. Информация обобщается, раскрываются отдельные закономерности. Полученные результаты исследований позволяют выстроить логически упорядоченную систему знаний. На ее основе объясняются те или иные факты, предсказываются новые. Основная цель науки, таким образом, состоит в получении информации для описания существующей действительности, построения моделей перспективного ее развития.
Ну и как? Можете ли вы на основании этих определений отделить лженауку от научной науки? Мне почему-то хочется встав на плечи этих гигантов дать свое определение. Определение, которое будет очень просто описывать Науку, именно с точки зрения общества.
Наука – это упрощение действительности, с целью установления закономерностей в математической форме. Цель науки – обучение специалистов. Цель работы специалистов – применение науки на практике.
В определении заложено и непознаваемость мира, и описание мира с помощью математических моделей, и признак отличия науки от чего-либо (именно математическая модель), и этапность науки… Стоп, давайте по порядку, что же следует из такого определения.
Первое. Действительность на текущий момент времени не может быть познана полностью, а может только до степени, чуть превышающей степень нынешнего развития науки. История любой науки свидетельствует о том, что наука на первом этапе сильно упрощает, далее по мере развития становится ближе к реальности и при этом объем знаний все возрастает, далее происходит переход к новому качеству и степень упрощения уменьшается, объем знаний все растет и растет и наука начинает становиться прикладной. Уже начинают готовиться специалисты, которые не занимаются научной работой, а используют имеющиеся знания, при этом этих знаний достаточно, чтобы предсказывать поведение действительности с достаточной точностью. Ну к примеру, в давние-давние времена архитектора, построившего арку, при снятии опор ставили снизу, чтобы в случае разрушения не тратить время на отрубание головы. Вся история строительства и машиностроения – это история аварий и катастроф, но к нынешнему времени всё успокоилось, и инженеры допускают ошибки только по невнимательности или малообразованности, сам сопромат к катастрофам непричастен. Точно ли описывает сопромат действительность? Нет, конечно. Существуют коэффициенты незнания, называемые коэффициентами запаса прочности. Достаточна ли степень упрощения действительности для применения сопромата в жизни? Да, вполне достаточна, ракеты летают, дома стоят, все нормально. Но ученые работают, так как область непознанного бесконечна. В итоге, чем ближе к действительности стоит наука, тем больше знаний необходимо, соответственно все чаще встает вопрос: как уместить так много знаний в одной голове? Наука об этом умалчивает.
Второе. Действительность - это то с чем, как кажется нам, дилетантам, должна работать наука. Не с моделями, пусть даже математическими, а с реальностью. На самом же деле, Наука работает именно с математическими моделями и, при значительном расхождении действительности с моделями, Наука, скрипя, ругаясь и вздыхая начинает совершать очередной шаг приближаясь к действительности. И путь этот долог и бесконечен.
Третье. Научный метод познания действительности ограничен сам по себе. Он ограничен повторяемостью, однофакторностью и однопроцессностью, и, пожалуйста, дополните меня чем-нибудь еще. Повторяемость приводит к тому, что изучаются процессы со средними скоростями. Опыты длительностью, хотя бы 30 лет, их много? Как понять рассуждения о климате при длительности наблюдений в пару сотен лет? Климат -это когда говорят о тысячи лет или о двух тысячах. А когда говорят о повышении температуры в пределах одной сотни лет – это разговоры о погоде. А если добавить систему грантов с длительностью 5 лет? Однофакторность или однопроцессность научного метода познания, затрудняющие исследования сложных систем, вероятно, можно преодолеть или математическим образованием, или совместной деятельностью ученого и математика. Это чисто умозрительно, как это сделать на практике, кто его знает? Как изучать одновременно идущие взаимовлияющие многофакторные процессы? Пока есть много наук застрявших на начальном этапе развития сложных систем и движения нет. Здесь, как кажется, заканчивается классическая Наука и начинается Наука новая, Наука сложных и сверхсложных систем. На данный момент из классических научных методов наиболее эффективными показали наблюдение со статистикой и разбиение целого на части. Разбиение на части как упрощает понимание работы части, так и отдаляет от понимания работы системы в целом. Обрываю, так как рассказывать о научных методах и о сложных системах – это совсем другая статья.
Иллюстрацией к тезису о невозможности понимания сложных систем на данном этапе развития (а может и всегда) – это многочисленные фантастические романы и фильмы предсказания. После того, как все убедятся в достоверности предсказания, начинаются восхваления автора, как гения, поются «песни» о том, что он гениально предсказал… А автор сидит, слушает и, если он честен, обычно говорит, что он ничего не предсказывал, просто его герои, взятые из настоящего, продолжали жить как жили и их будущее он и описал. И все. То есть в искусстве нет фильтра между действительностью и познанием, в этом сила искусства, этим искусство сильнее Науки, хотя у искусства есть свои недостатки. Физики и Лирики – это разные способы наблюдения за Миром.
Именно здесь, как мне кажется, и содержится смысл Религии. Смысл религии и состоит в сосуществовании с чем-то сверхсложным, непознаваемым и непонятным. Соответственно путь к Богу – это путь познания непонятного и непознаваемого. Один из смыслов. Интересный пример – это этапы развития метеорологии, да и климатологии. Начиналось с призывом к Богам, а позже к Богу о смягчении условий существования. Просьбы о дожде в засуху, штиле в шторм ну и так далее. Постепенно все пришло к нынешнему состоянию, когда метеорологи могут вполне квалифицированно объяснить почему не сбылись их прогнозы. Но в рамках нынешнего понимания прогноз на несколько дней имеет уже достаточную точность. Мы можем не брать зонт, хотя шуточки про метеорологов до сих пор в ходу.
Четвертое. Закономерности в математической форме - это отличительная черта развитой Науки, ну хотя бы в качественном виде, с неизвестными коэффициентами и постоянными: даже немножечко, чайная ложечка – это уже хорошо. К примеру, ускорение пропорционально силе – это уже наука, а средняя зарплата по отрасли – это что-то другое.
Пятое, и самое главное. Главный тормоз в научном методе познания – это человек. Он не может не то что понять, он не может даже увидеть то, что выше его понимания. То есть многое, что происходит вокруг нас нам неизвестно. Это так называемые чудеса, случайности, брак, отклонения, то есть мы видим результаты неведомых нам процессов, но не видим самих процессов. Самое главное для ученого обозвать такой процесс каким-либо гадким словом и можно не изучать, к примеру изучение эффекта плацебо нет, и никто не собирается это делать. Изучение того, что находится вне нашего наблюдения, вне области наших чувств возможно только с помощью приборов и самое плохое то, что описание действительности микро и макромира, волн невидимых человеком и прочего, прочего идет не на основе наблюдений, а совсем даже наоборот, наблюдения проводятся на основе выдуманных научных моделей. К примеру, есть прекрасная наука Бионика – она находит в Природе всякие полезные штучки типа оболочечных конструкций, ультразвуковых радаров и пр. Так вот, в начале что-то люди придумывают самостоятельно, а уже потом это придуманное находят в природе, наоборот почему-то не получается.
Мораль сей басни. Наука — это много моделей похожих на реальность и не связанных друг с другом. С развитием Науки эти модельки растут и сливаются друг с другом, становятся сложнее и обширнее.