К этой экранизации я был настроен скептически задолго до ее выхода. Потому что первоначально ее должен был снимать режиссер «Волкодава». А тот, кто из «Волкодава» не смог сделать нечто смотрибельное – и из признанной классики не факт, что сможет!
Так что, конечно, было интересно посмотреть, на что потратили миллиард с лишним. Спойлер: Не на приобретение прав на одноименную с фильмом композицию Игоря Николаева!
Не думал, что буду сравнивать кино с мягко говоря неоднозначными новыми «Бременскими музыкантами»... Но и там, и там взяли и перекроили всемирно известную историю. То есть, в фильме подавляющее большинство сцен перекочевало из книги… Но многие из них показаны в другом порядке. Также и там, и там есть ужасающие компьютерные кошки, только в «Мастере и Маргарите» они (точнее он, Бегемот) смотрятся уместно.
Художественное решение намешать сцены из романа отчасти оправдывает завязка: На дворе, как и в книге, Москва 30-х годов. Теперь Мастер – автор пьесы про Иешуа Га-Ноцри, Пилата и прочих исторических личностей. Постановку с позором снимают из репертуара театра, Мастера выгоняют из союза писателей… Сложно не сопереживать автору, что написал что-то хорошее, а все вокруг говорят об обратном!
Но в его судьбу вмешиваются незнакомцы – загадочный ученый (прототип Воланда) и прекрасная Маргарита. Они оба вдохновляют его на написание романа, что нельзя опубликовать, но в котором – вся жизнь Мастера.
Тем временем, неприятности Мастера не заканчиваются – по доносу он попадает сначала в тюрьму, потом в психбольницу.
Но он не оставляет попытки дописать роман, который и есть, в общем-то «Мастер и Маргарита». И сцены откуда постоянно перемежаются с жизнью писателя. Впрочем, через некоторое время вымышленную реальность от действительности отличить не представляется возможным.
Главная моя претензия к фильму – всех второстепенных персонажей урезали и отодвинули. Впрочем, оно и понятно – задача перенести исходный роман в формат полного метра практически невыполнима (а пытались многие!).
Я скажу кощунственную вещь, но хотелось бы мне НЕ ЧИТАТЬ роман. Тогда я мог бы оценить фильм в отрыве от книги. А все, что произошло за кадром, я прекрасно знаю.
Под нож также попали многие культовые цитаты, но, если подумать, фраза «Протестую! Достоевский бессмертен!» сюжет фильма никак бы не продвинула, а хронометраж немаленький, два с половиной часа.
Воланд почему-то напомнил Кристофера Уокена в молодые годы. Типаж Мастера – усталый такой, благородный мужчина в самом расцвете сил – тоже вызывает симпатии. Маргарита, как уже отмечалось, прекрасна.
Ярких сцен хватает. Особенно запомнился эпизод с клоунами, будто наведавшихся из «Темного рыцаря» Нолана. Но в романе этот эпизод был задорным и хулиганским. Здесь же он – не без мрачности, как, в общем, и весь фильм. А книга не производила впечатление мрачности!
Во время просмотра не раз всплывало слово «антиутопия». Я отмахивался от него, как от назойливой мухи, но под конец вспомнил, что мне кино напоминает... «Бразилию» Терри Гиллиама! Те же безумные вечеринки, мрачная действительность, где герой чувствует себя чужим… А под конец он тоже галлюцинирует об объединении с возлюбленной, но на деле оканчивает дни в психбольнице.
Самый главный плюс – кино «Мастер и Маргарита» снято с масштабом, не кажется затянутым и постепенно цепляет все больше и больше. Последние 40 минут гораздо увлекательней, чем первые!
Спасибо за внимание! Будем рады любой вашей оценке или комментарию! Пожалуйста, подпишитесь на наш канал! Другие кинообзоры фантастики и фэнтези можно найти в отдельной рубрике.