Найти в Дзене

Петербург – родина подводного флота России!

Сегодня о том, как зародился российский подводный флот и где в Петербурге стоят памятники первым российским подводным лодкам. Потаенное судно - так называли первую российскую подлодку, которая должна была незаметно, под водой, подходить к кораблям противника и топить их. Изготовить лодку предложил в 1718 году Никонов Ефим, плотник из подмосковного села Покровское. Пётр-I проявил интерес к идее и обеспечил Никонова всем необходимым для работы. В 1721 году (по другим данным в 1720-м) на Неве у Галерного двора прошли первые испытания малой модели судна. Из трех погружений два были успешными, продолжение работ над судном одобрили. Испытание полноценного судна должно было пройти в декабре 1724 года, но еще при спуске на воду повредили дно. Испытания перенесли на следующий год. Но в дальнейшем все испытания оказались неудачными, изобретателю не хватало знаний физики. Проект закрыли в 1728 году. Подробнее о судне Никонова в статье: Следующая попытка была сделана при Николае I. Император полу
Оглавление

Сегодня о том, как зародился российский подводный флот и где в Петербурге стоят памятники первым российским подводным лодкам.

Потаенное судно

Потаенное судно - так называли первую российскую подлодку, которая должна была незаметно, под водой, подходить к кораблям противника и топить их.

Изготовить лодку предложил в 1718 году Никонов Ефим, плотник из подмосковного села Покровское. Пётр-I проявил интерес к идее и обеспечил Никонова всем необходимым для работы.

В 1721 году (по другим данным в 1720-м) на Неве у Галерного двора прошли первые испытания малой модели судна. Из трех погружений два были успешными, продолжение работ над судном одобрили.

Испытание полноценного судна должно было пройти в декабре 1724 года, но еще при спуске на воду повредили дно. Испытания перенесли на следующий год. Но в дальнейшем все испытания оказались неудачными, изобретателю не хватало знаний физики. Проект закрыли в 1728 году.

Подробнее о судне Никонова в статье:

Вторая попытка

Следующая попытка была сделана при Николае I. Император получил блестящее инженерное образование и проявлял интерес к проекту американца Роберта Фултона, который разработал проект подводной лодки еще в начале XIX-го столетия. Николай захотел создать в России собственное судно, ходящее под водой.

Идею Императора воплотил в жизнь Карл Андреевич Шильдер – генерал-адъютант, военный инженер и изобретатель. Шильдер, изучив зарубежный опыт, на основе проектов Дреббеля и Фултона создал свою подводную лодку. Испытания прошли в 1834 году. Субмарина имела небольшие размеры, не могла опуститься на большие глубины, но была хорошо вооружена минами и ракетами. Экипаж состоял из 10 человек, передвигалась лодка на педальной тяге.

С лодки Шильдера был осуществлен первый в истории пуск ракет из-под воды. Проект был признан удачным, однако военное ведомство не увидело в новом оружии перспективу и в 1841-м году выделать средства на строительство подводных лодок Шильдера прекратили.

Третья попытка

Александр II тоже проявлял интерес к инженерному делу, особенно, если речь шла о военных разработках. При нем вновь появляется интерес к субмаринам и в 1866-м в России появляется первая в мире подводная лодка реально применявшаяся на флоте.

Александровский еще увлекался фотографией. Фотографию своей подводной лодки изобретатель сделал сам.
Александровский еще увлекался фотографией. Фотографию своей подводной лодки изобретатель сделал сам.

Подводная лодка была построена на Балтийском заводе по проекту инженера и изобретателя Ивана Александровского. Лодка Александровского имела механический привод и носила принципиально новый тип вооружения – самодвижущуюся подводную мину, т.е. торпеду.

Лодка поступила в опытную эксплуатацию на флот и была причислена к минному отряду, несколько раз модернизировалась. В 1872 году, в ходе очередных глубоководных испытаний, лодка затонула.

Александровский поднял судно, обращался в Адмиралтейство с просьбой выделить средства на его восстановление, предлагал новые проекты подводных судов с энергетической установкой, но в Морском министерстве предложения Александровского даже не рассматривали.

Осознание

Несмотря на холодное отношение Морского министерства к подводным кораблям, инженеры продолжали работы над созданием подводных судов. Так, в 1878-м в Одессе прошла испытание субмарина, построенная Степаном Двежецким. Лодка приводилась в движение мускульной силой, поэтому, в открытое море выходить была не способна, но вполне могла служить для охраны крепостей.

В 1881 году на Серебряном озере в г. Гатчине (бывшая царская резиденция), в присутствии императора Александра III, Джевецкий маневрировал на своей усовершенствованной лодке под шлюпкой, где находились император с женой и показательно взорвал миной плот-мишень. Аппарат получил от Александра III высокую оценку.

Подводная лодка Двежецкого тип II
Подводная лодка Двежецкого тип II

Двежецкому удалось получить от морского министерства заказ на 50 подводных лодок для защиты прибрежных крепостей. Это было первое серийное производство подводных лодок.

Строили лодки на Невском заводе в Петербурге. 16 лодок этой серии служили на Балтике. Позднее Джевецкий сконструировал субмарины на гребных винтах и паровой тяге, а в 1885-м году создал лодку с электрическим двигателем.

Памятник первой российской серийной подводной лодке установлен в городе Гатчина недалеко от ж/д станции Гатчина-Балтийская по дороге к Гатчинскому Дворцу.

В начале ХХ века инженер И. Г. Бубнов предложил несколько различных проектов субмарин на моторном ходу. Лодки Бубнова приняли участие в Русско-Японской войне (их тайно перевезли по железнодорожным путям на Дальний Восток, а позднее – в Первой мировой войне на Балтийском море.

19 марта 1906 Николай II подписал указ выделение подводных сил Военно-морского флота в самостоятельный вид вооружений.

Молодой советской республике досталась Императорская подводная флотилия. Самая успешная серия Барс, разработанная Бубновым, прослужила до 1930-х годов. Это уже были большие лодки похожие на современные, но уже в 1927 году на воду спустили первую советскую подводную лодку тип Д (Декабрист), разработанную на Балтийском заводе в Ленинграде.

Сегодня подводные лодки производят не только в Петербурге, но родина подводного флота России по прежнему остаётся центром разработок новых судов: ведущие конструкторские бюро подводного кораблестроения ЦКБ МТ «Рубин» и Петербургское морское бюро машиностроения имени академика Н. Н. Исанина «Малахит» размещаются в Петербурге, построением и модификацией подводных лодок занимается старейшее судостроительное предприятие России «Адмиралтейские верфи».