Найти в Дзене

Памятник потаённому судну в Сестрорецке. Первая российская подводная лодка

Есть в городе Сестрорецк необычный памятник – деревянная бочка с веслами. Как вы уже догадались, это подводная лодка. Памятник может показаться шуточным, но это не так. В 1718 г. Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское обратился к Петру I с предложением разработать и испытать судно, которое могло бы незаметно подходить к кораблям противника и топить их. Пётр всегда проявлял интерес к морским новинкам, возможно, он слышал о работах голландца Корнелиуса Дреббеля, испытавшего подводное судно еще в 1620 г. Если тогда изобретение голландца недооценили, то теперь это могло стать грозным морским оружием. Петру затея пришлась по душе и Ефима Никонова обеспечили всем необходимым для разработки судна. В 1721 году (по другим данным в 1720-м) на Неве у Галерного двора прошли испытания модели потаенного судна «Морель» в присутствии Императора. Два погружения прошли удачно, а на третьем команду пришлось спасать, но это уже был успех, работы были продолжены. В декабре 1724 года на Неве

Есть в городе Сестрорецк необычный памятник – деревянная бочка с веслами. Как вы уже догадались, это подводная лодка. Памятник может показаться шуточным, но это не так.

Памятник-макет Потаённого судна в Сестрорецке. Первая подводная лодка
Памятник-макет Потаённого судна в Сестрорецке. Первая подводная лодка

В 1718 г. Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское обратился к Петру I с предложением разработать и испытать судно, которое могло бы незаметно подходить к кораблям противника и топить их.

Пётр всегда проявлял интерес к морским новинкам, возможно, он слышал о работах голландца Корнелиуса Дреббеля, испытавшего подводное судно еще в 1620 г. Если тогда изобретение голландца недооценили, то теперь это могло стать грозным морским оружием. Петру затея пришлась по душе и Ефима Никонова обеспечили всем необходимым для разработки судна.

В 1721 году (по другим данным в 1720-м) на Неве у Галерного двора прошли испытания модели потаенного судна «Морель» в присутствии Императора. Два погружения прошли удачно, а на третьем команду пришлось спасать, но это уже был успех, работы были продолжены.

-2

В декабре 1724 года на Неве должны были провести испытания полноценного судна. Но при спуске на воду повредили дно, субмарина дала течь. Повторные испытания перенесли на 1725 год.

В феврале 1725 года умирает покровитель изобретателя, но работы продолжились. Однако, конструкция Никонова так и не дала положительного результата ни при спуске в 1725 году, ни в 1727, ему не хватало знаний физики. Изобретателя обвинили в расточительности и в 1728 году работы над потаенным судном прекращаются. Никонова определяют (ссылают) на работу по специальности на верфи в Астрахань.

Несмотря на то, что проект «Морель» не был завершен, он показал, что плавать под водой возможно, но время еще не пришло. К разработкам субмарин в России вернуться через 100 лет.

Чертежей «потаённого судна полного корпуса» не сохранилось и вряд ли они были, ведь у изобретателя не было соответствующего образования. О величине судна и его форме современники судят по сохранившимся документам отпуска материалов на строительство. Опираясь на эти документы реконструкторы воссоздали корабль, предположительно, он имел удлинённую бочкообразную форму длиной в 6 м и шириной в 2 м.

Памятник-макет первому российскому подводному кораблю в Сестрорецке
Памятник-макет первому российскому подводному кораблю в Сестрорецке

Памятник-макет первому российскому подводному кораблю в натуральную величину установлен в 2009 году в городе Сестрорецк (Курортный район Санкт-Петербурга), в Сестрорецком сквере моряков-подводников на берегу озера Разлив.

Автором проекта является Кузницын Станислав Борисович, за основу взята реконструкция, созданная советским контр-адмиралом, кандидатом военно-морских наук Виктором Дыгало.