У некоторых композиторов есть те произведения, которые являются не только бесценными шедеврами, но и визитными карточками. Перечислить буквально всё практически невозможно, но вот одно из них... Например, проникновенный вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитора Евгения Доги. Эта великолепная композиция завоевала большую любовь аудитории, что её называют не только самым известным киновальсом, но и вальсом XX века. Все подробности пойдут далее в этой статье.
1978 год считается временем выхода картины Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». К тому моменту Евгений Дога уже был известным композитором, и он был отмечен почётным званием как Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР. Дога написал произведения в самых разных жанрах, тем более являлся успешным автором музыки к многочисленным кинолентам.
Евгений стал увлекаться композицией будучи студентом Кишинёвского Музыкального училища имени Штефана Няги, где он обучался с 1951 по 1955 годы по классу виолончели (хотя поначалу у него было полное отсутствие предварительной подготовки). Осенью 1957 года одарённый музыкант впервые представил широкой аудитории свои песни, и одной из первых исполнительниц его сочинений стала в то время начинающая певица Мария Биешу. Сразу после окончания учёбы Евгений вновь поступил в консерваторию, теперь на композиторское отделение. Но вскоре в жизни музыканта произошла непредвиденная беда – у него стала отниматься левая рука. Для молодого исполнителя, который работал в оркестре радио и телевидения Молдавии, это было большим несчастьем. Несмотря на такое испытание, Евгений устроился преподавателем в музыкальное училище и даже разработал учебник по теории музыки.
Помимо этого, в данный период Дога много сочинял, и его композиции в республике приобрели достаточную известность. Так, в 1967 году молдавский режиссёр Георге Водэ снял фильм «Нужен привратник». В качестве музыкального оформления постановщик обратился к Доге. Для Евгения это был дебют, впоследствии сыгравший значимую роль в жизни и начавший его карьеру кинокомпозитора. Практически сразу Дога стал востребован чуть ли не у каждого режиссёра. В год из-под его пера выходила музыка к 4-ём, 5-ти, а иногда и 6-ти фильмам. Большинство из них были сняты на киностудии «Молдова-фильм». Творческое сотрудничество с режиссёрами молдовской киностудии длилось до 1970 года.
Популярность Доги среди кинематографистов росла полным ходом. А начало 1970-х положило началу сотрудничества композитора с режиссёром Эмилем Лотяну. Первой их работой стал фильм «Лаутары» (1971). Он приобрёл международный успех, особенно в Италии. Там картина получила призы на кинофестивале в Сан-Себастьяне, Неаполе и Орвието. В 1976 году вышла кинокартина, завоевавшая большую популярность у зрителей – «Табор уходит в небо» (её посмотрели почти 65 млн. зрителей). Ещё через 2 года – фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Он стал всемирно известным не только из-за сюжета, который был создан по мотивам Антона Павловича Чехова «Драма на охоте», но еще и благодаря придуманному Догой романтическому вальсу и необычной истории его создания.
Для начала стоит отметить, что Эмиль Лотяну был из немногих режиссёров, кто работал над фильмами под фонограмму, т.е. музыка записывалась заранее. Так было и в этот раз. За полгода до съёмок Эмиль уведомил композитора, какая нужна музыка, однако особый акцент делал на свадебном вальсе. Поначалу Дога со всей ответственностью отнёсся к поступившему предложению и в библиотечных архивах настойчиво искал вальсы конца XIX века. Исследуя интонационные особенности танцев того времени, Евгений ничего интересного для себя не смог найти и, назвав всё найденное дребеденью, на время забыл о просьбе Лотяну. Не говоря ещё о том, что композитор был весьма загружен, поскольку в работе у него было ещё несколько фильмов.
В начале лета 1978 года вся съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» собралась в подмосковной усадьбе Валуево. Туда же был вызван оркестр и, соответственно, композитор, чью музыку коллектив должен был исполнять и записывать. Когда Лотяну зашел в гостиничный номер Доги, 1-ый вопрос был относительно вальса. Поняв, что музыки нет, он не на шутку разозлился. В ответ Евгений стал наигрывать один мотив за другим с эскизных нотных листков и музицировал до тех пор, пока Лотяну не сказал: «Это то, что надо». Затем, развив тему при помощи импровизации, композитор окончательно успокоил режиссёра. Наконец, около полуночи оставшись один, Дога засел за работу над произведением.
К утру вальс был готов и уже вечером исполнен оркестром. После 1-го проигрывания музыканты стали выражать свой восторг, стуча смычками по пультам. В свою очередь, участники съёмочной группы прослушивали произведение, восхищаясь тем, что такая очаровательная музыка могла быть придумана и написана за одну ночь.
Таким образом, после выхода фильма «Мой ласковый и нежный зверь» романтический вальс Евгения Доги сразу приобрёл такую популярность, что в музыкальных магазинах за пластинками с записью композиции выстраивались огромные очереди. Еще, что самое интересное – вальс Евгения Доги очень часто используют художественные гимнасты и фигуристы для своих номеров. Даже произошел случай, когда саундтрек звучал на открытии Олимпийских игр в Москве (1980) и в Сочи (2014).
Вальс пользуется невероятной популярностью. Эта очаровательная мелодия покоряет мировые концертные залы. Мы часто слышим её не только в теле- или радиопередачах, но и на балу и на улицах, особенно в исполнении самодеятельных музыкантов. А ещё многие молодожены выбирают эту мелодию в качестве 1-го свадебного вальса, так как он воспринимается как гимн безграничной и негаснущей любви...