Найти тему
Госправовед

Нужен ли Кодекс детства?

Вчера на встрече с доверенными лицами Президента России высказано мнение создать «кодекс детства», который объединит и выстроит в единую систему все законы, нормативные акты и «всё, что касается развития, становления, защиты, будущего наших детей».[1] Президент на это ответил:

«У нас всё, вся социальная политика вокруг детей, вся семейная политика вокруг детей. Это такая тонкая сфера, я даже боюсь до нее дотрагиваться, честно вам скажу… Нам, конечно, нельзя сходить с ума по поводу ювенальной юстиции, когда вмешиваются в дела семьи, лезут, беспощадно детей отнимают... Мы, конечно, по этому пути не пойдем». [2]

Выскажу своё мнение на этот счет. Считаю, что такой кодекс не нужен, и вот почему:

1. Такой кодекс уже есть, и называется он Семейный кодекс, есть и специальный закон. [3] Все наиболее важные нормы законодательства, касающиеся защиты детей, объединены в нём и увязаны в единую систему с нормами о защите семьи, материнства, отцовства и детства. Оторвать одно от другого, значит внести ещё большую сумятицу в законодательство. Нужно будет задаться простым вопросом, в случае написания детского кодекса, как кодекс будет важнее – детский или семейный? Никто не ответит на этот вопрос, потому, что в стране вообще нет закона о законах, никто не расставил законы по степени важности и силе. Вот и получится конкуренция кодексов, безумная скачка и сумятица важных и второстепенных законов.

2. Написать хороший «кодекс детства» не получится. Дело в том, что объем законодательства, уже написанного про детей, превосходит умственные способности не только активисток-ювенальщиц, но всех остальных юристов вместе взятых. Вдумайтесь только, вот вам свежие сведения о действующих нормативных актах, которые касаются детей:

Федеральное законодательство – 34 955 нормативных актов;

Региональное законодательство – 152 260;

Законодательство СССР – 6 742;

Решения высших судов – 33 632;

Международные договоры – 4 519 и мн. др.

Задайте себе вопрос, есть ли у нас хоть один специалист, активист или любой другой человек, кто взял бы, да и прочитал весь этот объем законодательной макулатуры. Ведь, если нет такого человека, то и некому писать кодекс. Хороший закон как поэма, её всегда пишет один поэт, знаю по своему опыту. Глупенькое представление о том, что лебедь, рак и щука смогут написать что-то единое, давным-давно разоблачено баснописцами. Никогда еще хороший закон не появлялся без автора. При таком обили разрозненного нормативного хлама, нет такого разработчика, который бы взял и единой волей всё кодифицировал. Межведомственные, региональные и местечковые противоречия, всякого рода схемы распилов и освоений социальных бюджетов, и просто разный интеллектуальный уровень разных начальств не позволят сформировать единый закон о детях.

3. Кодекс детства опасен в современных условиях тем, что в стране хаос мнений и самомнений по поводу детей и детства. Столкновение западных извращенных идей ювенального фашизма, гендерастии и торговли детьми, наши доморощенные феодально-клановые и новоявленные родоплеменные формы регулирования детства и юности. Всю эту разношерстную идеологию вывалят в кодекс. А главное, что объективно существующее господство капитала будет стремится узаконить детство, как новую нефть. Идеал капиталистов в отношении детей – это установка счётчика денег на каждом ребенке, чтобы получать плату за его дыхание, рост и любое проявление детскости. Не в этом ли мечта всех бизнесменов-законодавцев? Если им дать волю, они такого наворотят, что ни детям, ни их родителям, и даже бабушкам и дедушкам житья не будет от канцелярской круговерти и бюрократических ювенальных изысков, новых справок, удостоверений, цифровизации, очипления, дистанционного управления и т.п. Вы этого хотите? Ведь других писателей законов у нас для вас нет.

4. Что хотелось бы видеть в законе, так это простые и ясные в социальном государстве истины: жильё, питание, воспитание, образование для каждого ребёнка. Политическая борьба вокруг этих идей не прекращается веками, ни на секунду, на этом спекулируют и этим жонглируют все власти и политики. Рецепт, устраивающий всех, до сих пор не найден, но наиболее успешен опыт тех стран, где главное – это материальные условия детства:

ребенка нельзя лишать семьи, и государство обязано каленым железом охранять единство семьи. Примерный семьянин, вырастивший и воспитавший своих детей – вот какой нужен идеал лидера, начальника, работника. Бездетный, разведенный или распутный папаша, как и аморальная мамаша, не могут возводится обществом на пьедестал элиты, богемы и управителей детством. В правовом отношении они не вправе быть ни управленцами, ни назначенцами, ни выборными депутатами. Возродить общественные устои чести материнства и отцовства. Вернуться к истокам государственного почитания хранителей семьи – вот, в чём задача закона;

экономическая основа детства – это не помпезные речи знатных персон и экономистов – это простые вещи: рост числа здоровых и счастливых детей; количество и качество молочных кухонь, яселек, детских садов, школ, изостудий, кружков юнатов, юнкоров, драмкружков, детских технических станций, пионерлагерей, детских санаториев, поликлиник, больниц и здравниц, спортивных школ, техникумов училищ, вузов, а также клубов юнармейцев, суворовцев, нахимовцев… и всего того лучшего, что было в работе с детьми на просторах нашего Отечества. Экономика детства должна быть социальной. Стране не нужны инквизиционные собесы, главным занятием которых является предоставление услуг по отказу детишкам в копеечных льготах на том основании, что они не представили нужных бюрократических справок. Современные информационные возможности страны вполне позволяют учесть материальное состояние каждого ребеночка и обеспечить всем им достойную финансовую, материальную, техническую и др. помощь;

социальное государство обязано задуматься, что означает это слово «социальное» применительно к детству, юности и старости, поскольку все эти чисто юридические понятия капитально связаны между собой.

_______________________________

[1]. Российские законы о защите несовершеннолетних предложили объединить в Кодекс детства // ТАСС. 2024. 31 января.

[2]. Путин: Россия не пойдет по пути беспощадной ювенальной юстиции // НТВ. 2024. 31 января.

[3]. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ. 1998. № 31. Ст. 3802.