Рядом с усадебным домом в Новознаменке в середине XIX века был возведен небольшой особняк в готическом стиле. Сегодня этот особняк славится не только своей архитектурой, но и репутацией одного из самых загадочных мест города.
История этого места уходит корнями в эпоху Петра I. Именно тогда, на 18-й версте Петергофской дороги, находилась усадьба, принадлежавшая сподвижникам Петра I - братьям П.М. и А.М. Апраксиным. В начале 1750-х гг. усадьбу приобрел граф М.И. Воронцов, построивший здесь большую загородную резиденцию.
В 1829 году усадьбу купил Петр Васильевич Мятлев. При нем напротив главного усадебного дома был построен этот особняк.
Петр Васильевич Мятлев – поэт, государственный деятель, мистик и оккультист. Сын адмирала, в пятилетнем возрасте ставший сержантом, получил прекрасное образование и имел необходимые связи.
При правлении Екатерины II он играл важную роль в обществе. Он был сенатором, статским советником, главой Государственного ассигнационного банка и, кроме того, заключил выгодный брак с урожденной Салтыковой, которая получила значительное наследство.
Они приобретали недвижимость: дворец на Галерной улице, особняк Мятлева на Исаакиевской площади, усадьбы Знаменка в парке Александрии и Новознаменка на Петергофском шоссе. Все это делалось с большим размахом, роскошью и вкусом. Однажды даже была приобретена целая художественная галерея в Риме ради одной-единственной картины — Мадонны Рафаэля, однако выяснилось, что это была подделка.
Мятлев пользовался большим уважением императора Павла I, при котором был членом Комитета по погашению государственных долгов. После убийства Павла I он поспешил уйти в отставку. Александр I не испытывал к Мятлеву особой симпатии, упомянув его в числе придворных времен Екатерины II, которых он не хотел бы видеть даже в качестве своих лакеев.
Сенатор увлекался коллекционированием книг и произведений искусства, и его обширное собрание требовало отдельной просторной библиотеки.
В общей сложности на двух этажах Готического дома располагались пятнадцать комнат, в них разместили огромную библиотеку - восемнадцать тысяч томов. В его собрание были книги по черной магии и оккультизму. Личным библиотекарем у Мятлева служил Цани де Ферранти.
В главном зале особняка проводились собрания. Он украшен нарядным лепным карнизом, двумя оригинальными угловыми изразцовыми печами и старинным паркетом, перевезенным из зала усадебного дома.
Помещения, за исключением зала на втором этаже, не имели художественного оформления. В настоящее время не удалось обнаружить других сведений о первоначальном виде здания.
Доподлинно неизвестно проводил ли Мятлев какие-то мистические опыты в своем Готическом доме. Но особняк быстро оброс слухами о привидениях, и они были настолько убедительными, что наследники Мятлева не особо хотели им владеть.
Постепенно и самому хозяину стали приписывать безумие. Даже Юрий Долгорукий как-то отметил это в своем письме. Но в этом ему веры нет, поскольку у них были конфликты.
После смерти Мятлева в 1833 году его наследникам пришлось продать Готический особняк за рекордно низкую цену. Слухи о привидениях и мистических опытах способствовали снижению стоимости.
В 1888 году усадьба была приобретена попечительством императрицы Марии Федоровны о слепых у В.И. Мятлевой, а в 1892 году была преобразована в больницу-колонию для душевнобольных.
Репутация новой психологической больницы была не из лучших. Ходили слухи, что за деньги в нее можно поместить совершенно здорового человека, из которого сделают душевнобольного. Состоятельные граждане могли отправить туда неугодного родственника. Говорили, что на пациентах ставили опыты, и часто больные погибали.
Тогда слухов о призраках Готического дома прибавилось - в доме поселились призраки сумасшедших. Они пугали врачей, которые брали деньги с родственников покойных. А когда больница закрылась, призраки “переключились” на обычных прохожих.
После 1917 года больница была закрыта, а в здание разместили исправительно-трудовую колонию для подростков. Удивительно, но по рассказам, призраки новых жильцов не донимали.
Во время Великой Отечественной войны здание было разграблено немцами, а после его сожгли. Благодаря усилиям неравнодушных граждан, здание было восстановлено практически из пепла. Но и после говорили, что в окнах дома часто мелькали тени.
Сейчас здание восстановили, но к сожалению, былые интерьеры не вернуть.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: