Найти в Дзене
Fon Kraft

Самолёт, который может летать 100 лет | Обзор новинки от "Звезды" с дополнениями от "Я-Моделиста" в масштабе 1/144 : ТУ-95МС

Оглавление

С самого начала история создания этого лайнера была соткана из сплошных противоречий и будет справедливо отметить, что основы для создания этого самолёта были заложены, практически, сразу после окончания Второй Мировой войны. Вот уж не знаю, с чьей подачи вчерашние союзники враз стали заклятыми врагами, но только в начале 50-ых годов на аэродромах дальней авиации началось негласное "бодание" американских "летающих крепостей" В-29 и не менее летающих советских мастодонтов, например, Пе-8.

Однако ж Корейская война расставила все точки над "i" и показала, что эра поршневых авиадвигателей стремительно движется к закату и пора бы придумывать-проектировать что-то новое.

"Чем-то новым" стало детище советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева - реактивный стратегический бомбардировщик М-4.

Полёт советского стратегического бомбардировщика М-4 (авиаконструктор - В. М. Мясищев)
Полёт советского стратегического бомбардировщика М-4 (авиаконструктор - В. М. Мясищев)

Разумеется, вся документация была передана в Кремль, после чего Иосиф Виссарионович вызвал к себе Туполева (авиаконструктор).

В те времена турбореактивные двигатели не отличались высокой топливной экономичностью, о чём Андрей Николаевич доложил Сталину. Мол, уважаемый Генералиссимус, но такой межконтинентальный бомбардировщик вместо бомбовой нагрузки будет возить с собой топливо для перелёта. В общем, в чём-то он был прав. Но у Сталина были другие приоритеты, да и другой взгляд на складывающуюся ситуацию. Поэтому он ответил Туполеву: «Странно. А вот другой наш конструктор докладывает, что это возможно, и берётся решить задачу…».

В общем, Туполев убыл к себе анализировать услышанное, а Генералиссимус СССР вызвал к себе Главнокомандующего ВВС СССР и приказал немедленно подготовить тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку межконтинентального реактивного бомбардировщика. В основу ТТЗ были положены технические предложения авиакоснтруктора В.М. Мясищева.

Спустя какое-то время Андрей Николаевич [Туполев] вновь был приглашён в Кремль, где, ознакомившись с техзаданием ответил категорическим отказом на его разработку.

«Я никогда не буду делать такой самолёт потому, что флаттер больших стреловидных крыльев совершенно не изучен, и на околозвуковых скоростях его преодолеть невозможно!»

Оказывается, длинные стреловидные крылья на то время были мало изучены. Точнее, не сами крылья, а их поведение в полёте. В определённых режимах возникала вибрация крыла самолёта, которая не только не затухала самопроизвольно, но и наращивала амплитуду и частоту, приводя к разрушению всего самолёта. Причём это происходило настолько стремительно, что пилот просто не успевал вмешиваться в ситуацию - через несколько секунд от возникновения флаттера происходило разрушение воздушного судна.

Флаттер воздушного судна. При возникновении подобной ситуации пилот просто не успевал вмешаться в процесс.
Флаттер воздушного судна. При возникновении подобной ситуации пилот просто не успевал вмешаться в процесс.

«Я никогда не буду делать такой самолёт потому, что флаттер больших стреловидных крыльев совершенно не изучен, и на околозвуковых скоростях его преодолеть невозможно!» - категорично заявил Туполев.

На что Сталин раздражённо сказал: «Не получится - поможем, не хотите - заставим!»…

Словом, прародитель ТУ-95 рождался в категорических спорах.

Следующим противоречивым моментом был двигатель. Первый прототип самолёта под шифром "95-1" предполагал установку четырёх турбовинтовых силовых агрегатов. Причём, каждый такой агрегат представлял собой спарку двух турбовинтовых двигателей малой мощности, соединяемых через планетарных редуктор и подающие крутящий момент на общий воздушный винт. То есть получалось, что двигатель оснащён четырьмя винтами, но восемью турбовинтовыми двигателями.

Эскиз турбовинтвого двигателя, предполагаемого к установке на будущий советский бомбардировщик ТУ-95
Эскиз турбовинтвого двигателя, предполагаемого к установке на будущий советский бомбардировщик ТУ-95

Признаться, меня всегда занимал вопрос: почему на ТУ-95 - два соосных пропеллера, вращающихся в противоположные стороны? Если с вертолётом всё понятно - надо уравновешивать вращающие моменты, то о каких моментах может идти речь на самолёте?

Всё оказалось совсем иначе: двигатель выдавал просто чудовищную мощность на валу воздушного винта и чтобы превратить её в поступательное движение лайнера (читай -в производительность пропеллера), пришлось бы городить тяговый винт диаметром более 7 метров! Представьте себе такого монстра.

Поэтому была предложена концепция соосного воздушного винта противоположного вращения.

Но если восемь двигателей предполагались в качестве временной меры, пока не был бы готов двигатель ТВ-12, то вот конструктив соосных винтов закладывался как единственно возможный.

Турбовинтовой авиационный двигатель НК-12 (ТВ-2, ТВ-12) в экспозиции музея.
Турбовинтовой авиационный двигатель НК-12 (ТВ-2, ТВ-12) в экспозиции музея.

Забегая вперёд отмечу, что советские учёные и авиаконструкторы смогли-таки обуздать эффект флаттера и выполнили это весьма необычным способом: разместив турбовинтовые двигатели в вынесенных вперёд мотогондолах. Таким образом каждый из трёхтонных двигателей является своеобразным демпфером, не позволяющим возникать этому паразитному явлению.

Ну, а уж после серийного выпуска и принятие на вооружение СССР этот авиалайнер наделал шороху в стане врагов!

Во-первых, он оказался способен преодолевать до 15 000 километров. А с дозаправками - и свыше 40 тысяч. Кроме того, боезапас (а нёс он ракетное вооружение) оказывался внутри этого летающего монстра. и попробуй разгляди в биноклю (а хоть бы и с радарами): просто так самолёт вылетел на тренировочный полёт, или ушёл заряженный по полной программе с ядерным арсеналом на борту?

Кстати, предлагаю вам видео этого красавца: от запуска двигателей до взлёта и уборки шасси. Этот звук винтов ни с чем не сравним и ни с чем не спутать!

Пожалуй, стоит отметить преждевременную радость отдельных "всепропальщиков", записывающих "Медведя" (наименование ТУ-95 по классификации НАТО) в устаревшее и никчемное оружие. Вот, что об этом пишут сами американцы:

National Interest (американский журнал о международных отношения) отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», так как фактически от подобного самолёта ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным его оружием являются новейшие крылатые ракеты - такие как X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО.

К слову, в самом конструкторском бюро имени А.Н. Туполева уверяют, что сама конструкция лайнера себя ещё далеко не исчерпала, и ракетоносец смело может эксплуатироваться аж до 2040-го года. Если вспомнить, что о создании такого самолёта заговорили в конце 40-ых годов прошлого века, вот и получается, что ТУ-95 способен продержаться в воздухе 100 лет. А, может, даже и больше!

Ну, а теперь давайте о моделизме.

Новинка от "Звезды" с дополнениями от "Я-Моделист"

Не так давно - 27 декабря 2023 года - компания "Звезда" анонсировала старт продаж совсем нового набора - прям-таки, свежак свежачный: с самой грядки - набор для стендового моделизма российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца ТУ-95МС в масштабе 1/144!

Коробка с набором для постройки модели российского турбовинтового бомбардировщика-ракетоносца ТУ-95МС в масштабе 1/144 от компании "Звезда" (С) фото из личного архива автора, 2024 год
Коробка с набором для постройки модели российского турбовинтового бомбардировщика-ракетоносца ТУ-95МС в масштабе 1/144 от компании "Звезда" (С) фото из личного архива автора, 2024 год
Сборные модели 7038 Российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС Звезда 1/144 — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

Если честно, то моему возмущению не было предела: я ж ждал анонса и фотографий литниковых решёток, чтобы спокойно их рассмотреть, обдумать и сделать выводы о будущей модели. Но "Звезда" обошла всех блоггеров на виражах, и запустила набор в продажу без подобных анонсов.

И тогда мне на помощь пришли читатели и подписчики канала: организовавшись в "Тайное сообщество" они приобрели набор с дополнениями от магазина "Я-Моделист" и прислали мне для рассмотрения и написания обзора. Приятно, конечно. Очень. Хотя я категорически отнекивался до последнего. Но что ж теперь "морду лица" воротить? Теперь надо описывать увиденное.

Внутри тоже всё хрестоматийно: три набора литниковых решёток, упакованных в запаянные пакеты. Так что потерять какую-либо деталь будет сложно.

А вот что касается качества изготовления, то смотрите сами - специально делал очень подробные снимки:

Но что меня поразило больше всего... нет, это не деталировка и не тщательность проработки деталей (об этом, кстати, чуть дальше); и даже не качество расшивки на этой модели. Больше всего меня впечатлил аромат (!) модели. Это такое характерное амбре, которое я не встречал у других наборов. Это, как ванильный аромат у свежей выпечки; как харакетрный "книжный" запах у свежекупленной книги в букинистическом магазине. Вот точно такой же (только свой) запах сопровождал меня всё время, пока я рассматривал набор. Возможно, я не придавал раньше внимания, но, например, у ARK-Models'a модели в коробках не пахнут вообще никак.

Но, повторюсь, аромат очень приятный, хотя и достаточно резкий и специфический. Словом, аллергию он не вызовет, но вдыхать его... мне понравилось )

И, отмечу, на деталях практически нигде нет облоя. Видимо, компания "Звезда" очень плотно и плодотворно потрудилась и над технологией получения отливок, и над качеством пресс-форм. Кто там говорил, что наши ничего не могут? Да нет же! Очень даже могут. И вот этот набор - тому подтверждение.

Что же до инструкций по сборке и окраски готовой модели, то тут тоже всё без нареканий: и инструкция подробная, и схема окраски (в цвете) вынесена на отдельные листы. Логично, конечно же: ведь это разные этапы строительства модели:

Сборная модель ту-95мс — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

Дополнения от Я-Моделист'а

Ну, и, конечно же, было бы интересно рассмотреть и понять: чем же отличаются стандартные наборы, от наборов, которые апгрейдит (дополняет) компания "Я-Моделист"? Что же, сейчас покажу, и вам сразу многое станет понятно.

Разумеется, не обошлось без подставки для модели. А сборка потребует заложить 10-граммовый грузик в носовую часть самолёта, чтобы в собранном виде он не заваливался на хвост.

Пока я рассматривал набор, то оценивал его именно с точки зрения интересности и популярности у моделистов разной степени опытности. И вот, что у меня получилось:

> набор вполне подойдёт моделистам с небольшим опытом постройки, так как содержит весь комплект деталей, а инструкция по сборке весьма подробна. Набор не изобилует сложными штуковинами, и вполне по силам мальчишкам и девчонкам, способным держат надфиль ровно;

> набор подойдёт и тем, кто не имеет аэрографа, но в ладах с аэрозольными баллончиками: заклеить скотчем иллюминаторы да задуть планер серебристым алюминием из аэрозоли - это по силам моделистам средней руки;

> со всеми кунштюками и схемой покраски, с аэрографами и дотошностью опытных моделистов, этот набор способен по праву вызвать уважение у авиаторов с чемоданами опыта. Уверен, что очень скоро мы увидим такие модели на региональных выставках модельного мастерства.

Тестовая сборка ракетоносца ТУ-95МС.
Тестовая сборка ракетоносца ТУ-95МС.

Что же до общих впечатлений от прототипа, то, уверен, "Медведь" по праву наводит ужас на наших европейских и заокеанских не-партнёров. Впрочем, мы и не золотые червонцы, чтобы всем нравиться.

Вот, в общем-то, и весь рассказ. Надеюсь, публикация оказалась полезной и приоткрыла некоторые тайны новинки от "Звезды"?

Ну, а для тех из нас, кому интересно чуть больше о Ту-95 - дополню небольшой видеоролик о взрыве Царь-Бомбы. Именно ТУ-95 (модернизированный вариант) доставил водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн в тротиловом эквиваленте к месту взрыва. И вот, как это выглядело:

Ваш Fon-Kraft (С), 2024 год

Вы уже видели витрину "Миры фон Крафта" ? (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести сборную модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно)