С самого начала история создания этого лайнера была соткана из сплошных противоречий и будет справедливо отметить, что основы для создания этого самолёта были заложены, практически, сразу после окончания Второй Мировой войны. Вот уж не знаю, с чьей подачи вчерашние союзники враз стали заклятыми врагами, но только в начале 50-ых годов на аэродромах дальней авиации началось негласное "бодание" американских "летающих крепостей" В-29 и не менее летающих советских мастодонтов, например, Пе-8.
Однако ж Корейская война расставила все точки над "i" и показала, что эра поршневых авиадвигателей стремительно движется к закату и пора бы придумывать-проектировать что-то новое.
"Чем-то новым" стало детище советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева - реактивный стратегический бомбардировщик М-4.
Разумеется, вся документация была передана в Кремль, после чего Иосиф Виссарионович вызвал к себе Туполева (авиаконструктор).
В те времена турбореактивные двигатели не отличались высокой топливной экономичностью, о чём Андрей Николаевич доложил Сталину. Мол, уважаемый Генералиссимус, но такой межконтинентальный бомбардировщик вместо бомбовой нагрузки будет возить с собой топливо для перелёта. В общем, в чём-то он был прав. Но у Сталина были другие приоритеты, да и другой взгляд на складывающуюся ситуацию. Поэтому он ответил Туполеву: «Странно. А вот другой наш конструктор докладывает, что это возможно, и берётся решить задачу…».
В общем, Туполев убыл к себе анализировать услышанное, а Генералиссимус СССР вызвал к себе Главнокомандующего ВВС СССР и приказал немедленно подготовить тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку межконтинентального реактивного бомбардировщика. В основу ТТЗ были положены технические предложения авиакоснтруктора В.М. Мясищева.
Спустя какое-то время Андрей Николаевич [Туполев] вновь был приглашён в Кремль, где, ознакомившись с техзаданием ответил категорическим отказом на его разработку.
«Я никогда не буду делать такой самолёт потому, что флаттер больших стреловидных крыльев совершенно не изучен, и на околозвуковых скоростях его преодолеть невозможно!»
Оказывается, длинные стреловидные крылья на то время были мало изучены. Точнее, не сами крылья, а их поведение в полёте. В определённых режимах возникала вибрация крыла самолёта, которая не только не затухала самопроизвольно, но и наращивала амплитуду и частоту, приводя к разрушению всего самолёта. Причём это происходило настолько стремительно, что пилот просто не успевал вмешиваться в ситуацию - через несколько секунд от возникновения флаттера происходило разрушение воздушного судна.
«Я никогда не буду делать такой самолёт потому, что флаттер больших стреловидных крыльев совершенно не изучен, и на околозвуковых скоростях его преодолеть невозможно!» - категорично заявил Туполев.
На что Сталин раздражённо сказал: «Не получится - поможем, не хотите - заставим!»…
Словом, прародитель ТУ-95 рождался в категорических спорах.
Следующим противоречивым моментом был двигатель. Первый прототип самолёта под шифром "95-1" предполагал установку четырёх турбовинтовых силовых агрегатов. Причём, каждый такой агрегат представлял собой спарку двух турбовинтовых двигателей малой мощности, соединяемых через планетарных редуктор и подающие крутящий момент на общий воздушный винт. То есть получалось, что двигатель оснащён четырьмя винтами, но восемью турбовинтовыми двигателями.
Признаться, меня всегда занимал вопрос: почему на ТУ-95 - два соосных пропеллера, вращающихся в противоположные стороны? Если с вертолётом всё понятно - надо уравновешивать вращающие моменты, то о каких моментах может идти речь на самолёте?
Всё оказалось совсем иначе: двигатель выдавал просто чудовищную мощность на валу воздушного винта и чтобы превратить её в поступательное движение лайнера (читай -в производительность пропеллера), пришлось бы городить тяговый винт диаметром более 7 метров! Представьте себе такого монстра.
Поэтому была предложена концепция соосного воздушного винта противоположного вращения.
Но если восемь двигателей предполагались в качестве временной меры, пока не был бы готов двигатель ТВ-12, то вот конструктив соосных винтов закладывался как единственно возможный.
Забегая вперёд отмечу, что советские учёные и авиаконструкторы смогли-таки обуздать эффект флаттера и выполнили это весьма необычным способом: разместив турбовинтовые двигатели в вынесенных вперёд мотогондолах. Таким образом каждый из трёхтонных двигателей является своеобразным демпфером, не позволяющим возникать этому паразитному явлению.
Ну, а уж после серийного выпуска и принятие на вооружение СССР этот авиалайнер наделал шороху в стане врагов!
Во-первых, он оказался способен преодолевать до 15 000 километров. А с дозаправками - и свыше 40 тысяч. Кроме того, боезапас (а нёс он ракетное вооружение) оказывался внутри этого летающего монстра. и попробуй разгляди в биноклю (а хоть бы и с радарами): просто так самолёт вылетел на тренировочный полёт, или ушёл заряженный по полной программе с ядерным арсеналом на борту?
Кстати, предлагаю вам видео этого красавца: от запуска двигателей до взлёта и уборки шасси. Этот звук винтов ни с чем не сравним и ни с чем не спутать!
Пожалуй, стоит отметить преждевременную радость отдельных "всепропальщиков", записывающих "Медведя" (наименование ТУ-95 по классификации НАТО) в устаревшее и никчемное оружие. Вот, что об этом пишут сами американцы:
National Interest (американский журнал о международных отношения) отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», так как фактически от подобного самолёта ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным его оружием являются новейшие крылатые ракеты - такие как X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО.
К слову, в самом конструкторском бюро имени А.Н. Туполева уверяют, что сама конструкция лайнера себя ещё далеко не исчерпала, и ракетоносец смело может эксплуатироваться аж до 2040-го года. Если вспомнить, что о создании такого самолёта заговорили в конце 40-ых годов прошлого века, вот и получается, что ТУ-95 способен продержаться в воздухе 100 лет. А, может, даже и больше!
Ну, а теперь давайте о моделизме.
Новинка от "Звезды" с дополнениями от "Я-Моделист"
Не так давно - 27 декабря 2023 года - компания "Звезда" анонсировала старт продаж совсем нового набора - прям-таки, свежак свежачный: с самой грядки - набор для стендового моделизма российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца ТУ-95МС в масштабе 1/144!
Если честно, то моему возмущению не было предела: я ж ждал анонса и фотографий литниковых решёток, чтобы спокойно их рассмотреть, обдумать и сделать выводы о будущей модели. Но "Звезда" обошла всех блоггеров на виражах, и запустила набор в продажу без подобных анонсов.
И тогда мне на помощь пришли читатели и подписчики канала: организовавшись в "Тайное сообщество" они приобрели набор с дополнениями от магазина "Я-Моделист" и прислали мне для рассмотрения и написания обзора. Приятно, конечно. Очень. Хотя я категорически отнекивался до последнего. Но что ж теперь "морду лица" воротить? Теперь надо описывать увиденное.
Внутри тоже всё хрестоматийно: три набора литниковых решёток, упакованных в запаянные пакеты. Так что потерять какую-либо деталь будет сложно.
А вот что касается качества изготовления, то смотрите сами - специально делал очень подробные снимки:
Но что меня поразило больше всего... нет, это не деталировка и не тщательность проработки деталей (об этом, кстати, чуть дальше); и даже не качество расшивки на этой модели. Больше всего меня впечатлил аромат (!) модели. Это такое характерное амбре, которое я не встречал у других наборов. Это, как ванильный аромат у свежей выпечки; как харакетрный "книжный" запах у свежекупленной книги в букинистическом магазине. Вот точно такой же (только свой) запах сопровождал меня всё время, пока я рассматривал набор. Возможно, я не придавал раньше внимания, но, например, у ARK-Models'a модели в коробках не пахнут вообще никак.
Но, повторюсь, аромат очень приятный, хотя и достаточно резкий и специфический. Словом, аллергию он не вызовет, но вдыхать его... мне понравилось )
И, отмечу, на деталях практически нигде нет облоя. Видимо, компания "Звезда" очень плотно и плодотворно потрудилась и над технологией получения отливок, и над качеством пресс-форм. Кто там говорил, что наши ничего не могут? Да нет же! Очень даже могут. И вот этот набор - тому подтверждение.
Что же до инструкций по сборке и окраски готовой модели, то тут тоже всё без нареканий: и инструкция подробная, и схема окраски (в цвете) вынесена на отдельные листы. Логично, конечно же: ведь это разные этапы строительства модели:
Дополнения от Я-Моделист'а
Ну, и, конечно же, было бы интересно рассмотреть и понять: чем же отличаются стандартные наборы, от наборов, которые апгрейдит (дополняет) компания "Я-Моделист"? Что же, сейчас покажу, и вам сразу многое станет понятно.
Разумеется, не обошлось без подставки для модели. А сборка потребует заложить 10-граммовый грузик в носовую часть самолёта, чтобы в собранном виде он не заваливался на хвост.
Пока я рассматривал набор, то оценивал его именно с точки зрения интересности и популярности у моделистов разной степени опытности. И вот, что у меня получилось:
> набор вполне подойдёт моделистам с небольшим опытом постройки, так как содержит весь комплект деталей, а инструкция по сборке весьма подробна. Набор не изобилует сложными штуковинами, и вполне по силам мальчишкам и девчонкам, способным держат надфиль ровно;
> набор подойдёт и тем, кто не имеет аэрографа, но в ладах с аэрозольными баллончиками: заклеить скотчем иллюминаторы да задуть планер серебристым алюминием из аэрозоли - это по силам моделистам средней руки;
> со всеми кунштюками и схемой покраски, с аэрографами и дотошностью опытных моделистов, этот набор способен по праву вызвать уважение у авиаторов с чемоданами опыта. Уверен, что очень скоро мы увидим такие модели на региональных выставках модельного мастерства.
Что же до общих впечатлений от прототипа, то, уверен, "Медведь" по праву наводит ужас на наших европейских и заокеанских не-партнёров. Впрочем, мы и не золотые червонцы, чтобы всем нравиться.
Вот, в общем-то, и весь рассказ. Надеюсь, публикация оказалась полезной и приоткрыла некоторые тайны новинки от "Звезды"?
Ну, а для тех из нас, кому интересно чуть больше о Ту-95 - дополню небольшой видеоролик о взрыве Царь-Бомбы. Именно ТУ-95 (модернизированный вариант) доставил водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн в тротиловом эквиваленте к месту взрыва. И вот, как это выглядело:
Ваш Fon-Kraft (С), 2024 год
Вы уже видели витрину "Миры фон Крафта" ? (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести сборную модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно)