В юности моя мама ездила летом на Целину. Работа штукатуром, веселая студенческая компания, гитара, поездка на озеро Боровое… Ну, и главная цель — деньги, это была возможность студентке подработать (на заработанные деньги мама съездила в речной круиз). Конечно, ее фото с Целины — не очень хорошего качества. На первом она вторая справа, на втором —непосредственно красит потолок. Но они имеют свою историческую ценность.
Но для мамы-то это было летнее времяпровождение, а для многих – стало жизнью.
Люди ехали на Целину, оседали там. Такой поселок Поповка, где приезжим дают по полдома, а женатым могут и дом выделить, описан в повести Владимира Войновича «Мы здесь живем». Там фигурирует и образ московского студента-поэта, приехавшего на Целину за жизненным опытом, но не вынесшим суровых условий.
Весело и торжественно
Большая часть целинных земель приходилась на казахстанские степи. Начиная с 1954 года, хрущевская программа освоения, целью которой было насыщение страны хлебом, пошла полным ходом, и сюда приехали сотни тысяч человек. Как водится, это происходило бравурно и торжественно, цветы, проводы, встречи. Многие из «освоителей» пережили военный и послевоенный голод, а тут обещались сытость и плодородность.
Сначала на Целине строились совхозы, потом — и города. То есть, не на пустом месте. Например, Акмолинск превратился в Целиноград с театром и Дворцом Культуры.
Но с большими трудностями
По воспоминаниям одного из основателей, первоначально жили.. в конюшне. Кто-то обитал и в палатках. Для кого-то бараки возводили. Потом уже для целинников построили дома, школы для их детей.
При этом интересный момент есть в романе Людмилы Улицкой: героиня, приезжая в Москву на учебу из города Акмолинска, поражается белому хлебу, ведь потомки хлеборобов-целинников ели только серый. А в первое время, пока еще ничего не построили и питание целинники вспоминали как скудное: макароны с комбижиром и мясо сурков, которые с избытком водятся в этих краях.
Бывали здесь и пыльные бури, наносившие ущерб людям, рекам и озерам. А коренное население жаловалось, что вместе с освоением на земли пришла преступность, и уже невозможно оставлять дверь дома незапертой.
А что до урожаев, они первоначально действительно были хороши. Вот только зерно иногда пропадало из-за нехватки рук, техники и зернохранилищ.
А теперь целинные территории находятся уже совсем в другой стране… А бывший Целиноград стал Астаной, а потом — Нур-Султаном, а потом опять Астаной. Ног это уже неважно