Почему ученики -музыканты часто предпочитают свободные импровизации работе над произведениями? – При всём разнообразии индивидуальностей и способностей, общей причиной является потребность в свободе и самостоятельности. Свобода и самостоятельность – непременные условия развития психической энергии: раскрытия её потенциала и утончения качеств. Психическая энергия – энергия мысли и сознания – единая основа всех ценных творческих проявлений.
Психическая энергия – индивидуализированный огонь – нарастает, утончается, проявляет свои качества – при условии свободного проявления воли, напряжения мысли и творческого искания. Что при этом не отменяет необходимости внутренней дисциплины и чувства ответственности, умения владеть собой и добиваться качества во всяком деле.
Никогда не следует, под предлогом заинтересованности детей, давать ученикам произведения низкого художественного уровня. Наиболее возвышенные подходы к искусству и творчеству легче других усваивают дети доподросткового возраста.
…Метод «Делай так» – вездесущее натаскивание на качественный результат. Мера его применения уменьшается по мере одухотворения всей педагогики искусства, расширения её горизонтов.
Тонка грань между необходимым послушанием ученика, без которого обучение невозможно, и желанием учителя ускорить достижение ребёнком профессионального уровня качества. Часто в искусстве, где введение в профессию начинается рано, мастерство растёт за счёт подавления именно энергии талантливости.
Психическая энергия детей часто вычерпывается, подобно тому, как исчерпываются природные ресурсы – губительно, не оставляя перспектив. Чем способнее ребёнок, тем меньше у него шансов на гармоничное развитие в Мире, наращивающем темпы конкуренции и ловящем силы человеческие на приманку честолюбия.
Тысячи талантливых детей и схематичное творчество взрослых… Лукавят те, кто говорит о неизвестности причин этого явления. Причины давно известны. Внешняя причина – своекорыстный обман взрослых, выдающих обычное (иногда болезненное) за необычно талантливое. Причина внутренняя – подавленность духовного развития способного ребёнка, в результате – не набирает высоту мысль, не раскрывается потенциал сознания.
Современная педагогика не менее, чем медицина, нуждается в знании внутреннего строения человека. Центры высшей нервной деятельности включаются в деятельность постепенно, семилетие за семилетием. Форсировать развитие психических процессов нельзя.
Но необходимо воодушевлять детей, питать красотою их мышление и воображение, давая широкие представления о жизни и ставя задачи труда, соответствующие возрасту, и оставляя возможности для самостоятельных исканий.
Именно из представления о сложности строения действительного, внутреннего человека следует закон бережности к детству, нуждающемуся в самых возвышенных впечатлениях, в самой чистой энергии мыслей и мотивов, и бережности к сознанию.
Чем культурнее окружение ребёнка, чем правильнее организованы условия его обучения, чем тоньше запрос к качеству его ученического труда, тем гармоничнее раскроется индивидуальный потенциал.
…Звучит музыка, исполненная глубокого чувства, в ней и надежда, и отчаяние, и страстная любовь – а на сцене блестящая виртуозность движений «звёздной» балерины при полном отсутствии чувства… Прекрасно искусство балета. Древнее, с оккультными корнями. Танец выразителен, в сочетании с возвышенной музыкой танец становится уникальной возможностью выражения самых несказуемых чувств…
Концерт струнного ансамбля… Блестящая техника, темперамент… Мысль не проявлена. Слушателям быстро надоедает. Слушатели-музыканты с интересом изучают приёмы исполнения. Зал рукоплещет – умению и… объявленным многочисленным конкурсным победам исполнителей.
Театральная постановка великого произведения. Замысел автора, прекрасная идея, извращён в угоду эффектности и шокирующей «выразительности».
Многообразны отступления от ценностей Красоты. В мире привычной борьбы за лучшие условия существования немногие понимают опасность перевеса тяжёлых энергий, низких вибраций. Своекорыстие и честолюбие рушат мосты Света не только в искусстве, но в каждом труде, во всей жизни.
Уменьшение степени одухотворённости – это утрата возможности вдохновений – в этом преуспел Мир уходящий. Мир Новый утвердит искания Света во всей широте жизненного творчества.
Скажем юным:
Ничего не бойтесь. Дерзайте! Талантливое творчество не только не связано с явлениями общепринятых признаков успешности, но часто противостоят им.
Талант – накопления духовности и многовековой опытности в познании и творчестве – нуждается лишь в ритме труда и в сердечности – в любви. Великая Жизнь каждому находит труд и место в беспредельной цепи сотрудничества. Поэтому нет смысла в соревнованиях, лучше – помогайте друг другу.
Познавайте свободно, не отвергая бездумно кажущиеся абстрактными идеалы. Но сами ищите заключённые в них зёрна идей. И когда убедитесь в их огненности – жизненности, выявляйте их сегодняшнее звонкое звучание, принимая на себя часть ответственности за Будущее.
Углубляйте знание. Ищите учителей, которые поведут вас по пути вдохновляющей красоты знаний и творчества. Чем труднее будет путь, тем ярче вспыхнут огни ваших дарований. Пусть будут строги к вам ваши учителя, тем большей глубины качества достигнете вы в ваших трудах и познании. И тогда вашему взору откроются прекрасные высоты, и свет солнца и звёзд над ними не оставит места поклонению блеску мишуры и декорациям в виде пьедесталов и корон.
Тонкий голос сердца – часть великой красоты жизни. Не заглушайте его в себе ни при каких обстоятельствах. По мере стремления согласовывать труд ваш с голосом красоты внутри сердца, и по мере вашего бесстрашия жить и творить в согласии с чувством красоты, в вас будут раскрываться и крепнуть силы ваших талантов.
Не слушайте голоса обыденности. Стремитесь, потому что стремление – закон жизни. В стремлении рождается вдохновенность. Ищите красоту во всей жизни. Красота и Знание сделают вас счастливыми, свободными, окрылёнными прекрасными огнями вдохновения.
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью этот материал читайте на нашем сайте "Живая Школа": "Исполнительское искусство и психическая энергия. О вдохновении"