Тёмная августовская ночь в деревне. Жители давно спят. Тихо. Звёздное небо. Только в одном доме на кухне горит свет. За столом сидит молодой мужчина. Перед ним лежит открытый конверт, но он не решается достать послание.
Три года назад. Летнее утро. В дом нерешительно входит парочка, взявшись за руки.
- Мама, познакомься. Это моя Даша, - торжественно представляет Семён девушку, которая смущённо прячется за его спиной.
Вера гладила бельё и растерялась от нежданной гостьи. В голове промелькнуло опасение:
«Неужели решился? Только не это!»
Она даже села на стул. Ноги подкосились.
- Ты чего, сынок? - Спрашивает мать, пытаясь перевести неловкую ситуацию в шутку. - Ты представляешь мне Дашу, как будто я её не знаю. Она выросла на моих глазах.
Сын уже год встречался с Дарьей. Вера не одобряла эти отношения. Да и как она могла одобрять, если Даша - это дочка её Ивана.
В молодости Вера и Иван любили друг друга, собирались пожениться. Но не сложилось. Иван бросил Веру за неделю до свадьбы. Встретил как-то на танцах приезжую почтальоншу Светлану и влюбился. Девушка она модная и красивая, не чета простеньким деревенским девчатам. Вскоре Иван женился на Свете. У них родилась дочь Даша. Та самая, в которую угораздило её сыну влюбиться.
Вера в том же году выскочила замуж за хорошего парня Фёдора. Через год на свет появился Семён. С годами она поняла, что счастлива и даже полюбила мужа.
В случайные встречи с Иваном, Вера общалась спокойно. Казалось, обида забыта. Она верила, что не держит на него зла. У неё прекрасный, любящий муж и заботливый сын. Всё сложилось в жизни хорошо. Чего обижаться?
Но, как только сын начал встречаться с дочерью Ивана, забытая обида вспыхнула с новой силой. Да, так, что женщина едва сдерживала себя, чтобы не вцепиться девушке в волосы при встрече.
Вера настойчиво противилась общению Семёна с Дашей. Она просто ненавидела девушку. Несколько раз серьёзно говорила с Семёном, пыталась отговорить. Даже рассказала ему свою историю, как Иван подло поступил с ней перед свадьбой. Семён внимательно выслушал мать и привёл свои доводы:
- Мам, но Даша не должна отвечать за проступок своего отца. Она совсем другая. Ты увидишь, какая она хорошая.
- Сынок, а ты уверен, что она не бросит тебя? Не думаю, что она сильно отличается от своего папаши, - язвительно возражает Вера.
- Даша меня любит! И я её люблю, - настаивает сын. - Она не такая, как её отец! Я уверен! Хочешь, ты или нет, но мы с Дашей поженимся!
Вера сжала кулаки, едва сдерживает слёзы. Сын представил ей Дашу, как свою невесту. Женщина в первую минуту растерялась. Но уже через мгновение взяла себя в руки и поднялась со стула.
- Ах так? - гневно кричит мать. - Даша здесь жить не будет! Идите к её родителям. В моём доме ей места нет!
Даша за спиной Семёна вскрикнула и крепко вцепилась в его руку. Он посмотрел на испуганное лицо девушки и заявил:
- Хорошо! Мы были готовы к такому приёму, - берёт невесту за руку и тянет её за собой. - Мы уходим. Если ты вдруг, когда-нибудь пожалеешь о своём поступке, не приходи к нам. Я не хочу тебя видеть! Ты мне не мать!
Молодые поспешно вышли из дома. А Вера потерянная и напуганная, села и разрыдалась от беспомощности.
«Боже, что я натворила? - корит она себя. - Выгнала собственного сына».
Вечером домой с работы вернулся муж Фёдор. Вера рассказала ему обо всём со слезами.
- Вера, я не верю! Это на тебя не похоже, - удивляется муж. - И ты выгнала сына из дома? Подумай сама. Ну, что он такого сделал? - убеждает он. - Наш сын просто отстаивает свою любовь. В отличие от твоего Ивана, он действительно любит Дашу. Ты должна гордиться таким сыном.
Вера рыдает на плече у мужа. Он обнял её и вздохнул.
- Федь, - всхлипывая говорит Вера. - Я уже и сама пожалела, что так поступила. Но что теперь делать? Семён сказал, что не простит меня никогда.
- Ничего, ничего, - успокаивает муж и усмехается. - А вот эта горячность у него от тебя. Я попробую с ним поговорить. Всё будет хорошо.
Фёдор сходил к сыну. Долго извинялся за слова матери, но тот наотрез отказался возвращаться домой. Даже на свадьбу, которую молодые сыграли в местной столовой, родителей Семён не позвал.
Прошло три года. От чужих людей Вера знала, что у Даши и Семёна родилась дочка. Очень хотела помириться с сыном, но не решалась услышать очередной отказ. Они с мужем часто говорили о сыне и его семье. Очень хотели участвовать в воспитании внучки.
Однажды Вера протянула мужу письмо и сказала:
- Феденька, прошу тебя… Передай это сыну. Если он не желает меня видеть, то пусть хотя бы прочтёт мои извинения. Я так больше не могу!
- Нет, - возражает муж, отстраняя послание. - Сама ему всё скажешь. Хочешь, завтра вместе сходим к сыну. Ну, не может же он столько времени злиться на нас.
- Хорошо, - успокоилась Вера и даже улыбнулась. - Я пойду. Я всё скажу. Пусть он знает, как я люблю и его, и Дашу, и внучку.
Супруги легли спать. Проснулись они ночью от едкого запаха дыма.
- Пожар! - закричала Вера, хватаясь за мужа. - Федя, горим!
Они попробовали пробраться к входной двери. Но пламя преградило дорогу. Фёдор позвонил в пожарную часть. Ему ответили, что уже выехали, вызов принят. Им только что позвонил какой-то мужчина. Вера и Фёдор задыхаются от дыма. Муж вернулся в спальню и разбил окно.
- Вера! - кричит он. - Скорее иди сюда! Ну, где ты?
Он шагнул к жене, но из кухни, где сидела жена вырвалось пламя вместе с криком Веры. В это же время на улице раздался шум подъехавшей машины.
- Сюда! - кричит Фёдор, махая пожарным. - Моя жена задыхается в кухне. Сюда!
Но чьи-то сильные руки подхватили мужчину, и он оказался на улице. Сирена скорой помощи. Вокруг суетятся односельчане. Фёдор заметил сына, который бежит к нему.
- Папа, ты как? - спрашивает сын и оглядывается кругом. - А где мама?
- Мама была со мной, но потом что-то взорвалось… - отвечает отец, закашлявшись.
- Это я вызвал пожарных, - говорит сын, набрасывая на отца покрывало. - Я сейчас…
Он попытался уйти, но отец схватил его за руку.
- Сынок, ты прости мать, - просит отец. - Она так страдает.
В дом как раз вошли пожарные и приступили к тушению огня. Через несколько минут вынесли мать. Медики уложили её на носилки и понесли в машину.
- Вера! - обеспокоенно вскрикнул Фёдор.
- Мама! – закричал Семён и побежал к матери, которая лежала без сознания.
В ту же машину отвели и мужа. Он кашлял, а рука и лицо кровоточили.
***
На следующий день в больнице. Семён нервно ходит по коридору, в ожидании врача. Отец лежит в палате, его жизни ничто не угрожает. А маму Семёна сразу поместили в реанимацию. Женщина сильно надышалась дымом и получила серьёзный ожёг. Вспыхнула бутылка подсолнечного масла и пролилась на лежащую на полу без сознания Веру.
Всю ночь врачи боролись за её жизнь. Семён заметил врача, выходящего из реанимации и побежал к нему.
- Ну, что с мамой? Она пришла в себя? - поспешно спрашивает сын.
- Нет, - мотает головой доктор, и сделав паузу, произносит. - Ваша мама умерла, не придя в сознание. Извините, мы сделали всё, что смогли.
Семён не понял ответ врача. Он открыл рот, чтобы переспросить, но так и остался стоять неподвижно. Только сейчас он осознал, что не успел. Не успел помириться с родителями, не успел сказать, как он жалеет об этой ссоре, как любит и отца, и маму. Но теперь её больше нет. Просто нет и всё.
«Она так и не простила меня, - думает Семён, низко опустив голову, чтобы никто не видел слёзы на его лице. - Какой я был упрямый! Мамочка, прости меня!»
Он ещё постоял в коридоре, вытер глаза и направился к отцу.
- Семён, ну как там Верочка? - спрашивает его отец, приподнимаясь с кровати навстречу сыну. - Она пришла в…
Он замолкает. По каменному, скорбному лицу сына, отец всё понял. Фёдор сжал губы и по его лицу потекли слёзы. Он протянул руки, чтобы обнять сына, и Семён подошёл к нему. Они долго сидят обнявшись. Тело отца дрожит от молчаливых рыданий.
Родительский дом пострадал от пожара не сильно, и Фёдор решил после больницы вернуться домой.
- Пап оставайся с нами, - просит его сын. - Мы с Дашей будем тебе очень рады. Живём отдельно от её родителей. Недавно купили свой дом.
- Согласен. Семён, мне нужно заехать домой, - просит отец. - Хорошо, что дальняя комната, как ты говоришь, не пострадала. Я должен тебе кое-что передать. Мать оставила.
Семён стоял на улице у машины и курил. Он не мог войти в родительский дом. Слишком много боли он причинил им. Фёдор скоро вышел и молча сел в машину.
- Поехали, сынок, - сказал он, прижимая семейный портрет.
Семён привёз и разместил отца в свободной комнате своего дома. Даша заботливо приготовила обед и хлопотала возле свёкра. Фёдор ушёл в сою комнату и лёг. Он не мог спать. В голове всё мелькали обрывки той страшной ночи и последний крик жены.
На следующий день состоялись похороны Веры. Всё, как в тумане. После ужина, когда Даша ушла укладывать дочь спать, мужчины остались на кухне.
- Семён, - обратился отец дрожащим голосом. - Мать тебя очень любила…
Он протянул сыну конверт:
- Вот! Словно чувствовала, что не сможет сказать. Просила меня передать тебе письмо.
Он положил конверт на стол и вышел.
Семён смотрит на письмо матери, но не решается прочесть. Наконец, рука потянулась и достала лист бумаги с ровным красивым почерком:
«Сынок, родной мой, прости свою мать…» - начинались слова матери. Слёзы предательски брызнули из глаз, а в горле застыл ком. Он больше не видит букв, всё расплылось.
В голове звучит ласковый голос: «Семён, родной, как я люблю тебя, сынок. Ты самое дорогое, что у меня есть. Чтобы ты ни сказал, ни сделал, я всегда буду тебя любить. Не грусти. Просто подумай обо мне, и тебе станет легче. Я всегда рядом».
***
Любите и цените своих матерей.