«Судьба человека» — рассказ советского писателя Михаила Александровича Шолохова. Впервые этот рассказ был опубликован в газете «Правда» в два этапа: в декабре 1956 года и в января 1957 года. Во времена публикации этого рассказа газета была самым верным решением, поскольку книги все еще стоили больших денег, а Интернет еще не пришел в массы. «Газетная культура» имела совершенно иной вид, люди хранили и сшивали газеты, оставляли вырезки; газеты вклеивали за стекло у автобусных остановок, и люди читали их, пока ждали автобуса.
Опубликование рассказа «Судьба человека» можно было назвать своеобразным подарком, потому что печатался этот рассказ под Новый Год (31 декабря и 1 января) в главной на тот момент газете страны, которую обязательно купят, особенно в канун праздника.
Напомним вам, в чем заключалась суть рассказа: главный герой — Андрей Соколов. В годы Великой Отечественной войны ему пришлось покинуть родной дом и уйти на фронт. В первые месяцы войны Соколов попадает в плен. В концлагерях повсеместно располагались лозунги «Сломить волю, сломить душу, сломить тело». Ему удается избежать расстрела, стойко и мужественно выстоять перед лицом фашизма. Соколов бежал из плена, но судьба преподнесла ему новые испытания — солдат узнал, что его жена Ирина и обе дочери погибли при бомбежке. У Соколова был еще и сын, тоже служивший на фронте, на тот момент он еще был жив. Не в силах оставаться больше в родном городе, Соколов возвращается на фронт. В день Победы Андрею приходит страшное известие — в последний день войны убивают его сына. Андрей Соколов остается совсем один. Позднее он встречает осиротевшего мальчика, которому сообщает, что он — его отец, тем самым дав надежду на жизнь и себе самому, и юноше.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы...Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Примечательно, что рассказ Шолохова основан на реальных событиях. Писатель встретил человека, который рассказал ему свою историю, когда был на охоте в 1946 г. Он был поражен этой историей и сказал, что обязательно напишет об этом рассказ. 10 лет спустя Шолохов и написал «Судьбу человека», на написание у него ушло порядка 7 дней. Скорость письма, конечно, поражает. Но на обдумывание этой самой истории ушло 10 лет. Шолохов искал подходящие описания в произведениях Ремарка и Хемингуэя, но все было не то. Вероятно, озарение пришло спонтанно, и Шолохов смог уместить в своем рассказе целую жизнь.
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Кроме прочего, среди литературоведов распространено мнение, что произведения Шолохова связаны между собой, а «Судьба человека» является как бы продолжением «Тихого Дона». Разница лишь в том, что «Тихий Дон» Шолохов начинал будучи молодым 20-летним юношей, и в этом произведении одна динамика, а в «Судьбе человека» уже совершенно другая. Автор один и тот же, однако человек уже совсем другой. В разное время ходили слухи, что Шолохов не писал «Тихий Дон», что это сделал кто-то другой. Однако уже в наше время люди проводили компьютерные экспертизы, сравнивая тексты «Тихого Дона» и «Судьбы человека», и было выявлено, что стилистически тексты совпадают на 89-90%. Дело все в том, что «Тихий Дон» находился в процессе написания более 15 лет. Это довольно большой срок, за это время у Шолохова появился совершенно новый жизненный опыт и видение на мир. А «Судьба человека» вообще томилась в сознании писателя 10 лет.
Произведение особенно и тем, что Шолохов в небольшом рассказе раскрыл неподдельную историческую правду, выразив судьбу целой эпохи. Некоторые ученые проводят параллель между Шолоховым и Чеховым, поскольку «Судьба человека» отличалась своей краткостью и лаконичностью, которые, в свою очередь, сочетались с глубиной содержания.
Интересен и тот факт, что композиция произведения выстроена по типу «рассказ в рассказе». Повествование ведется от первого лица, что создает ощущение достоверности и неподдельности каждого слова. Такой прием был своеобразным «голосом народа»: в произведении два рассказчика, сопереживающих друг другу, формирующих тем самым общенародные настроения и мнения.
Шолохов был убежден в том, что человек может повлиять на свою судьбу, приняв сторону добра или зла, однако выбор этот зачастую отягощен взаимодействием человека и исторических событий. В гуще всех событий, которые происходят в рассказе, Шолохов обличает душу человека, который живет в суровых обстоятельствах, в переломный момент истории. Трагические события Великой Отечественной Войны обличили истинную личность человека, столкнули ее с проблемой нравственного выбора. В произведении одни личности являются воплощение добра, другие же — воплощением зла. Зло раскрывается через нравственные качества немецких захватчиков, представляющие собой жестокость, насилие и жажду крови. Добро же показывается Шолоховым через волю и стойкость русских солдат, их мужество и патриотизм.
Продолжая разговор о судьбе, стоит сказать, что в произведении мы видим судьбу Андрея Соколова, но на самом деле рассказ отражает судьбу целой эпохи. Сам Соколов является борцом с этой самой судьбой, но проигрывает: побывав на войне и в плену, приложив нечеловеческие усилия, чтобы выжить, солдат не может спасти свою семью, так же как и не может остановить ход времени. Война вершит судьбы, и это явно прослеживается во всем рассказе: Андрей выжил, но потерял семью; день Победы наступил, но в день всеобщей радости Соколов потерял сына.
Поцеловал я его и отошел в сторонку. Подполковник речь сказал. Товарищи-друзья моего Анатолия слезы вытирают, а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..
Несмотря на все то, что произошло с Андреем Соколовым, он продолжает бороться с судьбой. Усыновив Ванюшу, Андрей вмещает в свою трагедию страдания ребенка, воплощая не только любовь к нему, но и через образ мальчика — ко всему народу. Соколов обманывает мальчишку, но именно это зовется «святой ложью». Для двух героев рассказа открывается перспектива на новую жизнь, свободную от трагедий разрушения. Рассказчик верит в то, что Ванюша вырастет человеком долга и чести.
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец»
Именно с помощью подвига любви Андрея Соколова по отношению к детству, путем победы над испытаниями судьбы, над недостатком гуманизма, зла в мире, представляющие собой следствие распространения фашизма, преодолевается трагедия войны.
Произведение Шолохова стало «катализатором» для новой литературы о войне. Рассказ, явившийся «исповедью» о войне, показал, что нельзя молчать об ужасах этой эпохи, исключил недомолвки. Шолохов написал правдивую историю о том, как силен русский человек перед ударами судьбы и истории.
Михаил Александрович Шолохов стал одним из немногих не эмигрировавших советских Нобелевских лауреатов (1965 г., «За художественную силу и честность, с которой он в своей донской эпопее отобразил историческую эпоху в жизни русского народа»). Он — единственный советский писатель, который получил эту премию с согласия руководства СССР.
В 1964 году Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии, объяснив это тем, что премия стала «западной высшей культурной инстанцией», а также выразив сожаление, что премия не была присуждена Шолохову и что «единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещённая в родной стране».
Как известно, по произведению Шолохова вышел и одноименный фильм Сергея Бондарчука, который получил не меньшую популярность. Фильм вышел в 1959 году, однако больший интерес представляет процесс съемок. Долгое время не могли найти подходящего актера на роль мальчика Вани, было более 100 претендентов на эту роль. Бондарчук почти отчаялся, однако друг режиссера, Владимир Борискин, предложил посмотреть на роль его сына. Мальчишке не было и 6 лет, он еще не умел читать. Бондарчуку мальчишка очень понравился, более того, на площадку приезжал и сам Шолохов, который так же одобрил мальчика на роль в фильме. Интересен тот факт, что родители мальчика на момент съемок разводились, и сам мальчик претерпел состояние душевного разлада.
Стоит сказать, что произведение, хоть и небольшое по размеру, все же имеет огромное значение. «Судьба человека» по сей день привлекает внимание литературоведов, люди пишут статьи, разбирая произведение на разные отрывки. Этот рассказ — поистине великий вклад в русскую литературу.
Наш Telegram: https://t.me/biblioMMGU