Анна Закомолкина: «Виктор Курильчук перестроил мне баскетбольные мозги»

217 прочитали

Защитник «Самары-2» – о невероятной индивидуальной статистике в детстве, переезде из Красноярска, сложном переходе в профессиональный спорт и тренировках с «основой».

Защитник «Самары-2» – о невероятной индивидуальной статистике в детстве, переезде из Красноярска, сложном переходе в профессиональный спорт и тренировках с «основой».

– В Оренбург ваша команда приехала из Челябинска, где одержала две победы. Расскажи, как начался для вас этот выезд?

– Мы очень ждали эти выездные игры, потому что атмосфера на них отличается от домашней. Прикольно, когда со всей командой заселяешься в гостиницу, ходишь кушать, ездишь на тренировки… Всё это заряжает!

Мы были настроены на две победы в Челябинске. Матчи получились тяжёлыми, мы знали, что «Славянка» сейчас в хорошей форме, все лидеры, кроме Марии Харчиковой, в строю.

После первой игры все эмоции закончились («Самара-2» победила в овертайме со счётом 86:83, прим.). На второй игре даже на лавке было тяжело сидеть, поддерживать команду, когда отдыхала. Конечно, были рады, что победили, особенно в повторной встрече. Две победы из двух на выезде – это приятно! Надеемся на победы и в Оренбурге.

– Против «Славянки» невероятный матч провела Софья Трачук, реализовавшая шесть трёхочковых бросков подряд. Удивились такому представлению от своего капитана?

– Соня может! Мы прям визжали от радости на скамейке.

«Трёшки» она всю жизнь хорошо бросает, хоть ей в детстве тренеры и запрещали это делать, говорили, что она «большой» игрок, должна больше работать под кольцом. Но бросок у неё есть, что она в очередной раз и доказала в этом матче.

– До этого выезда вы провели 18 домашних матчей подряд. Не устали играть дома?

– Мне кажется, что так даже проще, потому что всё время в одном ритме. Играем, никуда не мотаемся. Хоть мы и в разных залах играли, но всё равно в домашних, где всё привычно.

Конечно, мы удивились, что у нас такой календарь, но так составили расписание, нам никто ничего не объяснил.

Защитник «Самары-2» – о невероятной индивидуальной статистике в детстве, переезде из Красноярска, сложном переходе в профессиональный спорт и тренировках с «основой».-2

– Можешь выделить, кто тебе особенно запомнился из соперников в этом сезоне?

– В прошлом сезоне мне нравилось, как играл «Енисей-2», но сейчас состав у них поменялся, уровень команды стал чуть-чуть пониже, но всё равно они растут от матча к матчу.

«Надежда-2», на самом деле, классная команда. Я очень удивилась, когда увидела, что Дарья Аникина набрала 43 очка. Это вообще что-то невероятное!

А самые неудобные соперники – это «маленькие» и быстрые игроки, как Мария Ануфриенко из «ЧГУ-Атланта» или Ульяна Юнина из «Надежды-2».

– Ты третий год выступаешь в системе «Самары», но в этом году дебютировала за основную команду, хоть и произошло это в «предсезонке». Как тебя встретили в «основе»?

– Девчонки меня поддерживали, когда я выходила в товарищеских матчах против курского «Динамо». Сильно волновалась. Вышла – сразу мяч потеряла из-за волнения, так руки дрожали.

Ольга Новикова сильно поддерживала, Ксюша Кунакова… Запомнилось, как она искренне порадовалась за меня, когда я набрала очки в Оренбурге (на предсезонном турнире памяти Виктора Черномырдина, прим.).

В основном тренировалась с «основой» летом, все сборы в августе я провела с ними. И только пару тренировок, наверное, со своей командой. У нас была ротация: то меня возьмут в «основу», то Алису Грачеву, то Арину Малаеву, то Дашу Годяеву…

В сентябре я уже реже стала к ним ходить. Мы помогали им, пока не приехали легионеры, чтобы был нормальный тренировочный процесс, а потом к ним и команда 3x3 присоединилась, и иностранки приехали… Мы перестали к ним ходить, нас отпустили в «Самару-2».

– Как тебе баскетбол 3x3?

– 3x3 сильно отличается от 5x5, там «физухи» больше нужно, важнее игра 1x1.

Баскетбол 5x5 более тактический, более командный. Мне такой баскетбол больше импонирует.

Конечно, хотела бы попробовать себя в 3x3, но карьеру связываю с 5x5.

– Посещаешь матчи мужской и женской «Самары»?

– Да, матчи «Самары» в Единой Лиге ВТБ и в Премьер-лиге частенько посещаем, иногда приходим на «молодёжку», следим за трансляциями.

В залах комплекса «МТЛ Арена» мы тренируемся только перед играми, а в основном тренируемся в другом зале – в «Орбите».

– Расскажи о своих любимых игроках. За кем следишь?

– В NBA мне нравится Кайри Ирвинг, его дриблинг восхищает. Стефен Карри, конечно, со своим феноменальным броском. И Джа Морант – это что-то нереальное!

За WNBA вообще не слежу, а в Премьер-лиге мне нравится Алекс Бентли из УГМК – яркий пример американского стиля игры.

– Кстати, ты же успела поиграть с легионерами в «Самаре»?

– Успела. Необычные ощущения. Конечно, если бы они были моего возраста, то было бы поинтереснее, я бы чувствовала себя более раскрепощённо.

Рамона Лира Маседу вообще была моей соседкой по номеру в Оренбурге. С коммуникацией, конечно, было тяжело, но какими-то элементарными фразами мы обменивались.

Все легионеры доброжелательные, улыбчивые и классные!

Защитник «Самары-2» – о невероятной индивидуальной статистике в детстве, переезде из Красноярска, сложном переходе в профессиональный спорт и тренировках с «основой».-3

– Как получилось, что ты, будучи воспитанницей красноярского баскетбола, свою профессиональную карьеру начала не в «Енисее», а в «Самаре»?

– Мой первый тренер Григорий Валерьевич Мурашко собрал свою команду, у него не было никаких спонсоров. Он собрал команду, которую сам же и начал тренировать. Потом он взял к себе Бориса Борисовича Борисова, который стал с нами иногда ездить в качестве второго тренера.

Григорий Валерьевич преподавал физкультуру в школе, где и набирал ребят. Меня так и взяли в команду в первом классе. Он выбрал самых высоких, а меня не выбрал, потому что я маленькая. Я тогда сильно расстроилась, потому что очень хотела заниматься спортом, без разницы каким. Он увидел, что я расстроилась, и сказал: «Ладно, приходите, кто хочет, там посмотрим!».

В итоге на тренировку пришло человек 15, а остались в команде только я и один мальчик. Все тренировки с детства были только с Григорием Валерьевичем – и индивидуальные, и командные. И потом, когда пришло время играть в Первенстве России, мы поехали на соревнования от спортшколы «Красноярск». Получается, что мы выступали отдельно от «Енисея».

Так мы и выступали на всех Первенствах России за нашу спортшколу. В «Енисее», конечно, рассчитывали, что я буду играть за эту команду, но как-то так получилось, что меня отправили в Самару. (Смеется.)

– Ты вообще предполагала, что в 16 лет уедешь в другой город?

– Нет. Это было неожиданно. За два месяца до полного переезда в Самару я узнала о самой возможности такого переезда, а точно о переезде узнала лишь спустя месяц!

И это повергло меня в шок! Уезжать от родных, от друзей… Я такой человек, которому комфортно на одном месте. Но переехала, со временем привыкла к новому городу. И ни о чём жалею, потому что здесь хорошо развивают игроков.

– До переезда в Самару ты ведь успела поиграть за волжанок в качестве усиления?

– Да, я играла за Самару в 2019-м году, ездила с командой Марины Курильчук на первый этап EGBL в Латвию, где мы одержали пять побед в пяти матчах.

А до этого мы стали бронзовыми призёрами Первенства России среди игроков 2005-го года рождения.

– В составе команды СШОР «Красноярск» ты демонстрировала какие-то невероятные индивидуальные показатели (Анна набирала по 28 очков в среднем за игру, прим.). Как ты воспринимала свою статистику в тот момент?

– Нет, я не понимала, что это много. Просто так пошло с самого детства. После переезда в Самару, когда я набирала очков по 13 за игру, мне казалось, что это мало, что что-то не то… Я училась играть в командный баскетбол.

Только сейчас, думаю, постепенно приходит понимание того, что такое командный баскетбол. И это понимание приходит в Высшей лиге.

– В Первенстве ДЮБЛ за «Самару» этого понимания ещё не было?

– В Первенстве ДЮБЛ всё было как-то размыто. Это был такой переходный момент. Очень тяжёлый сезон для меня. У меня сильно упала статистика, меня это сильно расстраивало.

…Я всю жизнь до этого выступала за команду, где играла, можно сказать, одна. В том плане, что вся ответственность была на мне. Это в подсознании отложилось, что мне надо получить мяч! И было очень тяжело перестроиться, но я понимала, что это необходимо. И мне хотелось переключиться на командный баскетбол.

Я понимала, что в профессиональном баскетболе не будет так, как было в детском. Пришлось заново учиться играть в баскетбол, поднимать баскетбольный IQ, потому что после переезда из Красноярска в Самару для меня все взаимодействия были в новинку.

Защитник «Самары-2» – о невероятной индивидуальной статистике в детстве, переезде из Красноярска, сложном переходе в профессиональный спорт и тренировках с «основой».-5

– В твой второй сезон в Самаре ваша команда дебютировала в Высшей лиге…

– Ко второму сезону в Самаре – с «Самарой-2» в Высшей лиге – я подошла с конкретным пониманием того, чего мне не хватает. Пониманием того, что надо учиться отдавать передачи и правильно распоряжаться временем с мячом.

Меня постоянно ругали, что я слишком много стучу мячом. И это действительно так было. (Улыбается.) Сейчас я, конечно же, стараюсь так не делать, потому что это нарушает командную работу.

Виктор Степанович Курильчук очень многому меня научил. Я очень сильно ему благодарна. Он прям баскетбольные мозги мне перестроил.

– Я узнал о тебе несколько лет назад из ролика на YouTube. Чем можно объяснить, что уже в 12 лет ты так выделялась среди своих сверстников?

– С самого детства у меня был большой интерес к спорту, глаза горели. Я все упражнения выполняла с максимальной концентрацией, старалась очень сильно. И я настолько загорелась всем этим, что начала приходить на площадку отдельно. Я играла в баскетбол, но если кто-нибудь начинал играть, например, в футбол, то я играла в футбол. Мне всё нравилось!

И мой тренер Григорий Валерьевич заметил этот интерес, моё стремление. Начал организовывать мне индивидуальные тренировки, очень много работал над моим дриблингом, я совершала много бросков… Даже на уроках, когда он вёл физкультуру, я отдельно с Максимом Мелиховским тренировалась. Максим, кстати, вместе со мной приехал в Самару, но через год он решил завязать с баскетболом – и уехал.

Мы много времени посвящали индивидуальным тренировкам. Например, учёба начиналась с 8:30, а мы, если в этот день не было физкультуры, с 7 утра тренировались. Летом я постоянно пропадала на площадках.

– Расскажи, что есть в твоей жизни, помимо баскетбола.

– Я интересуюсь психологией. Думаю, если бы не спорт, то стала бы психологом. Книжки читаю про психологию, ролики на YouTube смотрю. Интересно, как человеческая психика устроена. Наверное, потому что я сама чувствительный и ранимый человек. В какой-то момент мне стало интересно, чем отличается внутренний мир разных людей.

Сейчас, чтобы сильно не перегорать, захотелось заняться чем-то ещё, что не связано с баскетболом. Решила освоить удалённую профессию. Я прошла пробный курс. И думаю, что теперь буду учиться работать удалённо, буду пробовать писать простым языком тексты, адаптированные под поисковые запросы.

Ещё я учусь на тренера в колледже олимпийского резерва, на втором курсе. Там, естественно, все понимают, что мы на контрактах, что не можем просто так пропускать тренировки. Конечно, преподаватели идут навстречу, но мы всё равно всё делаем, пишем конспекты и закрываем сессии.

Беседовал Антон Виноградов