Найти в Дзене
Финансовый механизм

Рост после падения

Джанин Шепард была на тренировочном велопробеге в Австралии, когда ее жизнь изменилась навсегда - вместе со своей командой она готовилась к Олимпиаде, но летящий навстречу грузовик не оставил ей шансов.

Удар был таким сильным, что Джанин сломала шею и спину в шести местах, а когда ее доставили в больницу, она уже давно была без сознания из-за потери крови. Врачи сумели ее спасти, но их диагноз был неутешительным — девушке диагностировали паралич и сказали, что она больше никогда не сможет ходить.

Позже Джанин вспоминала, что тяжелее всего ей пришлось по возвращению домой - сидя в инвалидном кресле и не чувствуя ничего ниже талии, она поняла, что у нее ничего больше не осталось. Но в какой-то момент она взяла себя в руки и решила — нужно оттолкнуться ото дна и начать все сначала.

Шепард часами занималась на тренажерах, и ее сила воли и упорство дали свои плоды — сначала она научилась двигать ногами, потом сумела встать на них, а вскоре с помощью специальных ходунков начала передвигаться по дому.

В итоге Джанин практически полностью восстановилась — на ее травму указывает лишь легкая хромота, которая не мешает ей жить нормальной жизнью. Вместе с тем она нашла себе новую цель — Джанин Шепард помогает людям, попавшим в сложную ситуацию, не терять веру в себя.

Из этой истории можно сделать важный вывод, который применим и к фондовым рынкам — иногда за самым крупным падением следует самое крупное восстановление. Американский психолог Джонатан Хайдт объясняет это следующим образом:

Один из самых распространенных уроков, который люди извлекают из тяжелой утраты или травмы, заключается в том, что они намного сильнее, чем предполагали. И это новое понимание их силы дает им уверенность в решении будущих проблем... люди, которые однажды сильно пострадали, лучше переносят стрессовые ситуации.

Хотя у рынков и нет личной реакции на травму, есть много примеров того, что после самого сильного падения часто следует самое сильное восстановление. Да, подобный «посттравматический рост» происходит не всегда, но в большинстве случаев происходит именно так.

И этому есть вполне логическое объяснение — во время сильных падений инвесторы паникуют и распродают свои активы, что делает их перепроданными, в то время как показатели бизнеса снижаются далеко не так сильно.

Ярким примером тому является Великая депрессия, о которой Уильям Бернстайн написал следующее: «Во время этого чудовищного кризиса стоимость акций упала на 90%, хотя дивиденды были сокращены лишь наполовину».

Фондовый рынок, да и жизнь в целом, полны трудностей и неудач. Мы еще не раз увидим, как наши портфели «худеют» из-за очередного обвала. Мы обязательно потеряем тех, кто нам дорог. Время от времени мы даже будем терять самих себя. И вопрос лишь в том, что мы будем делать, когда это случится.

В жизни нет надежных способов, которые гарантировали бы нам полное восстановление и успех. Некоторые события слишком болезненны, чтобы полностью от них оправиться. Это верно как для рынков, так и для людей — и некоторые вещи сохранить не удастся.

Многие из тех, кто оказался на самом дне, так и не смогут оттуда выбраться. К сожалению, отчаяние может поглотить целые поколения. И иногда победители продолжают выигрывать, а проигравшие — проигрывать.

Но несмотря на эту жестокую реальность, люди способны на очень многое. В своем блоге я писал о тех, кто сумел пройти сквозь джунгли Амазонки и безжизненные льды Антарктиды. Я упоминал мужчину, который провел четыре часа в ледяной воде. Не забыл я и о человеке, который постоянно учился, а так же о том, кто ради своей цели сумел сдвинуть горы.

Друзья, приглашаю вас в свой телеграмм-канал Финансовый механизм!

Материал ранее публиковался в моем Пульсе

Всем спасибо за внимание!