Год назад я писал статью по итогам первого года действия в моём родном городе новой системы транспортного обслуживания. Сейчас появилось ещё несколько интересных вещей, которые хочется упомянуть. В целом, очень радует то, что автобусная и троллейбусная сети эволюционируют, но огорчают отсутствие развития трамвайной сети (начало строительства концессионного трамвая в Шушарах не в счёт - хотя там, когда достроят, будет круто) и очень медленные темпы строительства метро ("Казаковскую" с "Путиловской" и "Театральную" с "Горным институтом" мы ждём уже лет сто).
Но город сделал свой выбор. Автобусы и троллейбусы (точнее - электробусы с подзарядкой в движении) используются не только на коротких маршрутах-подвозках к метро, но и на магистральных, пересекающих весь город. И это не самый лучший вариант, но два года назад подобных магистральных маршрутов практически не было вовсе, а наземная транспортная система занималась лишь подвозкой пассажиров к станциям метро. Сейчас на троллейбусе можно ехать с Балтийского вокзала на Гражданку, а от Смольного - на Васильевский остров через Сенную площадь и площадь Труда. На автобусе можно добраться с Двинской улицы на Ржевку, с Парнаса к открытой недавно после капитального ремонта станции метро "Ладожская", а от "Балтийской Жемчужины" в Кудрово.
Кроме длинных маршрутов, важным нововведением реформы стал ещё и тариф на время, позволяющий пересаживаться в течение часа без ограничений. Ещё бы и метро в эту схему включить, как в Москве - но эта проблема имеет крайне мало шансов решиться, поскольку "Петербургский метрополитен" - отдельное юридическое лицо, включить которое в общую систему пока не хватает то ли политической воли у руководителей, то ли здравого смысла. Зато имеющаяся схема побуждает совершать некоторые поездки наземным транспортом, когда это можно осуществить, не спускаясь в метро.
Перед Новым годом появился ещё автобусный экспресс-маршрут в аэропорт "Пулково" - помимо 39Э, который без остановок идёт от метро "Московская", теперь есть ещё 82Э от метро "Проспект Ветеранов". Очевидный недостаток его в том, что съезд с КАД на Дачный проспект, по которому он пролегает, стоит весь световой день в утренний и вечерний час пик намертво. Видимо, вскоре на Дачном проспекте будет выделенная полоса для автобусов. Как автомобилист, который регулярно пользуется этим съездом, я этому не рад, но, если будет так, то автобус в "Пулково" и обратно начнёт "летать" так, что никакие дорогущие проекты метро в аэропорт или аэроэкспресса не будут нужны ещё лет пятьдесят как минимум.
Любопытнейшая судьба у троллейбусного маршрута №12 - его не существовало несколько лет, поэтому под этим номером выпускали временные, затыкающие дыры на время ремонтов трамвайных путей (как минимум, лично помню его на проспекте Стачек, где он дублировал трамвай №52 в Сосновую Поляну, и - на Старой Деревне, где он ходил вместо трамвая №18). Сейчас этот маршрут уже на постоянной основе связывает Центральный и Василеостровский районы (от Смольного до улицы Кораблестроителей) через Адмиралтейский. Не знаю, как с пользой для регулярных пассажиров, но как элемент транспортной связности - огненный маршрут. Имеет высокие шансы стать туристическим.
Порадовало меня ещё возвращение "блудного" троллейбуса №42 на Лиговский проспект - историческую трассу от станции "Сортировочная" до Московского вокзала сократили до Волковского кладбища (вернее, этот маршрут был сперва закрыт, а позднее - с открытием станции метро "Волковская" - восстановили до неё) ещё в 2007 году, когда появилась уникальная для России (лишь недавно в Москве повторённая) выделенная автобусно-трамвайная полоса, на которой не стали вешать троллейбусные провода ради одного маршрута. Летом 2023 года, за счёт ТУАХов (а в Санкт-Петербурге предпочитают называть электробус с подзарядкой в движении - троллейбусом с увеличенным автономным ходом), историческую справедливость восстановили. Знающие люди говорят, что это продление троллейбусного маршрута №42 было связано с отменой (вернее, переносом на другую трассу) автобусного маршрута №76, который как раз и ходил от "Сортировочной" до Московского вокзала. Теперь "выделенка" на Лиговском проспекте обслуживает сразу три вида наземного транспорта.
Нужно немного поругаться? Трамваи и метро! Ёжику ясно, что именно эти два вида транспорта должны развиваться, чтобы обеспечивать магистральные связи удалённых друг от друга районов, а автобус и троллейбус уже дополнять их. Это даже отражено в документах, но по факту развитие трамвайной сети если будет, то лишь за счёт концессии ("Чижик" и строящаяся линия в Шушары; разговоры про Колпино и Красное село), а метро действительно строится, но так медленно и печально, что в него почти не верится. Городская электричка? Забудьте, ЗСД ШМСД строится. Губернатор и депутаты ведь не будут ездить на электричке.
А всех остальных автобусы пока вывозят, им к этому не привыкать. Троллейбусы им помогают. Прекрасно работает "Чижик" в своём районе. Очень неплохи ещё трамваи на проспекте Просвещения, проспекте Стачек и проспекте Обуховской Обороны, но это пока не система. Тем не менее, обновление парка вагонов мне кажется достойным оптимистичных прогнозов. Может быть, и доживём ещё до нормального трамвая в бывшей трамвайной столице мира?
Тут ещё говорят, что метро в Каменку лет через 5 10 построят. И в Кудрово...